«Американские горки какие-то»: смотрим, как Челябинск превращает трамвай в скоростной транспорт

На Цвиллинга перекладывают рельсы, по всему городу обособляют пути

Большой ремонт в эти дни идет на улице Цвиллинга

Большой ремонт в эти дни идет на улице Цвиллинга

Поделиться

В Челябинске продолжается масштабный апгрейд трамвайной сети, вызывая массу вопросов у наших читателей. Например, почему новые рельсы выглядят кривыми, зачем понадобилось огораживать их бордюрами и не встанет ли в заторах город, когда трамваю отдадут светофорный приоритет? Мы адресовали эти вопросы заместителю министра дорожного хозяйства и транспорта области Александру Егорову, и оказалось, что видимые изменения — это часть глобальной концепции, задача которой — превратить трамвай в самый скоростной вид челябинского транспорта.

Мороз и рельсы

Только что уложенные в центре Челябинска рельсы выглядят пляшущими. Это нормально?

Только что уложенные в центре Челябинска рельсы выглядят пляшущими. Это нормально?

Поделиться

— Подскажите, кто отвечает за ремонт путей на Цвиллинга? — пишет нам читательница Екатерина. — Там же американские горки вдоль Парка Пушкина! Можно ли на эту тему разместить новость?

— Я бы не делал выводы по фотографиям, сделанным в процессе ремонта, — отвечает на этот вопрос Александр Егоров. — Гравийная подушка будет трамбоваться, и чтобы судить о качестве работ, нужно дождаться их окончания.

Другой пользователь, Алексей, обращает внимание на скромность технологии капремонта: пути, как и встарь, кладут на гравийную подушку. Не является ли такой метод устаревшим?

Александр Егоров отмечает, что наилучшей технологией сегодня является укладка путей на бетонную подушку, но для Челябинска это слишком дорого:

— Километр такого пути в одну сторону стоит порядка 110–150 миллионов рублей, а наша трамвайная сеть в обе стороны тянется на 140 километров: если перемножить, получаются баснословные цифры, сравнимые с бюджетом Челябинска за полгода. Поэтому положить все пути на бетонную подушку сегодня нереально.

Рельсы кладут на деревянные шпалы

Рельсы кладут на деревянные шпалы

Поделиться

Водитель челябинского трамвая Отто Останин, к которому мы обратились за советом, разделяет это мнение:

— Ну да, укладка на гравий — не самая современная технология, но не думаю, что в этом есть проблема. А вот железобетонные шпалы были бы долговечнее деревянных, но, похоже, на них не хватило денег. В любом случае мы, водители трамваев, благодарны и тому, что делается. На кривизну рельсов в процессе ремонта можно не обращать внимания: это отрегулируют при подготовке линии к пуску.

Кстати, железобетонные шпалы будут использоваться при ремонте путей на улице Первой Пятилетки.

Работы на Цвиллинга ведутся на участке от железнодорожного вокзала до площади Революции

Работы на Цвиллинга ведутся на участке от железнодорожного вокзала до площади Революции

Поделиться

Не видит Отто Останин проблем и в укладке рельсов зимой:

— По весне достаточно будет кое-где их отрегулировать, что делается без особых проблем, — говорит он.

Кстати, весной запланирована и термитная сварка стыков — это заливка стыка металлическим расплавом, чтобы снизить характерный стук трамваев.

— Работы начнем через полгода, чтобы рельсы как следует устаканились, — объясняет Александр Егоров. — Свариваются три стыка подряд, четвертый остается открытым для компенсационного расширения. В любом случае трамвай станет ехать заметно тише, что наверняка оценят жители домов на улице Цвиллинга. В Челябинске такой подход используется впервые, а в Екатеринбурге, Казани и Москве уже доказал эффективность.

В этом году термитная сварка уже применяется на стыках переездов Карла Маркса и Свободы, а также Свердловского проспекта и Сони Кривой.

Стыки необходимы для компенсации термического расширения (удлинения) рельсов в жаркую погоду. Весной стыки зальют специальным металлом, чтобы снизить вибрации и шум

Стыки необходимы для компенсации термического расширения (удлинения) рельсов в жаркую погоду. Весной стыки зальют специальным металлом, чтобы снизить вибрации и шум

Поделиться

Замена трамвайных путей началась также на улице Первой Пятилетки, где движение трамваев закрыли почти до конца года, и они изменили маршруты.

