
В поселке для многодетных под Челябинском большая часть земель пустует, частично там стоят недострои, заехали и живут меньше 10%
Фото: Дарья Пона
Поделиться
— Давайте прокатим вас на «Ниве», — предлагает многодетный отец Роберт. — Специально купил ее, чтобы здесь дом строить, а вообще без серьезного внедорожника тут нечего делать. У меня сюда жена даже не ездит, элементарно не может попасть: у нее обычная легковушка.
Пробраться журналистам на служебном седане к землям многодетных семей и правда не так просто: дорога кончается сразу на съезде с трассы. Под колесами — месиво из застывшей грязи, сугробов и льда. Мы бросаем свою машину и пересаживаемся на «Ниву», чтобы подъехать к единичным домам в поселке Северный под Челябинском.

Вот так выглядят дороги к домам
Фото: Дарья Пона
Поделиться

Передвигаться в поселке Северный можно только на внедорожнике, и то в распутицу проблематично
Фото: Дарья Пона
Поделиться

За четыре года бездорожья даже у «Нивы» расшаталась подвеска, говорит водитель Роберт
Фото: Дарья Пона
Поделиться

Сказать, что здесь кипит жизнь, язык не поворачивается
Фото: Дарья Пона
Поделиться
Какие участки дали многодетным
В поселке Северный, в паре километров от Челябинска, в 2018 году по программе господдержки выделяли участки многодетным семьям. Тогда в Сосновском районе сформировали 800 новых наделов по 10 соток и бесплатно передали их родителям трех и более детей.
— Всё это на бумаге, а по факту ничего нет, — констатирует Роберт. — Похоже, до обещанных садиков даже наши внуки не доживут, раз до сих пор у нас ни воды, ни канализации, ни газа, ни дорог. Сделали бы хотя бы грунтовки, но даже их не делают.

Карта: Дмитрий Гладышев
Поделиться

У Роберта сын и две дочки. Пока выделяли землю и строили сети, старшей исполнилось 18 лет. Дом семьи по-прежнему не достроен
Фото: Дарья Пона
Поделиться
Спустя четыре года здесь почти никто не живет: построиться и заселиться смогли с десяток семей. Большая часть участков пустует, где-то стоят полузаброшенные каркасы домов, местами из земли торчат голые фундаменты.

С этой стороны Северный похож на поселок-призрак: вроде он есть, а вроде его и нет
Фото: Дарья Пона
Поделиться

Большинство домов стоят в чистом поле ничем не огороженные
Фото: Дарья Пона
Поделиться

Многодетные отцы хотят жить в загородных домах, но пока мечта сбылась далеко не у всех
Фото: Дарья Пона
Поделиться

Одни заехали, не дождавшись проведения сетей, другие ждут, когда появятся все удобства
Фото: Дарья Пона
Поделиться
Почему нет сетей
Многие жители не появляются в Северном в надежде, что со временем поселок благоустроят. Но, похоже, они попали в замкнутый круг.
— Но власти не должны смотреть на количество живущих, — возмущается Валерий. — Мы же не целину сюда поднимать приехали, нам дали готовые участки! Например, я сам сделал и скважину, и канализацию, топлю дом электричеством. Живу в поселке с 2020 года. Но многие принципиально ждут сетей: обещали, значит должны сделать. К тому же это недешево: скважина —

У Валерия дочь и два сына. Несмотря на все сложности, он построил дом и заехал в него с семьей два года назад. Но это, скорее, исключение из правил
Фото: Дарья Пона
Поделиться

Пока дома можно подключить только к электричеству, воды, газа, канализации нет
Фото: Дарья Пона
Поделиться
На самом деле подвести все сети власти должны были еще до передачи земель многодетным, уверяет Валерий.
По региональному закону земельные участки, которые южноуральцам предоставляют бесплатно, должны формироваться с учетом следующих условий: транспортная доступность; наличие инженерной инфраструктуры, обеспечивающей уровень благоустройства планируемого к строительству жилого дома; при отсутствии инженерной инфраструктуры участки должны формироваться, если возможность подключения объекта капитального строительства к сетям предусмотрена утвержденным проектом планировки территории.
— Вообще вопрос к властям: почему нам выдали неподготовленные участки, хотя по закону положено предоставлять участки с коммуникациями? Представьте, вы покупаете машину, а вам говорят: «Руля и колес у вас нет, мы их потом поставим». Ну бред же! И здесь — то же самое, — рассуждает Валерий.

