RU74
Погода

Сейчас+18°C

Сейчас в Челябинске

Погода+18°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +15

4 м/c,

южн.

746мм 49%
Подробнее
4 Пробки
USD 91,78
EUR 98,03
Дороги и транспорт подробности «За 50 рублей тебя с потрохами покупают». Челябинские таксисты — о том, какие клиенты их бесят

«За 50 рублей тебя с потрохами покупают». Челябинские таксисты — о том, какие клиенты их бесят

Водителей раздражает запах лука, любители шаурмы и бывшие коллеги

Главная проблема — отношение к таксистам, словно они рабы

Вы наверняка видели запись конфликта магнитогорского таксиста с клиентом, в завершающем акте которого водитель брызгает в пассажира из баллончика. Для меня лично инициатор инцидента — клиент, сделавший всё, чтобы дошло до драки. Наши читатели часто жалуются на таксистов, но ведь есть и обратная сторона проблемы — клиенты-провокаторы. И на редакционной планерке мы решили спросить самих таксистов — кого они бы добавили в черный список? Считайте эту статью зеркалом, в которое можно заглянуть и увидеть, не отражаемся ли там мы сами?

Конфликт в Магнитогорске. По результатам нашего опроса, 64% возлагают вину на пассажира и лишь 7% думают, что неправ таксист

Многие таксисты, кстати, на наш провокационный вопрос отвечают так: вменяемых клиентов — большинство. Роман описывает идеального пассажира так:

— Он ждет на точке, которую сам отметил. Он садится, отряхивает ноги, закрывает дверь, здоровается, молча едет, прощается, выходит. Возможно, ненавязчиво общается на обоюдно интересные темы. И, к счастью, хороших пассажиров тоже хватает: понимающих и ответственных.

«Здорово, братуха, как житуха?»

Впрочем, есть в работе таксиста и масса неприятностей, начиная от самых мелких: например, водители не очень любят, когда громко хлопают дверью или когда трое (а то и четверо) пассажиров пытаются влезть на заднее сиденье через одну дверь.

А еще достают любители погрузить весь мир в свои личные проблемы:

— Ну знаете: сели в такси, позвонили и треплются о том, что вот Ленка папилломы лазером удаляла, а то клиенты от нее нос воротили, — смеется Роман. — Или истории о том, что кто-то не может забеременеть, потому что у мужа проблемы. Есть еще малолетки, всякие хипстеры, садоводы с баулами и так далее, но вот от них негатива обычно не возникает.

Его коллега Дмитрий не любит пассажиров-советчиков:

— Ладно, если советуют маршрут, мы уже привыкли. А есть еще советчики, как надо жить: дескать, чего ты тут в такси прокисаешь, шел бы лучше... Я всегда мысленно отвечаю: «Ну вот и иди, раз там хорошо». Люди не от сладкой жизни в такси попадают.

Отдельная категория пассажиров — это бывшие таксисты, которые сорок лет за рулем и потому учат малолеток, как надо ездить, говорить и давать сдачу.

— За смену иной раз столько этого наслушаешься, что уже нервы не выдерживают, — говорит Дмитрий. — А самое интересное, что некоторые мнят себя такими успешными, а потом глядишь — мелочишку по карманам собирают, чтобы расплатиться.

— А еще есть категория пассажиров, которая считает, что, раз водитель младше их, можно тыкать, а вместо «Здравствуйте» употреблять «Здорово, братуха, как житуха?», — делится таксист Игорь.

Экономщики на детях


Еще одна проблемная категория — «яжматери», которые сознательно вызывают такси экономкласса без детских кресел.

— Это на 90 процентов конфликт, поэтому при виде такого пассажира лучше уехать сразу, — говорит Роман. — Есть детский тариф, он рублей на 30–60 в обычное время дороже, но водитель с креслом приедет. А мамаши говорят: да ребенок на руках будет, мол, тебе жалко, что ли? Как-то мужем угрожали: если не поедешь, он выйдет и «поговорит» с тобой.

Детский тариф можно выбрать в приложении, а также указать тип кресла

— Да, «яжематери» напрягают, — соглашается его коллега Егор. — Без предупреждения садятся с ребенком и обосновывают, мол, «а мы всегда так ездим» или «да тут две остановки всего».

Кстати, штраф за перевозку детей без кресла в 3 тысячи рублей накладывается на водителя, если же он работает на юрлицо, последнему грозит наказание до 100 тысяч рублей.

Такси — вам не бар


Самая проблемная категория для таксистов — нетрезвые пассажиры в эйфорическом состоянии, когда тянет на подвиги. Жалуются они и на наркоманов, которые берут такси, чтобы искать закладки. «Снег роют, ищут свой клад», — определил их один из водителей. Но с алкоботами и так всё понятно — их никто не любит. Проблем же таксистам доставляют и любители трапез в машине.

— Есть пассажиры из серии «братан, за пивком заедем, тут рядом», — говорит Роман. — На предложение внести изменения в маршрут или просто доплатить через приложение возникают проблемы. А другие норовят попить пивчанского в машине: в единичных случаях можно пойти навстречу, но в основном это негативный опыт.

Таксист с многолетним стажем Карим подтверждает: любители поесть шаурму и попить пивко в машине не осознают, во сколько обходится чистка салона.

— Был у меня клиент, я попросил его не пить пиво в машине, — вспоминает Карим. — Тот отвечает, мол, не переживай, дядя, я заплачу за химчистку. Я вот сомневаюсь, что он вообще представляет, сколько химчистка стоит, да и в любом случае зачем мне терять время? Я все-таки прошу его не пить, он нагло смотрит в глаза и открывает банку. Тогда я останавливаюсь и высаживаю его. Дошло до вызова полиции и ГИБДД. Он потом кидался на мою машину и кричал, что я его сбил, но гаишники успокоили.

Олег добавляет:

— Раздражают те, кто бросает сигарету, уже открыв дверь машины. Ну и некоторые жители частного сектора иногда воняют так, что окна открывать приходится. А есть еще пьяные, у которых рацион питания — это самогон с луком.

Услуга такси в России еще проходит стадию стихийного формирования: до цивилизованности нам далеко, но подвижки есть

«Я же не соцработник...»


Карим говорит, что отдельная категория клиентов — это любители ездить по нескольким адресам за одну поездку.

— Я же не соцработник, — сетует Карим. — Вызывают такси на конкретный маршрут, а потом требуют проехать так, что путь получается максимально долгим, потому что нужно тут отклониться, там отклониться, здесь кого-то забрать, там кого-то высадить. И когда возражаешь, кричат, мол, я клиент, я деньги плачу. Это верно, но платишь-то за конкретный маршрут, а не за экскурсию по городу.

Карим говорит, что многие не уважают время таксистов: просят заехать в магазин «на пять минуточек» и проводят там 20 минут. Он объясняет:

— Они говорят, мол, какая разница? Ну раз нет разницы, то заплати по тарифу 10 рублей минута, как положено, но нет — будут до посинения спорить, что провели в магазине только пять минут. А я же вижу, сколько на самом деле стояли. Обидно, что это считается нормой. Можно же по-человечески все вопросы решить.

«Вези меня, мразь...»

Из разговора с таксистами прослеживается главная проблема — это потребительское, почти феодальное отношение со стороны клиентов. Незрелый и диковатый российский капитализм внушил нам аксиому «клиент всегда прав», но не все поняли, что это не отменяет обычной вежливости и здравого смысла.

— Люди заплатят 75 рублей и ведут себя так, словно вызвали бизнес-класс, — продолжает Карим. — Это во многих мелочах проявляется: и отношение высокомерное, и требования абсурдные. Есть же какие-то нормы приличия, но человек, заплатив таксисту, считает, что он его с потрохами купил.

Роман согласен:

— Есть пассажиры из серии «вези меня, мразь», которым все должны. Должны подъехать к лифту, открыть дверь, включить желаемую им музыку. По опыту, когда в начале поездки звучит фраза «Вы мне должны», лучше отказаться сразу.

— Отношение к водителю такси: я король или королева, а ты никто. Она, допустим, решила поехать на маршрутке, заказ не отменила, а раб-таксист пусть едет и стоит, ждет. Вот это отношение потребительское сильно вымораживает, — сетует таксист Артём.

Его поддерживает Владимир:

— Можно книгу написать про таких пассажиров, название будет что-то вроде «Сам я на дне, но сел в такси — и на коне».

Игорь добавляет:

— Некоторые любят заказывать такси еще не одетыми и заставляют ждать себя, ведь ты их «личный водитель». Хорошо, если есть место для ожидания, а бывает — только узкий двор. А многие еще думают, что таксист — телепат. Например, дом на Чайковского, 185 имеет 28 подъездов: я как-то брал заказ, а клиент не назвал подъезд. Я встал посредине — около 14-го подъезда, но, оказалось, нужен 25-й. Пассажир садится с претензией: «Неужели трудно догадаться?»

По наблюдениям самих таксистов, люди зрелые, как правило, и ведут себя корректно. А больше всего шума от тех, кто в жизни не слишком преуспел и видит в таксисте легкий способ самоутвердиться:

— Это железное правило: если человек сел в такси и ведет себя как король всего — значит, он никто, — говорит Азамат. — Если разговор начинается в тоне «вы мне должны», то я сразу хочу ответить, что мы должны только одно — безопасно довезти вас по заранее согласованному маршруту. Мы не должны терпеть пьяное быдло, мы не должны менять маршрут по вашей прихоти, не должны чистить салон. Таксисты — такие же люди, так отнеситесь к ним по-людски.

Когда убьют, тогда и приходите


Работа таксиста довольно опасная, и водители часто ощущают незащищенность — не помогают им и сами операторы. Карим вспоминает:

— Ноябрь, садится клиент, сует мне пену для бритья и говорит: «Денег нет, поэтому бери». Я отвечаю: «Друг, у меня борода, зачем мне пена для бритья?» А он такой: «Значит, ничего не получишь». Я хотел его высадить, он достал нож и начал угрожать. Я кое-как от него отбился и тут же звоню оператору такси, рассказываю о случившемся и прошу занести пассажира в черный список. И знаете, что мне отвечают? «Да-да, мы вас понимаем и сочувствуем, но можем внести этого пассажира только в ваш личный черный список, потому что он ведь хотел убить только вас». Так и ответили: убить хотел только вас, а для остальных он по-прежнему клиент. Как с таким отношением жить?

Таксист Фёдор делится секретом, как достиг душевного равновесия:

— Работая в такси, я стал добрее, точнее — пофигистичнее. Я вас просто ненавижу, а так я добрейшей души человек и улыбаюсь всем. Но это всё — маска.

Невеселый рецепт.

А это — стереотипный образ таксиста, как его видят наши читатели. К счастью, не все такие

Низкие цены и ноль защищенности


У таксистов и пассажиров есть масса взаимных претензий друг другу — в комментариях к статье мы это увидим. Но важно иметь в виду, что в России такси — услуга невероятно дешевая, а социальных гарантий для таксистов практически нет. Многие из них работают на износ: как техники, так и организма. Этим нельзя оправдывать, например, безобразную манеру езды или откровенное хамство таксиста (если имеет место). Но часть их требований вполне разумна: за 100–150 рублей нельзя ждать от них «служения», словно вы наняли холопа. Поэтому отнеситесь к ним с уважением и не засоряйте их рабочее место мусором, запахами и лишними разговорами.

— Я скажу так: есть пассажиры, с которыми приятно ехать, которые не жрут шаурму, не просят покурить, отряхивают ноги от снега, не требуют сдачи в рубль: вот таким респект и кондей летом бесплатно! — подытоживает наш разговор Владимир.

Довольны ли вы качеством такси в Челябинске?

Да, очень выручает
Цены низкие, но сервис плохой
Ужас. Нужно наводить порядок
Редко езжу на такси

А вот честный рассказ водителя маршрутки, из которого понятно, откуда берется их диковатый стиль езды. Ранее мы составляли классификацию неприятных типов таксистов, основанную на ваших жалобах.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления