Спорт Ольга Иванова, первая на Южном Урале чемпионка мира по тхэквондо: «В детстве насмотрелась фильмов с Джеки Чаном»

Ольга Иванова, первая на Южном Урале чемпионка мира по тхэквондо: «В детстве насмотрелась фильмов с Джеки Чаном»

Челябинская тхэквондистка Ольга Иванова 18 июля стала первой в истории Южного Урала чемпионкой мира. В финале состязаний планеты, которые проходили в мексиканском городе Пуэбла, в весовой категории свыше 73 килограммов наша землячка обошла хозяйку турнира – мексиканку Брисейду Акосту со счетом 8:3. О соперницах, чемпионате мира в Мексике, слезах по возвращении в Челябинск, предстоящих в столице Южного Урала турнире Russia Open и состязаниях планеты – 2015 читайте в интервью Ольги Ивановой на сайте Chelyabinsk.ru.

«Я не удержалась и заплакала»

– Ольга, к тебе уже пришло осознание, что ты первая в истории Южного Урала чемпионка мира по тхэквондо?

– Сначала был шок, какие-то непонятные мысли в голове. А сейчас осознание уже пришло. Появилась радость, гордость за себя и Россию.

– Когда вручали медаль, что чувствовала в этот момент?

– Награждение шло сразу после финала. Все было непонятно, сумбурно, смешано. Но я все равно была очень рада, потому что стояла на высшей ступени пьедестала, слышала гимн страны. Эмоции в этот момент в любом случае переполняют. Слезы, правда, не навернулись, но я была близка к этому.

– Встреча в аэропорту тебе понравилась?

– Она была шикарная! Спасибо Максиму Алексеевичу (Карпов, исполнительный директор федерации тхэквондо Челябинской области. – Прим. автора) и всем, кто организовывал ее. Я не ожидала. Когда вышла из самолета, увидела цветы, лимузин, юных тхэквондистов... Это было что-то неописуемое, непередаваемое. Главное – была моя мама, которая до этого никогда не встречала меня с самолета, поэтому я не удержалась и заплакала.

– Ты сообщила маме приятную новость еще из Мексики?

– Мама смотрела прямой эфир. Она всю ночь не спала. Ждала полуфиналов, потому что бои транслировались только с центрального корта, а я дралась на нем только в 1/2. Она, не зная, как я выступила, упорно ждала этих полуфиналов, смотрела. После соревнований я сразу поехала в гостиницу и связалась с мамой по Skype. Она, вся на положительных эмоциях, поздравила меня.

Тренер решил все проблемы

– Разница во времени между Челябинском и Пуэблой, если не ошибаюсь, составляет 11 часов. Тяжело было перестроиться? Как прошла акклиматизация?

– Мы приехали в Мексику за две недели до начала чемпионата мира. Ежедневно нас обследовали, давали витамины для поддержания организма. Сначала просто гуляли, потом начали понемногу тренироваться. Дышать не могли, ноги не поднимались. Все было страшно. Хотелось плакать от бессилия, потому что ничего не получалось. Но все получилось, и это заслуга тренеров сборной и КНГ (Комплексная научная группа. – Прим. автора), которая нас вела. Что касается времени, я практически сразу втянулась. Я и дома люблю поздно ложиться и поздно вставать.

– Ты говоришь, что было тяжело дышать...

– Мы находились на высоте 2300 метров над уровнем моря. Это высокогорье или среднегорье... не знаю, но достаточно высоко в горах. Эта высота «давила», но нам помогли прийти в норму.

– Специалисты, значит, сделали свое дело.

– Да, у нас в этом плане все было четко. Некоторые команды приехали за несколько дней до старта соревнований. Я думаю, им было достаточно тяжело.

– Сколько человек работало со сборной России на этом чемпионате мира?

– Тяжело сказать. В Мексику ездило 16 спортсменов: по восемь мальчиков и девочек. Челябинскую область представляли я, Настя Барышникова и Гузель Курбанова. Почти с каждым спортсменом, помимо тренеров сборной, был личный тренер. Александр Петрович (Энс, наставник Ольги. – Прим. автора) тоже приехал в Пуэблу ближе к соревнованиям. Сразу подбодрил, поднял боевой дух, настрой. Выходил секундировать. С этим были большие проблемы, но благодаря способностям Александра Петровича выкрутиться из любой ситуации он смог выйти вместе со мной и Гузель.

– Почему с секундированием возникали проблемы?

– Секундатами могут быть только тренеры сборной, которых у нас три, и врачи. В подробности вдаваться не буду, но Александр Петрович сделал так, что смог с нами выйти. Я так была этому рада, потому что очень хорошо понимаю, что он мне говорит. Думаю, благодаря этому все и получилось.

«Похоже, я люблю проигрывать»

– В тот победный день все с самого утра получалось, или наоборот все валилось из рук?

– Из рук у меня всегда все валится (Смеется.), ходить ровно не умею – это нормальная ситуация. День изначально был хорош тем, что я выспалась. Тренеры заранее узнали, что бой начнется после обеда. Поэтому я спокойно спала в теплой кроватке в отличии от многих ребят, которые приезжали в арену к шести утра, долго ждали начала боев, спали где-то на полу.

Я встала, позавтракала и спокойно поехала на соревнования. Все было очень спокойно, уравновешенно. Почему-то не было волнения перед боями, хотя обычно я нервничаю, «очкую». Плохое слово, конечно, но точное. (Смеется.) Обычно меня прямо трясет перед боями, а тут все было по-другому. Перед боями мы разговаривали с Александром Петровичем и доктором. Была такая разряженная обстановка, и никаких мыслей из серии: «Оля, надо-надо-надо!». Не было давления. Все очень спокойно, четко: тренер ставил цели, говорил, что нужно сделать в бою. Я выходила и делала.

– Но победа далась нелегко. Какой бой был для тебя самым сложным?

– Полуфинальный, потому что с Анной-Каролин Графе я до этого неоднократно сталкивалась на таких важных стартах, как чемпионат мира, Европы и других турнирах, и всегда ей проигрывала. У меня уже перед ней был не то что страх, а психологический блок. Меня это даже бесило. Перед боем сидела и говорила мальчику, который, кстати, стал вторым на чемпионате мира, что надо выходить и делать все, чтобы победить француженку. На татами вышла более-менее спокойно – Александр Петрович объяснил, что нужно делать. Правда, шли «балл в балл». Бой был очень напряженный. В итоге с разницей в один балл я одержала победу.

– В финале полегче было?

– Биться с мексиканкой Брисейдой Акостой тоже было страшно, волнительно. Я с ней уже встречалась на юношеской олимпиаде и проиграла. Более того, она мексиканка – за нее все-все болели, и за нее все трибуны кричали. Было очень громко. Но Александр Петрович сказал, чтобы я не обращала внимания на шум и представила, что это болеют за меня. Я шла и представляла.

– Получалось?

– Почти. Во время боя уже никого не слышишь, все сумбурно. Такого волнения, как перед француженкой, не было, но я опасалась мексиканки.

– Тебе проще биться, когда ты знаешь соперницу?

– На состязаниях уже выступают одни и те же девочки. Плюсы работы со знакомыми соперницами есть: ты знаешь, чего от них ждать и как себя вести в бою. Но лично мне легче работать с новенькими.

– Чтобы не было психологического барьера?

– Да, чтобы просто выходить и работать.

– Эмоции от медали чемпионата мира можно сопоставить с первой наградой в твоей спортивной карьере?

– Не скажу, что была рада первой медали. Я пришла в секцию тхэквондо к тренеру Вячеславу Зенченко в семь лет. Тогда я жила в Верхнеуральске. Первое время мы никуда не выезжали, потому что тогда не было особо соревнований. Первый для меня старт состоялся спустя два-три года. Закончился он неудачно – проиграла девочке Гале (до сих пор помню ее имя) и заняла второе место, потому что нас было всего два человека в весовой категории. Поэтому радости не было. На вторых соревнованиях я ей тоже проиграла. Похоже, я люблю проигрывать.

– Присматриваешься, видимо.