Сейчас инициативные жители объединились, чтобы вместе писать коллективные обращения во все возможные инстанции
Фото: Дарья Пона
Поделиться
В доказательство мужчины демонстрируют будущую канализацию, точнее разрытую яму глубиной в несколько метров.
— Ее начали строить в 2021 году, но что-то с уклоном напутали, грунт просел, видимо, будут переделывать. Летом не шевелились, к зиме раскопали, — показывает Валерий. — Водопровод вроде как построили, но ради двух-трех домов систему никто заполнять не будет. Магистральный газопровод проходит в 500 метрах, но, когда к нам протянут ветку, непонятно. В администрации района сказали, что отодвинули на 2028 год.

На бумаге водопровод и канализация построены, но на деле это выглядит вот так
Фото: Дарья Пона
Поделиться
Но всё же самая больная тема — дороги, продолжает наш собеседник.
— Мы уже сами скидывались, покупали щебень и отсыпали частично. Но это недешево, каждая машина стоит по 5–

По ночам на улицах поселка нет освещения
Фото: Дарья Пона
Поделиться
Что говорят власти
Многие хотели бы построить дома, рассуждают наши собеседники, но не у всех есть возможность. Тем более что перспективы весьма туманные.
— Первым построился и заселился Володя. С ним понятно: они с детьми и бабушкой ввосьмером жили в полуторке, вот и сбежали, — говорит Роберт. — Но вы поймите, у нас контингент простой: здесь нет депутатов и олигархов, многодетным строиться очень тяжело финансово. И так каждая копейка на счету. Все стараются возводить дома поэтапно: есть деньги — купил стройматериалы, строишь два-три месяца, где-то сам, где-то родственники помогают. Нет денег — берешь паузу, потом снова начинаешь. Мы с дочерью ведем подсчеты: затраты уже за миллион перевалили.
Активисты говорят, что обращались в профильные ведомства — Минимущества и Миндор, но чаще всего чиновники ссылаются на районную администрацию.
— Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов является вопросом местного значения и осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно, — говорится в ответе жителям от Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области.

Многие жители ставят дома-времянки: будут ли дороги и коммуникации, непонятно
Фото: Дарья Пона
Поделиться
Обращения в Сосновский район, к главе Кременкуля, к которому относится поселок Северный, также ничего не дали, разводят руками люди. Они дошли даже до Генпрокуратуры, но письмо сделало круг и вернулось в Кременкуль, где скопировали ранее выданный ответ.
— С 2021 года осуществляются работы по строительству сетей водоснабжения и водоотведения. Строительство улично-дорожной сети запланировано на 2022–2023 годы, — сообщили жителям Северного в администрации Сосновского района.
Примерно то же самое в ответ на запрос 74.RU сказал глава Сосновского района Евгений Ваганов.
— Сети водоснабжения и водоотведения построены, но не могут быть запущены, пока не появятся потребители (хотя бы четверть от нарезки), — объяснил Евгений Ваганов. — Иначе вода будет не соответствовать качеству, и то же самое — с канализацией! Газ будем делать от Малиновки, когда построим перемычку Полетаево — Малиновка (сейчас проект проходит госэкспертизу). По дорогам есть опасность, что пока все коммуникации проложим, там всё усядет вместе с дорогой. Их будем делать после.

Дороги обещают построить в 2023 году, но пока жителям приходится отсыпать проблемные участки самостоятельно
Фото: Дарья Пона
Поделиться
Чтобы разобраться, почему семьям дали непригодные для жизни участки и когда на них появятся коммуникации, мы направили запросы в Минимущества, Миндортранс и Минстрой. На момент публикации ответы на них получены не были, мы опубликуем комментарии властей, как только они появятся в распоряжении редакции.
— Мы с женой и детьми всегда мечтали жить в загородном доме, — вздыхает Роберт. — Получается, что до сих пор мечтаем.
Напомним, год назад мы рассказывали о проблемах преподавателей челябинских вузов, которые в