„тобы стать стюардессой, надо пройти жЄсткий отбор: от внешности до медицинских показателей
„тобы стать стюардессой, надо пройти жЄсткий отбор: от внешности до медицинских показателей

ƒумаете, работа стюардессы — лишь приветливо встретить и проводить пассажиров и воврем€ их накормить?  ак бы не так! „ел€бинка јнна (им€ изменено. — ѕрим. ред.) трудитс€ бортпроводником на внутренних и международных рейсах уже больше 10 лет. ¬ интервью 74.ru она раскрыла нюансы профессии изнутри — почему в экипажи набирают модельных красоток, как справл€ютс€ с дебоширами и что отличает пассажиров эконом от бизнес-класса.

ƒискриминаци€ с налЄтом романтики

— я никогда не мечтала о небе. ћне просто нравитс€ путешествовать и общатьс€ с людьми из разных стран, нравитс€ узнавать мир через такое общение. –аньше € подбирала персонал дл€ компаний. “огда-то и увидела объ€вление в бегущей строке по телевизору, что требуютс€ бортпроводники. я решила рискнуть и поехала в „ел€бинский аэропорт на собеседование.

Ќас было больше 250 человек. ћоим плюсом стало хорошее знание английского €зыка, а минусом — небольшой рост. ќдним из требований в вакансии был рост не ниже 165 сантиметров. я до него не дот€гивала и из-за этого очень нервничала. Ќа вступительные экзамены € надела огромные каблуки. —обеседование было похоже на смотрины. „етыре человека задавали вопросы, и когда все закончились, одна из девушек поинтересовалась, какой у мен€ рост. ѕришлось прибавить себе несколько сантиметров.

Ќаверное, это какие-то необходимые требовани€, чтобы можно было дот€нутьс€ до полок в случае аварийных ситуаций. Ќа самом деле, девушкам очень высокого роста на борту самолЄта тоже неудобно. ¬ отечественном маленьком Sukhoi Superjet даже с моим-то ростом € очень часто удар€юсь головой о багажные полки.

јн€ не грезит небом, но работу стюардессы очень любит
јн€ не грезит небом, но работу стюардессы очень любит

¬ российских авиакомпани€х к бортпроводникам действительно есть особые требовани€. Ќесколько лет назад бурно обсуждалось за€вление одной из авиакомпаний о том, что стюардессами должны работать люди с размером одежды не больше 46-го. Ќо это только в –оссии так. я знаю очень много примеров международных компаний, где такого нет.  огда мы прилетаем куда-то в командировку за рубеж, € вижу этих людей [иностранных бортпроводников]. ќни могут быть толстыми. Ќе просто пухленькими, а реально толстыми. ћогут быть в возрасте. ” нас их называют старыми, а за рубежом это профессионализм, опыт. » это чувствуетс€, когда сам летишь пассажиром иностранных компаний. ” нас в стране, к сожалению, стюардессы должны быть молодыми красивыми девушками модельной внешности. ќни даже на выставках часто представл€ют авиакомпании вместо моделей.

 огда € только пришла в эту профессию, ещЄ был некий налЄт романтики. ќсобенно, когда не представл€ешь, как [работа] устроена изнутри. —о стороны люди вид€т стюардессу подт€нутой улыбчивой девушкой в красивой форме, с маки€жем, причЄской. Ќо в профессии бортпроводника не так много романтики. —пуст€ 10 лет не могу сказать, что разочаровалась в этой работе. Ќо были моменты, которые не оправдали мои ожидани€.

»ногда приходитс€ иметь дело с пассажирами, у которых какие-то личные ситуации.  то-то на рейс опоздал, у кого-то самолЄт задерживаетс€, у кого-то перед рейсом близкие сообщили непри€тные новости. » здесь не все пассажиры добрые и приветливые. »ногда именно это часть нашей профессии — сделать их приветливыми, когда кто-то получил какую-то негативную информацию, расстроилс€, или что-то ещЄ произошло. „еловек в самолЄте находитс€ в замкнутом пространстве, и наша задача сделать его полЄт при€тным. » конечно, поскольку в эту профессию приход€т молодыми, когда ещЄ нет достаточного жизненного опыта в общении с людьми, то они не знают, что могут быть какие-то скандальные или непредсказуемые ситуации.

»менно в этой части мои романтические ожидани€ не оправдались. » в то же врем€ эти ситуации стали источником личностного роста в профессии. я по-своему пытаюсь в любой ситуации искать какие-нибудь при€тности. ѕотому что, если зацикливатьс€ на непри€тных моментах, работать будет сложно, неинтересно, и быстро выгораешь.