– Да. Четыре раза я ей проиграла. Одолеть ее мне так и не удалось: когда научилась пинаться и стала понимать, что нужно делать, она уже бросила занятия тхэквондо. Поэтому первые медали для меня не стали какими-то сверхважными. Но у меня появилась другая проблема. Я никак не могла занять первое место. В основном была третьей. На чемпионате Европы по кадетам и дальше на мире, по юниорам, по молодежи. Поэтому золото чемпионата мира – самая важная награда для меня.

– Какая самая главная цель в спортивной карьере для тебя? Об Олимпийских играх задумываешься?

– Конечно. Цель у всех спортсменов одна – выиграть Олимпийские игры. Я от других не отличаюсь. Но для этого нужно очень долго готовиться, много тренироваться. Сейчас забегать вперед нельзя, потому что еще три года впереди, и за это время многое может измениться. Но я буду стараться.

Мечтала заниматься карате

– Почему ты выбрала именно тхэквондо, а не другой вид спорта?

– Особого выбора в Верхнеуральске не было. Если честно, мне всегда хотелось заниматься карате. Насмотрелась в детстве фильмов с Джеки Чаном, было желание пинаться, кувыркаться, летать в воздухе... Секция тхэквондо открылась прямо через дорогу. Мама предложила пойти. На первую тренировку я опоздала. Расстроилась, думала, что больше нельзя прийти. Через месяц узнала, что можно. Пришла, попробовала, мне понравилось.

– Сколько лет тренировалась в Верхнеуральске?

– Лет семь. У своего первого тренера я научилась всему. Все остальные навыки – это дополнение к фундаменту, который был заложен в Верхнеуральске.

– Тяжело было менять место жительства, тренера?

– Очень тяжело. Слезы были. Но из Верхнеуральска все равно нужно перебираться в большой город. Приходилось терпеть. К городской жизни, новому тренеру привыкла, правда, быстро. Мой первый тренер меня не бросал, подсказывал многое.

– Переезжая, ты поставила для себя цель не бросать спорт?

– Я и переехала, чтобы продолжить спортивную карьеру. Планировала, правда, в школе засесть до 11-го класса, но после 9-го меня отправили сюда. Отучилась три года в колледже, сейчас, надеюсь, переведена на третий курс университета физкультуры. (Смеется.) Учусь на специальности «физическая культура», направление «теория и методика тхэквондо».

– Практические навыки помогают в учебе?

– Помогают, потому что я разбираюсь в этой сфере. Все то же самое, что я делаю на тренировке. Только приходится говорить словами.

Чемпионат мира в Челябинске будет организован круче

– В сентябре Челябинск примет открытый международный турнир по тхэквондо Russia Open. Какие цели и задачи ставишь перед собой?

– Конечно, как и любой другой турнир, хочется его выиграть. Постараюсь показать все, на что я способна, а там как пойдет.

– Тебе приятно, что Челябинск уже не в первый раз принимает такие соревнования?

– Наш город достоин принимать Russia Open и чемпионат мира по тхэквондо в 2015 году. Это очень престижно и почетно.

– Как думаешь, столица Южного Урала примет чемпионат мира – 2015 по тхэквондо лучше, чем в мексиканцы?

– Однозначно лучше. Я думаю, что у нас мир будет организован круче. Даже Russia Open в Челябинске выделяется из аналогичных турниров своей красочностью. Красивое открытие, хорошая организация. Думаю, и на чемпионате мира мы выделимся.

– Родственники, друзья смогут прийти и поболеть за сборную России и южноуральских спортсменов. Лично тебе присутствие группы поддержки не мешает?

– Мешает. Я никого не пускаю на соревнования, когда дерусь. Маме не разрешаю приходить, и друзей особо не зову. Пусть приходят в другие дни, смотрят сколько влезет, но на меня смотреть не надо... Я стесняюсь. Конечно, поддержка нужна, это хорошо, но мне психологически сложнее.

– В целом радует, что Челябинск становится мировой спортивной столицей?

– Конечно, радует. Мне как спортсменке приятно, что живу в городе, который постоянно принимает крупные спортивные мероприятия. Это очень интересно. Если бы у меня было больше свободного времени, я обязательно побывала бы на чемпионате Европы по дзюдо, на соревнованиях по водному поло, конькобежному спорту и других.

Фото: Фото Олега КАРГАПОЛОВА
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления