Участки садоводов в СНТ «Спутник» (рядом с п. Федоровка на АМЗ) затопило. Воды местами по колено, фундаменты домов размывает, а урожай — способ пропитания для многих пенсионеров — уничтожен. Садоводы винят во всем Шершнинский карьер, с которого, по их мнению, сбрасывают тонны воды прямо через СНТ. Корреспондент 74.RU побывал в «Спутнике» и попытался пообщаться с руководством карьера. Подробности — в репортаже.
К нашему приезду у ворот СНТ собралось полтора десятка человек. Каждый просит выслушать его историю.
— У меня половину огорода затопило. Как думаете, какие там помидоры, лук вырастут? Мы ведь все здесь пенсионеры, мы едим то, что сами вырастим. А я в мае, который был очень холодным, ночевала здесь, в вагончике, чтобы у меня эти помидоры взошли. А теперь у нас тут потоп, — делится хозяйка одного из участков Светлана Самогина.
А Ольга Ильина рассказывает, что покупала сад 10 лет назад. Уже тогда на участке была канавка, по которой шел ручей. Продавец заверил, что это вырыли на случай слишком снежных зим, после которых сходит много талых вод.
— Участок и домик нам понравились. Мы купили и до этого момента столько денег туда вложили! Это наша отдушина, — говорит Ольга Александровна.
— Мне было 12 лет, когда мы строили дом на участке. А теперь он плывет, — вклиниваются наперебой другие пенсионерки. — И если этот дом рухнет, меня завалит, и я там умру. Да если и не умру, то построить новый дом у меня не будет возможности, потому что у меня пенсия 15 тысяч.
Пока мы идем к наиболее пострадавшим участкам, чувствуется сильный запах болота и чего-то протухшего — вода на жаре начала цвести? Сквозь весь «Спутник», прямо по участкам и по улочкам, идет не слишком широкая канава. Но по ней течет такой поток воды, что объемов канавы явно не хватает.
На участке Валерия Журавлева в некоторых местах воды едва ли не по колено. Например, в подсобке. По словам садовода, несколько дней назад такой же уровень воды был и в домике. Стоит ли говорить, что под воду ушла земля на грядках и в теплицах. Урожай в этом году не собрать.
— Огурцы, помидоры, лук погибнут. Листья у деревьев уже все пожелтели, яблони гибнут. Мы ведь делаем заготовки, живем на этом. В магазине много купишь сейчас? У меня пенсия 18 тысяч, у супруги — 8 тысяч, но она, правда, работает. Мы еще сыну помогаем — он пока в консерватории учится, — рассказывает Валерий Филиппович.
Тот самый ручей (хотя скорее полноценная река) течет прямо за домиком Журавлевых. Выдержит ли постройка при таком напоре воды — вопрос открытый.
Еще более плачевное положение у Владимира Бондаря. В этом году — еще до потопа — он начал строить дом, причем с привлечением подрядчиков. На работы и материалы уже ушло около двух миллионов рублей. Однако летом на участке начали появляться незапланированные «бассейны».
— Когда мы покупали участок, этого водяного потока не было. С 4 июня пошла вода, она из-под земли наполнила здесь всё. С подрядчиками уже есть договор, мы не можем останавливать работу. С другой стороны, мы фактически на воде стоим — фундамент может уплыть, как и все наши затраты. Катастрофическая ситуация, — заключает Владимир Николаевич.
Все садоводы, с которыми нам удается пообщаться, утверждают, что до этого лета потопов не случалось. По канаве иногда бежал тонкий ручеек, но он никогда не превращался в реку.
Владельцы участков уверены, что все беды из-за карьера, принадлежащего Шершнинскому щебеночному заводу (филиал московской «Первой нерудной компании»), что в поселке Федоровка.
— Карьер существует примерно 95 лет. В то время с этого карьера проложили технологический сброс воды в Шершневское водохранилище. Сада тогда еще не было. В 1965 году делали сады и какие-то участки нарезали на ручье сброса, — рассказывает председатель СНТ «Спутник» Владимир Угаров. Но сейчас объем воды, который сбрасывают с карьера через наш сад, очень большой.
Садоводы предполагают, что работники карьера во время добычи щебня задели один из подземных водных горизонтов, поэтому воды в карьере стало слишком много. Соответственно, ее нужно откачать, чтобы можно было беспрепятственно работать.
Мы решили съездить на карьер. Виды там, стоит сказать, завораживающие — камера не передает. Вода лазурного цвета, массивные «ступени» от разработки. А вокруг — лес. За этой красотой можно не заметить две трубы, которые ниточками тянутся от водоема вверх по склону. Именно по ним откачивают воду. Трубы выведены за дорогу у карьера, и там заканчиваются — оттуда вода сливается прямо в лес. А дальше, судя по всему, бежит в Шершни через сады.
Рядом с карьером находится КПП с табличкой «Первая нерудная компания». На территорию нас охранник, разумеется, не пустил. Но любезно посоветовал обратиться к начальству, которое сидит в офисе неподалеку.
Заходим в здание офиса, и почти сразу случается диалог с бухгалтером (судя по надписи на двери):
— Вы кто?
— Журналисты 74.RU. Нас садоводы из СНТ «Спутник» позвали. Говорят, у них проблемы из-за затопления.
— Нет никакой проблемы у них. Кто вам сказал, что сюда надо обращаться?
На вопрос, можно ли пообщаться с директором, все встреченные нами сотрудники представляться не хотят и отвечают лаконично: «Директора нет на месте». Зато спустя минут 10 к нам выходит мужчина представительного вида, который по местной традиции отказывается называть себя.
Узнав, что мы журналисты, мужчина быстро уходит, чтобы позвонить в головной (московский) офис. Вернувшись, озвучивает вердикт: все вопросы только через столицу. Однако, прощаясь с нами, он не удерживается от краткого комментария:
— О проблеме знаем. Садовые участки далеко от нас, а в округе очень много предприятий… Поэтому мы работаем в рамках проекта.
— То есть, вода в садах — не ваша? — уточняем мы.
— Не наша, это все, что я могу вам сказать, — заключает сотрудник «ПНК».
Несмотря на это, по словам садоводов, представители «Первой нерудной компании» приезжали в СНТ. Проблему увидели, а решение предложили спорное — проложить пару десятков метров трубы на «самых сложных участках». Это при том, что от края до края «Спутника», судя по онлайн-картам, почти километр.
— Они привезли три шестиметровых трубы. Но это на тысячу метров, я думаю, маловато, — рассуждает председатель СНТ «Спутник» Владимир Угаров.
Редакция 74.RU направила запрос в «Первую нерудную компанию». Ответ опубликуем как только он поступит.
Садоводы тем временем пытаются добиться огласки своей проблемы. Они написали обращения в министерство экологии региона и областное правительство. Направили заявление в прокуратуру. Во всех этих структурах заявления приняли, соответствующие уведомления есть в распоряжении редакции. Правда, в помощь органов власти владельцы участков не сильно верят.
— 24 июня я направила заявления. Только сейчас мне приходят ответы, что заявления зарегистрированы и что нужно 30 дней ждать ответа. Вы сами видите, что через 30 дней от садов ничего не останется, — заключила хозяйка одного из участков Мария Казанцева.
В администрации Челябинска на запрос 74.RU ответили, что специалисты уже обследовали русло ручья и затопленные участки.
— В результате обследования было установлено: инженерные коммуникации частично отсутствуют; лотки в некоторых местах разрушены; один из собственников СНТ установил капитальное строение (баню) на русло ручья; а на заброшенных участках русло ручья заросло кустарниками и деревьями, — констатировали в мэрии.
Решением проблемы, по мнению чиновников, станет очищение и углубление канавы с последующей прокладкой там труб. Правда, всего на 50 метрах. Подтвердив причастность карьера к затоплению, комиссия вынесла следующее решение:
— Шершнинскому щебеночному заводу АО «Первая нерудная компания» оказать помощь СНТ «Спутник» материалами для обновления инженерных сетей (50 метров пластиковых труб) и оплатить работу спецтехники.
В региональном министерстве экологии сообщили, что им поступило три обращения по поводу затопленных садов, но они предпочли устраниться от проблемы, указав, что это не в их компетенции.
— Ввиду того, что Шершнинский щебеночный завод (филиал ОАО «Первая нерудная компания») подлежит федеральному государственному экологическому надзору, вся информация была направлена в Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования для принятия мер в соответствии с действующим законодательством, — заключили в Минэкологии.
Тем временем садоводам пока ничего не остается, как пытаться самостоятельно справиться с проблемой. Делают то, на что хватает ресурсов — расширяют и углубляют канаву, по которой бежит вода. Есть надежда, что так поток перестанет хаотично разливаться по участкам.
Считаете недовольство садоводов обоснованным?