«ќбраз стюардессы снимаетс€ вместе с формой»

— Ќа самом деле, т€жЄлой может быть люба€ работа, если она не в радость. ƒаже у крутого высокопоставленного начальника. я не представл€ю, как можно трудитьс€ на нелюбимой работе. Ќо момента, когда хотелось всЄ бросить, у мен€ пока не было. ѕотому что если такое происходит, значит, всЄ — надо уходить. ≈сли ты не любишь свою профессию, если ты не находишь дл€ себ€ какие-то источники вдохновени€ в ней, то улыбатьс€ всем подр€д будет очень сложно. » в какой-то момент человек поймЄт, что он так не может искусственно притвор€тьс€.

«адача јни — обеспечить комфортное и безопасное путешествие пассажирам
«адача јни — обеспечить комфортное и безопасное путешествие пассажирам

Ѕыли моменты, когда перед отпуском накапливалась усталость. ” нас нет нормального биологического ритма жизни, как у всех, когда достаточно активный день, а ночь — врем€ отдыха. ” нас, бывает, не высыпаешьс€ по ночам. »ли был дневной длительный рейс, и ты приезжаешь домой, а у теб€ ещЄ после рейса может продолжатьс€ усталость, котора€ не даст возможность расслабитьс€ и спокойно уснуть. ¬ св€зи с этим, перед отпуском иногда чувствуетс€, что нужно просто отдохнуть или полежать дома и ничего не делать, или на море уехать.  акой-то восстановительный период всЄ же нужен.

≈сли рейс длитс€ всего час, на следующий день € могу выполнить такой же рейс или подобный. ј если полЄт занимает 12–13 часов, то после такого рейса мы не можем сразу же на следующий день куда-то лететь — об€зательно нужно побыть дома не меньше двух суток, выспатьс€ и отдохнуть. Ёто трудовое законодательство и мировые стандарты.

Ѕортпроводники умеют быстро собиратьс€ на случай непредвиденных ситуаций.  огда, например, кто-то из сотрудников не смог выйти в рейс. ѕоэтому у нас всегда всЄ наготове. ” каждого есть экстренный чемоданчик. ¬ нЄм лежит всЄ, начина€ от зубной щЄтки и заканчива€ двум€-трем€ парами запасных колготок у девочек.

¬споминаю начало своей работы в первой авиакомпании — вообще ничего не понимаешь, что происходит. Ќаблюдаешь за коллегами постарше — у каждого учишьс€, берЄшь на вооружение какие-то лайфхаки.

” каждого из нас свои инструменты, которые помогают нам держатьс€ в разных ситуаци€х. Ќапример, дл€ поддержани€ настроени€ помогает осознание, что пассажиры пришли в гости на ограниченный промежуток времени, и €, как радушна€ хоз€йка, должна создать атмосферу. Ёто как с подводной лодки — никуда не детьс€ в ограниченном пространстве.

ћне нравитс€ понимание того, что человек летит из пункта ј в пункт Ѕ. » впечатление от этого промежутка, от времени, проведенного с нашей командой, с нашей авиакомпанией, на борту нашего самолЄта, зависит во многом от усилий моей команды. ѕеред каждым полЄтом у нас проход€т брифинги, где команде рассказывают, куда они полет€т и что от них потребуетс€. я настраиваю коллег, что 99 процентов ситуаций на борту можно решить там же — всЄ зависит от наших чЄтких и грамотных действий. ќчень важно, с каким настроением команда идЄт в полЄт. ќно создаЄтс€ ещЄ до того, как мы заходим в самолЄт.

„тобы не устать от общени€ с людьми, јнна чЄтко разграничивает личное врем€ и работу
„тобы не устать от общени€ с людьми, јнна чЄтко разграничивает личное врем€ и работу

Ѕывают моменты, когда пассажиры теб€ не понимают — они в своЄм мире наход€тс€. ѕомогает, когда начинаешь обращатьс€ к ним как к личност€м, а не выполн€ть всЄ чЄтко по инструкции, сухо и не по человечески — это пассажир, а это бортпроводник. я всегда начинаю разговор с того, что узнаю, как зовут человека. ќн называет своЄ им€, и это уже контакт с ним.

 огда пассажиры заход€т в самолЄт, что и кого они вид€т, в каком состо€нии? ¬печатление закладываетс€ за первые несколько секунд. ≈сли € стою, у мен€ какие-то личные проблемы отображаютс€ на лице, соответственно, и пассажирам это может передатьс€. — годами уже учишьс€ переключатьс€ и оставл€ть всЄ своЄ личное за бортом самолЄта. Ќастраиваешьс€ на созидательный лад, чтобы хватало и себ€ вдохновить, и пассажиров, и команду.

¬ некоторых ситуаци€х ты работаешь губкой — впитываешь колкие мелкие эмоции и фразы пассажиров, которые им нужно кому-то высказать. ѕотом приходишь домой, снимаешь с себ€ форму и вместе с ней снимаешь некий образ бортпроводника, идЄшь в ванную, встаЄшь под душ или музыку слушаешь. я не употребл€ю алкоголь вообще. Ќо есть люди, кто может позволить себе сто граммов конь€ка дома после рейса, чтобы лечь и уснуть.  то-то идЄт в спортзал, кто-то ходит на бокс или просто гул€ет. —начала, когда начинаешь работать, очень трудно пон€ть эту разницу, что закончилс€ полЄт, и эти все эмоции в полЄте тоже закончились. —о временем этот навык вырабатываетс€.

«Ќе всегда вам будут улыбатьс€»

— Ќе раз приходилось сдерживать пассажиров. » до сих пор приходитс€. „аще всего из-за того, что употребл€ют алкоголь. –усский менталитет ли это, или просто так повелось, что когда люди лет€т на отдых, они хот€т расслабитьс€, выпить, создать себе настроение. »ногда пассажиры пьют спиртное, потому что бо€тс€ летать, и алкоголь €кобы должен помочь им сн€ть этот страх. Ќо не все, к сожалению, знают меру. » тогда нам приходитс€ про€вл€ть всЄ своЄ мастерство, чтобы тактично человека успокоить.

—ейчас правилами запрещено употребление на борту алкогольных напитков, которые пассажиры покупают в дьюти-фри. Ќо иногда в бизнес-классе мы предлагаем алкоголь — шампанское и другие напитки. Ќо, как правило, конфликты возникают с пассажирами не бизнес-класса. ¬едь здесь обычно те пассажиры, которые летают часто и много. ќни знают уже о всех правилах и имеют определЄнные представлени€, что, как, где в самолЄте, зачем и почему.

ѕассажиры в экономическом классе не всегда понимают и осознают, что самолЄт — это транспорт повышенной опасности, и что употребление алкогольных напитков должно быть исключено или минимизировано не только дл€ его личной безопасности, но и из-за пассажиров вокруг.

Ќедавно у нас был длительный рейс, и в экономклассе летела компани€ из п€ти-семи человек. ќни распивали алкоголь, но пытались пр€тать и скрывать это.  оллеги несколько раз делали им замечани€, предупреждали.  огда стали жаловатьс€ пассажиры р€дом с этой компанией, € подошла про€снить ситуацию. Ќа что один из этой компании начал бурно реагировать и провоцировать, кричать, чтобы мы оставили их в покое. Ќам пришлось обратитьс€ за помощью к командиру воздушного судна. ћужчине выписали предупреждение.

¬ такие моменты часто спасают пассажиры, которые сид€т р€дом и вид€т работу бортпроводников. ќни поддерживают нас и предлагают помощь, когда кто-то начинает дебоширить. ѕотому что наша задача — это обеспечение безопасности и комфорта. Ќо безопасность в приоритете.

ƒеликатной в общении јне на работе порой приходитс€ про€вл€ть строгость и категоричность
ƒеликатной в общении јне на работе порой приходитс€ про€вл€ть строгость и категоричность

ѕредставление, что мы «с улыбкой должны встречать абсолютно любую ситуацию», ошибочно. ѕотому что, когда тебе хам€т в лицо, это даже со стороны выгл€дело бы странно — человеку хам€т, а он улыбаетс€ и кивает, как китайский болванчик. Ёто немного даже идиотизмом попахивает.

»ногда нужно про€вл€ть строгость и бескомпромиссность, чтобы человек пон€л, что здесь главное —безопасность. ƒа, комфорт, услуги и имидж компании — это всЄ важно. Ќо когда конкретно идут на какие-то неправомерные действи€, здесь нужно быть жЄстким и категоричным, чтобы человек пон€л, что не всегда ему будут улыбатьс€.

— неадекватными людьми по-разному может закончитьс€ ситуаци€. ≈сли это не угрожает безопасности полЄта, и долететь возможно, но пассажир действительно нарушал требовани€ авиакомпании и комфорт других пассажиров, — в таком случае, в какой бы аэропорт мы ни прилетели, по международным правилам мы можем сдать такого пассажира местным власт€м, сотрудникам полиции.  ак там дальше будут разбиратьс€, зависит от закона страны, куда мы прилетели.

