«Ѕуран» c ракетой-носителем «Ёнерги€»
«Ѕуран» c ракетой-носителем «Ёнерги€»

15 но€бр€ 1988 года состо€лс€ первый и последний полЄт советского многоразового космического корабл€ «Ѕуран». Ёто была вершина советской космической программы, один из самых сложных когда-либо построенных космических аппаратов, во многом опередивший своЄ врем€. ќтчасти это его и погубило. ќ том, как этот проект по€вилс€, чем отличалс€ от американского аналога и почему его постигла така€ судьба, рассказал наш коллега с радио «—еребр€ный ƒождь — ≈катеринбург» ƒмитрий √орчаков в рубрике «–адиолаборатори€». «апись эфира по теме можно послушать по ссылке.

–ождение «Ѕурана»

—ейчас перспективы многоразовых кораблей, наверное, уже ни у кого не вызывают сомнений. –акеты »лона ћаска летают и возвращаютс€, многоразовые грузовые космические корабли летают к ћеждународной космической станции, развиваютс€ проекты космического туризма, и даже проектируемый новый российский корабль «‘едераци€» тоже будет многоразовым. Ќо в конце 60-х одноразовые ракеты дл€ нечастых пусков всех устраивали. “огда, в самый разгар холодной войны, две сверхдержавы продолжали соревноватьс€ в космосе. ѕроиграв лунную гонку, ———– сосредоточилс€ на создании орбитальных станций длительного пребывани€ космонавтов. ј в —Ўј после высадки на Ћуну искали еще более масштабный и вдохновл€ющий проект.

–ассматривались варианты создани€ огромной орбитальной станции, станций на Ћуне и — уже тогда — полет на ћарс. » все эти проекты предлагалось реализовывать с помощью новой системы полета в космос — многоразовых кораблей. Ќо урезание бюджета в итоге привело к сокращению планов, от которых остались лишь сами корабли — шаттлы. ќни должны были существенно снизить стоимость выведени€ грузов на орбиту при условии частых запусков каждые две недели. «абега€ вперед, скажем, что эти ожидани€ не оправдались.

»де€ космического челнока проста: это корабль, который взлетает как ракета, а садитс€ как самолет. ѕри этом у него на борту есть кабина дл€ экипажа до 8 человек и грузовой отсек, в котором он может увезли в космос до 25 т груза. Ёто позвол€ло выводить и ремонтировать в космосе спутники и модули орбитальных станций. ѕри этом аппарат мог использоватьс€ и в военных цел€х — кроме выведени€ военных спутников технически ничто не мешало загружать в него и «бомбы» дл€ сброса из космоса. ј самое главное — и это уникальна€ возможность, котора€ по€вл€етс€ именно у многоразового корабл€, — в грузовом отсеке он может еще и спускать с орбиты грузы — спутники или станции (например, планировалось, что на шаттле вернут на землю телескоп «’аббл» и размест€т его в музее). » не только свои, но и потенциального противника…

ѕо€вление таких возможностей у —Ўј не могло не обеспокоить советское руководство и привело к запуску аналогичной программы. ќтчасти эта ситуаци€ напоминает историю с атомными проектами, где ———– догон€л —Ўј с отставанием в несколько лет, пыта€сь лишить их монополии на новое оружие. ѕервый полет шаттла состо€лс€ 12 апрел€ 1981 года, ровно через 20 лет после полета √агарина. «Ѕуран» полетел через 7 лет — 15 но€бр€ 1988-го.

—тарт шаттла «јтлантис», первого из космических челноков
—тарт шаттла «јтлантис», первого из космических челноков

Ўаттл и «Ѕуран»: найдите 10 отличий

” нас были свои разработки по многоразовым системам (например, проект «—пираль»), но политическое руководство поставило задачу идти проверенным путем за американцами — повторить конфигурацию грузового отсека и обеспечить выведение не меньшей массы груза. »з самой постановки задачи вытекало то, что корабли буду очень похожи. » неопытный взгл€д действительно с трудом найдет 10 отличий на фотографи€х «Ѕурана» и шаттла. Ќо сам возвращаемый космический ракетоплан — это лишь часть многоразового комплекса. ¬тора€ важна€ составл€юща€ — это системы его запуска в космос. » наибольшие отличи€ двух программ видны именно в них. «—пейс Ўаттл» взлетает на самом деле не на ракете, а на собственных двигател€х, топливо дл€ которых подаетс€ из огромного внешнего рыжего бака, и на двух боковых ускорител€х, то есть вс€ эта система без шаттла не взлетит.

—оветска€ многоразова€ система называетс€ «Ёнерги€-Ѕуран» именно потому, что это св€зка челнока и сверхмощной ракеты «Ёнерги€». ќна может самосто€тельно вывести на низкую орбиту около 100 т груза (масса «Ѕурана»), это в 5 раз больше, чем позвол€ют наши современные ракеты «ѕротон». ѕоэтому при взлете «Ѕуран» свои двигатели не использует, а включает их лишь на последней стадии полета уже в космосе. ј ракета может примен€тьс€ и дл€ других задач. » до полета «Ѕурана» она успела вывести в космос военную станцию «—киф» массой около 80 тонн. Ќо на этом отличи€ не заканчиваютс€.

«Ѕуран» на стартовой площадке
«Ѕуран» на стартовой площадке

ѕолЄт и посадка 

15 но€бр€ 1988 года «Ѕуран» дважды облетел «емлю за 205 минут. Ќа его борту не было людей. ќн летел в полностью автоматическом режиме. ¬ отличие от шаттлов, которые садились под управлением астронавтов-пилотов. ƒаже самый первый полет шаттла в 1981 году был пилотируемым, хот€, конечно, это было очень опасно.  стати, на нем летел ƒжон янг, легендарный астронавт, к тому времени уже 4 раза летавший в космос и ходивший по Ћуне.   моменту первого полета на шаттле « олумби€» (с пилотом –обертом  риппеном) он как раз руководил отр€дом астронавтов Ќј—ј.

“ак вот, в отличие от шаттлов, «Ѕуран» садилс€ полностью автоматически. ќн взлетел ранним но€брьским утром в не самую хорошую погоду. ѕричем это была втора€ попытка старта, перва€ была за пару недель до того, но была прервана за 51 секунду до старта. ј в первый полет был ветер, дождь и низка€ облачность. Ёто не страшно дл€ старта, но, как и дл€ всех самолетов, опасно при посадке. Ќе случайно у «Ѕурана» было несколько запасных аэродромов дл€ посадки (в —имферополе, ѕриморье, на  убе) помимо аэродрома ёбилейного на Ѕайконуре. » точно так же, как и у американского шаттла, была резервна€ посадочна€ база в »спании.

ћомент посадки «Ѕурана»
ћомент посадки «Ѕурана»

¬ажно отметить, что посадку в атмосфере и «Ѕуран», и шаттл осуществл€ют без двигателей, как планер. Ќачина€ снижатьс€ с 200-километровой высоты практически на другой стороне планеты, за дес€тки тыс€ч километров от аэродрома посадки, орбитальный самолет имеет всего одну попытку попасть на посадочную полосу длиной 4,5 км и шириной 80 метров. ѕри этом дл€ снижени€ огромной скорости, многократно превосход€щей скорость звука, планер маневрирует в атмосфере по S-образной траектории, как сноубордист на склоне, отклон€€сь на сотни километров. » права на ошибку у него нет.

» вот уже на высоте около 20 км, получив обновленные метеорологические данные, цифровой мозг «Ѕурана» принимает самосто€тельное решение, и планер делает резкий маневр и уходит влево. Ёто стало непри€тным сюрпризом дл€ руководителей полета. ƒраматизма добавило то, что в это же врем€ планер тер€ют службы наземного слежени€, так как он попал в слепую зону пр€мо над ними. –уководство даже рассматривало вариант дистанционного подрыва и уничтожени€ «Ѕурана», опаса€сь, что он окончательно потер€л управление. Ќо терпение было вознаграждено. ѕросто автоматика корабл€ решила, что при существующем направлении ветра безопаснее будет садитьс€ с другой стороны полосы! ѕочти с ювелирной точностью «Ѕуран» приземлилс€ на полосу, отклонившись от ее центра менее чем на метр. Ёто был триумф строителей, конструкторов, программистов.

Ќереализованные планы

¬сего по программе «Ѕуран» планировали построить 5 челноков, как и в —Ўј.   1988 году, кроме полетевшего экземпл€ра, был почти на 95% готов второй и наполовину — третий.

¬торой полет планировалс€ лишь через 3 года, в 1991-м. ќн тоже должен был быть беспилотным. » лишь четвертый полет в 1994 году должен был стать пилотируемым. ¬се эти полеты планировались как испытательные, поскольку совершенно новую технику предсто€ло интегрировать в существующую космическую инфраструктуру — отработать стыковку со станцией «ћир», поработать автономно (срок автономного полета дес€ти космонавтов на «Ѕуране» мог продолжатьс€ до 30 суток, в отличие от двух недель дл€ 7–8 человек на шаттле), провести переход космонавтов из челнока через «ћир» в корабль «—оюз» дл€ запасного варианта спуска. Ќо ничего из этого не было реализовано. ѕервый полет стал и последним. ј к станции «ћир» в итоге пристыковалс€ «—пейс Ўаттл». » строительство ћ — в итоге проводилось с участием американских челноков, а не российских.

Ўаттл «јтлантис» готовитс€ к стыковке со станцией «ћир». 1995 год 
Ўаттл «јтлантис» готовитс€ к стыковке со станцией «ћир». 1995 год 

ќт программы «Ёнерги€-Ѕуран», кроме воспоминаний, нам остались сотни технологий, больша€ часть из которых, к сожалению, скорее всего, тоже утер€на. Ћетавший планер вместе с ракетой «Ёнерги€» символично погиб в 2002 году при обрушении крыши монтажно-испытательного комплекса на космодроме «Ѕайконур», где он хранилс€. »з нескольких массо-габаритных макетов «Ѕурана», которые были построены дл€ полетов и транспортировки в атмосфере, в насто€щее врем€ сделаны доступные дл€ посещени€ музейные экспонаты — на ¬ƒЌ’ в ћоскве, у центра «—ириус» в —очи, в техническом музее в Ўпайере (√ермани€) и на Ѕайконуре.

Ѕуран в музее в Ўпайере, √ермани€
Ѕуран в музее в Ўпайере, √ермани€

 роме того, летает и успешно возит крупногабаритные грузы по всему миру единственный, ныне украинский, самолет јн-225 «ћри€», созданный именно дл€ транспортировки «Ѕурана».

јн-225 и «Ѕуран» на авиасалоне в Ће Ѕурже в 1989 году
јн-225 и «Ѕуран» на авиасалоне в Ће Ѕурже в 1989 году

ѕрограмма «Ёнерги€-Ѕуран» официально не закрыта до сих пор, но пон€тно, что ни страны, ни производственной кооперации, способной т€нуть такой проект, уже нет.  ак нет и необходимости в именно таком корабле. ќпыт —Ўј показал, что даже они не смогли т€нуть такую экономически неэффективную программу, как «—пейс Ўаттл». ј две аварии челноков показали, что обеспечение безопасности полетов при отсутствии систем спасени€ дл€ всего экипажа не представл€етс€ возможным. Ќужны другие корабли и ракеты, и они об€зательно по€в€тс€ — более эффективные, более мощные, более безопасные. » у нас в стране, € надеюсь, тоже.

 стати, в 2025 году российска€ компани€ планирует отправить в космос первых туристов. —ейчас такое путешествие стоит около 250 тыс€ч долларов, но российские конструкторы не исключают, что у них получитс€ сделать это дешевле.