Обособляй и властвуй

Тревогу челябинцев вызывают масштабные работы по отделению рельсов от проезжих частей бордюрами и столбиками, которые появляются вдоль ключевых трамвайных маршрутов на улицах Горького, Блюхера, Цвиллинга, проспекте Победы и так далее.

Отделение трамвайных путей бордюром исключает выезд на них автомобилей, кроме разве что внедорожников

Отделение трамвайных путей бордюром исключает выезд на них автомобилей, кроме разве что внедорожников

Поделиться

Проспект Победы: здесь пути отделены несколько аляповатыми столбиками

Проспект Победы: здесь пути отделены несколько аляповатыми столбиками

Поделиться

— Обособление трамвайных путей — это одна из приоритетных задач, — объясняет замысел заместитель министра дорожного хозяйства и транспорта. — Трамвай в представлении челябинцев — это громыхающая коробка, которая едет по рельсам, но мы хотим полностью изменить имидж трамвая: забудьте всё, что вы знали о нем. Трамвай — это микропоезд для городских условий, который должен иметь хорошую скорость движения, а для этого необходимо исключить помехи. Это не дело, когда каждые 20 метров трамвай должен тормозить из-за разворачивающихся автомобилей или тех, что стоят в пробках.

Александр Егоров говорит, что только за истекшие 9 месяцев 2021 года зафиксировано почти 1300 ДТП в габаритах трамвайных рельсов, которые создавали помехи движению вагонов (данные ЧелябГЭТ).

— А это почти пять ДТП каждые сутки, — добавляет он. — Трамвай не может ездить в таких условиях, поэтому в конечном итоге разметкой, знаками или бордюрами/ограждениями будут обособлены практически все пути. В этом году мы провели работы на 10 километрах путей и, думаю, в течение года-двух завершим эту работу.

По словам Александра Егорова, в Челябинске происходит до 5 ДТП на трамвайных путях в сутки

По словам Александра Егорова, в Челябинске происходит до 5 ДТП на трамвайных путях в сутки

Поделиться

Борьба с дискриминацией на перекрестках

Помимо перегонов, трамваи часто простаивают на перекрестках из-за автомобилей, поворачивающих в обе стороны налево. Кстати, по правилам в отсутствие знаков движения по полосам поворот налево выполняется с трамвайных путей, но без создания помех трамваю (последним пунктом автомобилисты часто пренебрегают). Александр Егоров говорит, что проезд ряда перекрестков для трамваев облегчат за счет изменения схемы движения.

— Во-первых, на части пересечений установим знаки 5.15 «Направление движения по полосам», при наличии которых поворот налево должен осуществляться из полосы, а не с трамвайных путей, а во-вторых, изменим светофорное регулирование: например, уже сейчас появилась стрелка для поворота налево на пересечении Свердловского проспекта с Соней Кривой: раньше здесь невозможно было проехать, потому что проспект постоянно едет прямо, а сейчас красота — спокойно разъезжаются правыми бортами и не мешают трамваю, — объясняет Александр Егоров.

Зеленые кнопки появились на переходах проспекта Победы, где установлено специальное оборудование для ускорения пропуска трамвая

Зеленые кнопки появились на переходах проспекта Победы, где установлено специальное оборудование для ускорения пропуска трамвая

Поделиться

Но еще более радикальная идея реализуется на проспекте Победы: десять перекрестков здесь оснастили специальными датчиками (индукционными петлями), которые фиксируют приближение трамвая и дают ему светофорный приоритет для беспрепятственного проезда. Такие светофоры оснащаются зелеными кнопками для пешеходов, о назначении которых мы писали ранее.

— В российских регионах подобная практика используется впервые, — говорит Александр Егоров. — Датчик монтируется примерно за 200 метров до остановки, фиксируя приближение трамвая, и в этот момент включается зеленый для пешеходов, чтобы они не бежали к остановке на красный. А когда завершилась посадка в трамвай, ему загорается разрешающий сигнал для беспрепятственного проезда. Однако на крупных перекрестках, как на Победы и Молодогвардейцев, используется более сложный алгоритм, чтобы в числе прочего не допустить появления автомобильных заторов.

