19 апреля понедельник
СЕЙЧАС +4°С

«За 50 рублей тебя с потрохами покупают». Челябинские таксисты — о том, какие клиенты их бесят

Водителей раздражает запах лука, любители шаурмы и бывшие коллеги

Поделиться

Главная проблема — отношение к таксистам, словно они рабы

Главная проблема — отношение к таксистам, словно они рабы

Поделиться

Вы наверняка видели запись конфликта магнитогорского таксиста с клиентом, в завершающем акте которого водитель брызгает в пассажира из баллончика. Для меня лично инициатор инцидента — клиент, сделавший всё, чтобы дошло до драки. Наши читатели часто жалуются на таксистов, но ведь есть и обратная сторона проблемы — клиенты-провокаторы. И на редакционной планерке мы решили спросить самих таксистов — кого они бы добавили в черный список? Считайте эту статью зеркалом, в которое можно заглянуть и увидеть, не отражаемся ли там мы сами?

Многие таксисты, кстати, на наш провокационный вопрос отвечают так: вменяемых клиентов — большинство. Роман описывает идеального пассажира так:

— Он ждет на точке, которую сам отметил. Он садится, отряхивает ноги, закрывает дверь, здоровается, молча едет, прощается, выходит. Возможно, ненавязчиво общается на обоюдно интересные темы. И, к счастью, хороших пассажиров тоже хватает: понимающих и ответственных.

«Здорово, братуха, как житуха?»

Впрочем, есть в работе таксиста и масса неприятностей, начиная от самых мелких: например, водители не очень любят, когда громко хлопают дверью или когда трое (а то и четверо) пассажиров пытаются влезть на заднее сиденье через одну дверь.

А еще достают любители погрузить весь мир в свои личные проблемы:

— Ну знаете: сели в такси, позвонили и треплются о том, что вот Ленка папилломы лазером удаляла, а то клиенты от нее нос воротили, — смеется Роман. — Или истории о том, что кто-то не может забеременеть, потому что у мужа проблемы. Есть еще малолетки, всякие хипстеры, садоводы с баулами и так далее, но вот от них негатива обычно не возникает.

Его коллега Дмитрий не любит пассажиров-советчиков:

— Ладно, если советуют маршрут, мы уже привыкли. А есть еще советчики, как надо жить: дескать, чего ты тут в такси прокисаешь, шел бы лучше... Я всегда мысленно отвечаю: «Ну вот и иди, раз там хорошо». Люди не от сладкой жизни в такси попадают.

Отдельная категория пассажиров — это бывшие таксисты, которые сорок лет за рулем и потому учат малолеток, как надо ездить, говорить и давать сдачу.

— За смену иной раз столько этого наслушаешься, что уже нервы не выдерживают, — говорит Дмитрий. — А самое интересное, что некоторые мнят себя такими успешными, а потом глядишь — мелочишку по карманам собирают, чтобы расплатиться.

— А еще есть категория пассажиров, которая считает, что, раз водитель младше их, можно тыкать, а вместо «Здравствуйте» употреблять «Здорово, братуха, как житуха?», — делится таксист Игорь.

Экономщики на детях

Еще одна проблемная категория — «яжматери», которые сознательно вызывают такси экономкласса без детских кресел.

— Это на 90 процентов конфликт, поэтому при виде такого пассажира лучше уехать сразу, — говорит Роман. — Есть детский тариф, он рублей на 30–60 в обычное время дороже, но водитель с креслом приедет. А мамаши говорят: да ребенок на руках будет, мол, тебе жалко, что ли? Как-то мужем угрожали: если не поедешь, он выйдет и «поговорит» с тобой.

Детский тариф можно выбрать в приложении, а также указать тип кресла

Детский тариф можно выбрать в приложении, а также указать тип кресла

Поделиться

— Да, «яжематери» напрягают, — соглашается его коллега Егор. — Без предупреждения садятся с ребенком и обосновывают, мол, «а мы всегда так ездим» или «да тут две остановки всего».

Кстати, штраф за перевозку детей без кресла в 3 тысячи рублей накладывается на водителя, если же он работает на юрлицо, последнему грозит наказание до 100 тысяч рублей.

Такси — вам не бар

Самая проблемная категория для таксистов — нетрезвые пассажиры в эйфорическом состоянии, когда тянет на подвиги. Жалуются они и на наркоманов, которые берут такси, чтобы искать закладки. «Снег роют, ищут свой клад», — определил их один из водителей. Но с алкоботами и так всё понятно — их никто не любит. Проблем же таксистам доставляют и любители трапез в машине.

— Есть пассажиры из серии «братан, за пивком заедем, тут рядом», — говорит Роман. — На предложение внести изменения в маршрут или просто доплатить через приложение возникают проблемы. А другие норовят попить пивчанского в машине: в единичных случаях можно пойти навстречу, но в основном это негативный опыт.

Таксист с многолетним стажем Карим подтверждает: любители поесть шаурму и попить пивко в машине не осознают, во сколько обходится чистка салона.

— Был у меня клиент, я попросил его не пить пиво в машине, — вспоминает Карим. — Тот отвечает, мол, не переживай, дядя, я заплачу за химчистку. Я вот сомневаюсь, что он вообще представляет, сколько химчистка стоит, да и в любом случае зачем мне терять время? Я все-таки прошу его не пить, он нагло смотрит в глаза и открывает банку. Тогда я останавливаюсь и высаживаю его. Дошло до вызова полиции и ГИБДД. Он потом кидался на мою машину и кричал, что я его сбил, но гаишники успокоили.

Олег добавляет:

— Раздражают те, кто бросает сигарету, уже открыв дверь машины. Ну и некоторые жители частного сектора иногда воняют так, что окна открывать приходится. А есть еще пьяные, у которых рацион питания — это самогон с луком.

Услуга такси в России еще проходит стадию стихийного формирования: до цивилизованности нам далеко, но подвижки есть

Услуга такси в России еще проходит стадию стихийного формирования: до цивилизованности нам далеко, но подвижки есть

Поделиться

«Я же не соцработник...»

Карим говорит, что отдельная категория клиентов — это любители ездить по нескольким адресам за одну поездку.

— Я же не соцработник, — сетует Карим. — Вызывают такси на конкретный маршрут, а потом требуют проехать так, что путь получается максимально долгим, потому что нужно тут отклониться, там отклониться, здесь кого-то забрать, там кого-то высадить. И когда возражаешь, кричат, мол, я клиент, я деньги плачу. Это верно, но платишь-то за конкретный маршрут, а не за экскурсию по городу.

Карим говорит, что многие не уважают время таксистов: просят заехать в магазин «на пять минуточек» и проводят там 20 минут. Он объясняет:

— Они говорят, мол, какая разница? Ну раз нет разницы, то заплати по тарифу 10 рублей минута, как положено, но нет — будут до посинения спорить, что провели в магазине только пять минут. А я же вижу, сколько на самом деле стояли. Обидно, что это считается нормой. Можно же по-человечески все вопросы решить.

«Вези меня, мразь...»

Из разговора с таксистами прослеживается главная проблема — это потребительское, почти феодальное отношение со стороны клиентов. Незрелый и диковатый российский капитализм внушил нам аксиому «клиент всегда прав», но не все поняли, что это не отменяет обычной вежливости и здравого смысла.

— Люди заплатят 75 рублей и ведут себя так, словно вызвали бизнес-класс, — продолжает Карим. — Это во многих мелочах проявляется: и отношение высокомерное, и требования абсурдные. Есть же какие-то нормы приличия, но человек, заплатив таксисту, считает, что он его с потрохами купил.

Роман согласен:

— Есть пассажиры из серии «вези меня, мразь», которым все должны. Должны подъехать к лифту, открыть дверь, включить желаемую им музыку. По опыту, когда в начале поездки звучит фраза «Вы мне должны», лучше отказаться сразу.

— Отношение к водителю такси: я король или королева, а ты никто. Она, допустим, решила поехать на маршрутке, заказ не отменила, а раб-таксист пусть едет и стоит, ждет. Вот это отношение потребительское сильно вымораживает, — сетует таксист Артём.

Его поддерживает Владимир:

— Можно книгу написать про таких пассажиров, название будет что-то вроде «Сам я на дне, но сел в такси — и на коне».

Игорь добавляет:

— Некоторые любят заказывать такси еще не одетыми и заставляют ждать себя, ведь ты их «личный водитель». Хорошо, если есть место для ожидания, а бывает — только узкий двор. А многие еще думают, что таксист — телепат. Например, дом на Чайковского, 185 имеет 28 подъездов: я как-то брал заказ, а клиент не назвал подъезд. Я встал посредине — около 14-го подъезда, но, оказалось, нужен 25-й. Пассажир садится с претензией: «Неужели трудно догадаться?»

По наблюдениям самих таксистов, люди зрелые, как правило, и ведут себя корректно. А больше всего шума от тех, кто в жизни не слишком преуспел и видит в таксисте легкий способ самоутвердиться:

— Это железное правило: если человек сел в такси и ведет себя как король всего — значит, он никто, — говорит Азамат. — Если разговор начинается в тоне «вы мне должны», то я сразу хочу ответить, что мы должны только одно — безопасно довезти вас по заранее согласованному маршруту. Мы не должны терпеть пьяное быдло, мы не должны менять маршрут по вашей прихоти, не должны чистить салон. Таксисты — такие же люди, так отнеситесь к ним по-людски.

Когда убьют, тогда и приходите

Работа таксиста довольно опасная, и водители часто ощущают незащищенность — не помогают им и сами операторы. Карим вспоминает:

— Ноябрь, садится клиент, сует мне пену для бритья и говорит: «Денег нет, поэтому бери». Я отвечаю: «Друг, у меня борода, зачем мне пена для бритья?» А он такой: «Значит, ничего не получишь». Я хотел его высадить, он достал нож и начал угрожать. Я кое-как от него отбился и тут же звоню оператору такси, рассказываю о случившемся и прошу занести пассажира в черный список. И знаете, что мне отвечают? «Да-да, мы вас понимаем и сочувствуем, но можем внести этого пассажира только в ваш личный черный список, потому что он ведь хотел убить только вас». Так и ответили: убить хотел только вас, а для остальных он по-прежнему клиент. Как с таким отношением жить?

Таксист Фёдор делится секретом, как достиг душевного равновесия:

— Работая в такси, я стал добрее, точнее — пофигистичнее. Я вас просто ненавижу, а так я добрейшей души человек и улыбаюсь всем. Но это всё — маска.

Невеселый рецепт.

А это — стереотипный образ таксиста, как его видят наши читатели. К счастью, не все такие

А это — стереотипный образ таксиста, как его видят наши читатели. К счастью, не все такие

Поделиться

Низкие цены и ноль защищенности

У таксистов и пассажиров есть масса взаимных претензий друг другу — в комментариях к статье мы это увидим. Но важно иметь в виду, что в России такси — услуга невероятно дешевая, а социальных гарантий для таксистов практически нет. Многие из них работают на износ: как техники, так и организма. Этим нельзя оправдывать, например, безобразную манеру езды или откровенное хамство таксиста (если имеет место). Но часть их требований вполне разумна: за 100–150 рублей нельзя ждать от них «служения», словно вы наняли холопа. Поэтому отнеситесь к ним с уважением и не засоряйте их рабочее место мусором, запахами и лишними разговорами.

— Я скажу так: есть пассажиры, с которыми приятно ехать, которые не жрут шаурму, не просят покурить, отряхивают ноги от снега, не требуют сдачи в рубль: вот таким респект и кондей летом бесплатно! — подытоживает наш разговор Владимир.

А вот честный рассказ водителя маршрутки, из которого понятно, откуда берется их диковатый стиль езды. Ранее мы составляли классификацию неприятных типов таксистов, основанную на ваших жалобах.

оцените материал

  • ЛАЙК40
  • СМЕХ2
  • УДИВЛЕНИЕ3
  • ГНЕВ1
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

У нас есть почтовая рассылка для самых важных новостей дня. Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.

Подписаться

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!

Загрузка...
Загрузка...