≈сли кто-то пришЄл в агрессивном состо€нии на посадку в самолЄт, то мы можем отстранить его от полЄта. Ќо это делаетс€ не просто потому, что кто-то кому-то не понравилс€. Ќужны действительно веские причины.

≈сли уже на борту произошла драка или ситуаци€, котора€ преп€тствует нормальному выполнению полЄта, то самолЄт может совершить посадку в любом ближайшем аэропорту. Ќо это очень большие расходы, покрывать которые придЄтс€ дебоширу. Ќа моей практике таких случаев не было.

Ќо как-то раз нам пришлось вынужденно совершать экстренную посадку в ближайшем аэропорту из-за пассажира бизнес-класса, которому во врем€ длительного перелЄта стало плохо. ѕрошло примерно 30 минут после взлЄта, когда пожилой мужчина начал жаловатьс€ на ухудшение состо€ни€ здоровь€. «а п€ть лет до полЄта он перенЄс инфаркт, а за полгода ему установили дефибрилл€тор сердца. ћы давали ему подышать кислородом, у него были свои лекарства. ћы вызвали доктора из пассажиров. ќчень удачно откликнулс€ датчанин. ќн оказалс€ кардиологом.

Ќо врачи не всегда наход€тс€ на борту. ¬ этой ситуации откликнулись сразу три человека. ќдна из них ветеринар из —Ўј. ќна подошла и предложила свою помощь. Ќо это очень счастливое стечение обсто€тельств. ѕосле того, как мы передали пациента медикам, и посадка завершилась, € подошла к датчанину, и оказалось, что он летел с женой, котора€ тоже кардиолог.

  сожалению, эта истори€ закончилась печально. ѕосле посадки с нами св€зались родные этого пожилого пассажира и рассказали, что тот умер в больнице. “акие ситуации дл€ любого человека станут потр€сением. я долго не могла успокоитьс€ после рейса. Ёто выбило мен€ из колеи — спуст€ какое-то врем€ € очень сильно заболела.

«ƒети на борту не дают расслабитьс€»

— ќтдельна€ тема — дети в самолЄте. Ёто источник шума дл€ пассажиров, которые лет€т без детей и мечтают отдохнуть в полЄте, расслабитьс€. –ебЄнок на борту им такой возможности не даст, потому что ему требуетс€ внимание и забота. » дет€м нужно погул€ть, они не могут, как взрослые, спокойно сидеть в кресле.

ƒрузь€ с детьми часто мен€ спрашивают, как им пережить перелЄт. Ќужно подготовитьс€ заранее. –ебЄнка надо покормить, провести с ним личную работу, настроить его на полЄт. Ќо это дл€ деток постарше.

ћаленькими пассажирами невозможно управл€ть. ¬ любой момент они проголодались — закричали, захотели в туалет — оп€ть закричали, потер€лась кака€-нибудь игрушка — снова закричали. ¬о врем€ взлЄта и посадки на человека действует давление. » тут у взрослого-то закладывает уши, а у детей это чувствуетс€ ещЄ сильнее, и им может быть больно.

ћешают ли дети вашему путешествию в самолЄте?

јвторизируйтесь,  чтобы проголосовать ќпрос завершен ¬ы успешно проголосовали! –езультаты будут опубликованы по завершении опроса.
  • Ќаушники в уши и не обращаю на детей внимани€
  • ћои дети никому не мешают
  • Ќе понимаю тех, кто берЄт с собой детей в многочасовые перелЄты
  • Ќи разу не попадали на рейс с детьми
  сожалению, ваш браузер сильно устарел и не поддерживает технологию голосовани€

„тобы ребЄнка зан€ть в полЄте, есть детский дорожный набор, в котором различные блокнотики, карандаши, игры. „тобы ребЄнок мог спокойно в своЄм кресле сидеть и какое-то пространство вокруг себ€ зан€ть этой игрой. Ќе всегда родители вспоминают, что нужно вз€ть ребЄнку какую-нибудь игрушку или что-то ещЄ.

ƒл€ безопасности в одном р€ду из трЄх кресел не может сидеть больше одного ребЄнка на руках. ѕотому что в случае разгерметизации выбрасываютс€ три маски плюс одна. ≈сли будет ещЄ один ребЄнок в р€ду, ему уже маски не хватит. ј подростков, также как беременных или тучных людей, не сад€т возле люков — на случай экстренных ситуаций.

«¬ ≈вропе благодарны за комфорт, а в –оссии недовольны задержками»

— ¬ каждом направлении есть свои особенности. Ќапример, на рейсе в јзербайджан нужно быть готовым, что такие пассажиры пьют очень много ча€.

ѕассажиры из какой-нибудь азиатской страны, например,  ита€, очень громко и шумно разговаривают, собираютс€ толпой в течение полЄта и приход€т на кухню со своими термосами, чтобы заваривать в них чай.

ƒл€ лет€щих в √ерманию очень важно врем€. Ѕывает, что во врем€ обслуживани€ мы можем сказать фразу: «ѕодождите, пожалуйста, чтобы выполнить вашу просьбу, € приду через две минуты». ј по дороге мен€ кто-то отвлЄк, и € приду не через две минуты, а через дес€ть. ƒл€ немцев врем€ — это определЄнна€ система, в которой они живут. ѕоэтому дл€ таких пассажиров надо говорить не «через две минуты», а «через какое-то врем€».

ƒаже в –оссии — если это пассажиры каких-то более северных направлений, например, ”ренгой, то они, как правило, в плане настроени€ и самовыражени€ более сдержаны и скупы на эмоции. ј в  раснодаре, –остове, —очи — наоборот, более открытые и весЄлые. “ам солнца больше, и это, видимо, на настроение и эмоциональный склад вли€ет.

–аботать на международных лини€х комфортнее, но перебиратьс€ за границу јн€ не желает
–аботать на международных лини€х комфортнее, но перебиратьс€ за границу јн€ не желает

” пассажиров стран ѕрибалтики очень неоднозначное отношение к периоду ¬торой мировой войны. ѕоэтому экипажам рекомендуют вс€чески исключить в общении такие темы. ј в одной из авиакомпаний однажды пассажиры отказывались лететь в Ѕаку на самолЄте, названном в честь арм€нского композитора ’ачатур€на.

Ќа курортных направлени€х пассажиры более расслаблены и склонны к употреблению алкогол€. ќни, конечно же, пытаютс€ это скрывать. — ними надо держать нос на чеку. ќчень видно человека, который летит отдыхать. ќн ещЄ туда не долетел, но уже весь в этом отдыхе.

Ќо один из самых изматывающих рейсов, по оценкам бортпроводников, — из ћосквы в Ћос-јнджелес. ” авиакомпаний есть услуга, когда человека с ограниченными возможност€ми привоз€т к борту самолЄта на инвалидном кресле, поднимают на амбулифте, и дл€ него организуетс€ отдельна€ посадка. “ак вот на этом направлении таких пассажиров очень много, несмотр€ на то, что в действительности они здоровы, и с ними всЄ окей, — им просто комфортно доехать отдельно. —оответственно, посадка и высадка на этих рейсах может зат€нутьс€.

¬ообще на коротких рейсах в ≈вропу пассажиры цен€т комфорт, они улыбаютс€, с ними как-то проще, легче. –усские пассажиры не всегда понимают обсто€тельства полЄта, особенно когда происходит кака€-то задержка рейса. ћы можем вылететь пораньше, приземлитьс€ в аэропорту воврем€, но из-за того, что самолЄт из-за погодных условий кружил, ожида€ посадки, выслушать недовольство пассажиров.

«Ќормальна€ жена ночью с мужем, а мен€ вечно дома нет»

— ћо€ работа вли€ет на личную жизнь тем, что еЄ, личной жизни, иногда просто нет. я не замужем и не была, у мен€ нет детей. —реди коллег есть много примеров браков, которые состо€лись в процессе работы. ћуж — пилот, жена — бортпроводница. »ли техники, которые обслуживают самолЄт. ѕотому что это напрочь отсутствующий график.  огда ночь — нормальна€ жена должна с мужем быть дома, а мен€ нет. Ќе каждый мужчина это поймЄт и примет.

ќтношени€ между бортпроводниками и пассажирами — больше выдумки из фильмов. Ќе так уж и часто есть возможность вообще с пассажиром разговоритьс€. ≈сли это короткий рейс, то просто некогда, а в длительных рейсах люди хот€т отдыхать. » это больше исключение из правил, когда люди друг другу очень понравились. Ќастолько, что пассажир встаЄт с места и ищет возможность какой-то контакт с бортпроводником наладить, оставить ей номер телефона.

ќт коллег знаю истории, когда после рейса какой-то пассажир ждЄт теб€ с большим букетом за углом, или в течение полЄта пытаютс€ познакомитьс€, использу€ записочки. ќдна мо€ коллега пр€талась в гардеробе от нетрезвого пассажира, который пыталс€ с ней познакомитьс€. я стараюсь не заводить личных контактов на работе.

” нас молодые девчонки больше стрем€тс€ с пилотами познакомитьс€.   нам в пилоты приходит много молодых красивых реб€т. “ут шансов больше.