Еще не отремонтированный участок на улице Цвиллинга. Необходимость работ видна невооруженным глазом

Еще не отремонтированный участок на улице Цвиллинга. Необходимость работ видна невооруженным глазом

Поделиться

«Коллектив воспринимает очень положительно»

Водитель трамвая Отто Останин оценивает работы по модернизации путей сугубо положительно:

— То же обособление линий решает многие проблемы: это и повышение скорости, и улучшение состояния путей, и безопасность. Меньше неожиданностей — больше уверенности водителя. И результат чувствуется уже сейчас: работаем спокойнее, меньше задержек на линии.

Отто Останин считает, что замена рельсов даже по нынешним технологиям даст существенный выигрыш в скорости и комфорте трамвая

Отто Останин считает, что замена рельсов даже по нынешним технологиям даст существенный выигрыш в скорости и комфорте трамвая

Поделиться

Отто Останин отмечает эффект и от светофоров с дополнительной секцией:

— Перекресток Победы и Чичерина долгие годы был нашей головной болью: тут и ДТП, и поломки токоприемника, и скопления вагонов. Теперь ничего этого нет. То же самое на перекрестке Победы и Косарева, где дополнительная секция позволяет ехать сразу, не прозванивая автомобили. Ждем с нетерпением завершения работ по замене светофора на Дзержинского — Машиностроителей. Но в целом всё, что происходит с трамваем, наш коллектив воспринимает очень положительно. Взять те же остановочные комплексы на Дзержинского: когда их не было, тут постоянно сбивали людей.

Обособленные <a href="https://74.ru/text/auto/2021/10/01/70166513/" class="_ io-leave-page" target="_blank">остановки появились на одностороннем участке улицы Дзержинского</a>. Вскоре здесь случилось <a href="https://74.ru/text/incidents/2021/10/03/70171205/" class="_ io-leave-page" target="_blank">смертельное ДТП с переворотом</a>. Но пассажиры трамвая высказались в пользу новшества

Обособленные остановки появились на одностороннем участке улицы Дзержинского. Вскоре здесь случилось смертельное ДТП с переворотом. Но пассажиры трамвая высказались в пользу новшества

Поделиться

А что же с метротрамом?

Несмотря на масштабные планы по реконструкции трамвайных сетей, создается впечатление, что финансирование этого проекта всё же достаточно скромное, что приводит к компромиссным решениям: это и упомянутые выше деревянные шпалы на гравийной подушке, и вечно разваливающиеся трамвайные переезды. Но если Челябинск замахнулся на столь спорную идею, как метротрам, чем поставил рельсовый транспорт в приоритет, то не лучше ли было сразу проводить все работы по высшему разряду?

— Метротрам в Челябинске будет, — заверяет замглавы регионального Миндортранса Александр Егоров. — Но развитие трамвая должно быть связано не только с метротрамом. Трамвай — это самый скоростной вид городского транспорта, и да, сейчас он в Челябинске не такой, но должен быть таким. У нас он устарел на 20–30 лет, и это необходимо изменить как можно быстрее.

При этом перспективы самого метротрама, который обещали запустить до конца 2024 года, остаются туманными: с момента анонса прошло уже полгода, а особенных новостей нет. Курирование проекта поручили фирме, провалившей строительство конгресс-холла «Крылья», но с конкретикой пока негусто. А в генеральном плане Челябинска запуск метротрама запланирован в период с 2035-го по 2041 годы.

Поделиться

Переход Челябинска от концепции города для автомобилистов к городу пешеходов и пассажиров предусмотрен новой транспортной схемой.

Обратите внимание, что на Комсомольском проспекте установили 12 камер для контроля езды по выделенкам.

Еще один амбициозный проект — строительство дублера трассы М-5 через Екатеринбург.

По теме

  • ЛАЙК32
  • СМЕХ17
  • УДИВЛЕНИЕ1
  • ГНЕВ27
  • ПЕЧАЛЬ1
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter