25 января вторник
СЕЙЧАС -16°С

«Мягко сажать самолет нельзя»: развеиваем главные страхи и домыслы авиапассажиров

И объясняем, чем опасна турбулентность

Поделиться

По статистике число авиакатастроф значительно меньше, нежели дорожно-транспортных происшествий, однако полеты вызывают намного больше опасений, нежели поездки на машине или автобусе. В День гражданской авиации мы пообщались со специалистами, чтобы развеять главные заблуждения аэрофобов.

Поделиться

Александр Матусевич, директор Челябинского летного училища гражданской авиации. Пилот I класса, окончил Омское летно-техническое училище. 26 лет проработал пилотом на челябинском авиапредприятии. С 2007 года работает в Челябинском летном училище.

Поделиться

Вячеслав Сакмаров, командир челябинской авиаэскадрильи «Уральских авиалиний». Окончил Актюбинское высшее летное училище. Работал в Иране, Пакистане, Арабских Эмиратах, Индонезии, а также различных российских авиакомпаниях. В авиации 22 года.

Рожденный ползать летать не может

АМ: Аэрофобия тесно связана с клаустрофобией — боязнью замкнутого пространства. Если машину всегда можно остановить и выйти из нее, то при посадке в самолет человеку приходится полностью доверять тем, кто отвечает за безопасность. И здесь наступает чувство безысходности.

Поделиться

ВС: Страх — древний механизм, необходимый для того, чтобы человек мобилизовал свои силы и эмоции. Природой ведь не предусмотрено, чтобы человек летал, поэтому система мозга так действует. Это давно сформировано до освоения воздушного пространства, отсюда и характерные реакции. Нагнетанию страха способствует широкое обсуждение каждого падения самолета в СМИ, поэтому человеку может казаться, что крушений намного больше. Кроме того, в авиакатастрофах гибнет сразу большое количество людей.

Мягко сажать самолет нельзя

ВС: Турбулентность — произвольное колебание самолета в неоднородной воздушной массе, вызванное восходящими и нисходящими потоками за счет перетекания воздуха. Иногда пассажиры думают, что тряска зависит от квалификации или опыта пилота, но это не совсем так. В горизонтальном полете самолет обычно летит на автопилоте. Чем больше и тяжелее воздушное судно, тем меньше тряска.

Поделиться

Самолеты спроектированы так, чтобы выдержать эти перегрузки, для каждого типа воздушного судна существуют нормативы полетов в болтанке, при превышении которых оно должно изменить высоту. На Airbus много дублирующих систем, которые подсказывают, что нужно сделать при неисправности. Воздушное судно имеет систему определения неисправностей и может подсказать летчику, что нужно делать.

Если самолет уходит на второй круг, волноваться не стоит. Это грамотное решение командира. Основные причины: впереди другой самолет, который не успел освободить полосу, или погодные условия. Впервые слышу о том, что пилоты специально уходят на второй круг, чтобы дожечь топливо. В нашу эпоху тотальной экономии чем меньше потратишь, тем лучше.

Поделиться

В концерне Airbus не приветствуются мягкие посадки или, как это называется, kiss landing (мягкие посадки с «притиранием»). Существуют разные покрытия полос, разный слой осадков, и если «притрешь» самолет, он может выкатиться с полосы.

Поделиться

АМ: Турбулентность вызвана облачностью, фронтами, температурой — все сказывается, даже перистые облака. Вы наверняка видели, как птица начинает кувыркаться в полете, а потом снижается и летит нормально. От физики никуда не уйти.

Мягко сажать самолет нельзя, во многих авиакомпаниях за это наказывают! Это ведь износ колес, которые стоят очень дорого. Вообще каждая посадка расшифровывается. Другая крайность — очень грубые посадки тоже наказуемы, поскольку это влияет на весь самолет, на все узлы.

В авиации трудятся самые здоровые люди

АМ: После вылета и перед вылетом самолеты тщательно проверяют наземные службы, а проверяют те, кто выполняет данный полет, то есть члены экипажа. Кроме того, есть плановые проверки после каждых 50 часов налета.

Время на подготовку между рейсами должно составлять не менее 40 минут. Некоторые авиакомпании минимизируют время пребывания воздушного судна на земле, потому что самолет должен работать, и закладывают минимальное время. Если проверить не успевают, никто никуда не летит — так и происходят задержки.

В авиации трудятся самые здоровые люди, но если у пилота плохое самочувствие, он обязан отказаться от полета, прийти и сказать: «Больше не могу!». По санитарным нормам рабочее время экипажа должно составлять не более 36 часов в неделю.

ВС: Перед вылетом пилот проходит медицинский контроль, на котором врач определяет готовность, психоэмоциональное состояние. Пилот может сам отказаться от рейса, если чувствует себя плохо. Если усталость накапливается, человек берет отпуск.

Помимо технических работ, на задержку рейса могут повлиять погода или ожидание трансферных пассажиров.

Поделиться

Двоечнику штурвал не доверят

АМ: Несмотря на то, что мы — частное учреждение и работаем на контрактах, ни один курсант не выпустится с неудовлетворительными знаниями. Таким пилотам доверять жизни людей нельзя! Мы понимаем, чем это может закончиться плохо не только для нас, ведь к нашим специалистам не будет доверия, но и для пассажиров, которые будут находиться на борту у такого пилота. Для авиакомпании заново учить таких людей — это лишние деньги, время, нервы, слезы.

Поделиться

Кроме того, сейчас идет перенасыщение рынка, и плохой специалист просто не сможет устроиться на работу. Я больше скажу, сейчас происходит самоочищение отрасли: авиакомпании стараются освободиться от плохих специалистов, которых брали ввиду нехватки.

В целом у нас 99% курсантов замотивированы на обучение. Для них полеты — мечта всей жизни. Ужесточаются и правила обучения, ведь самолеты постоянно совершенствуются. Если раньше нужно было налетать 60 часов, то сейчас 150 часов.

Поделиться

Хорошие и плохие авиакомпании

АМ: Я обычно летаю одной авиакомпанией, потому что там работает 90% челябинских пилотов, мне нравится как они работают. Но я не хочу сказать, что остальные плохие. Все работают по одним и тем же нормам и требованиям, неукоснительно соблюдая их.

Поделиться

ВС: Пассажиру определить исправность самолета на глаз не возможно. Ну, если только у него крыльев нет. (Смеется.) Причина отказаться от полета может быть только одна — у вас поменялись планы, или вы плохо себя чувствуете.

Мы все потребители и покупатели, поэтому можем выбирать, какой авиакомпанией лететь. Разница лишь в предоставлении услуг: кому-то нужно питание, а кто-то летает без багажа и не хочет платить лишнего.

Я бы посоветовал пассажирам не вспоминать о ранее случившихся катастрофах, а настроиться на путешествие и получать удовольствие. Можно почитать книгу или послушать спокойную музыку. Напоминайте себе, что вы пользуетесь самым безопасным транспортом.

Фото: Фото Антона Харисова, Романа Пачаева и Андрея Михайловского, Олега Каргаполова

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter