¬ большинстве случаев пассажиры мирным путЄм договариваютс€ с авиакомпани€ми при овербукинге
¬ большинстве случаев пассажиры мирным путЄм договариваютс€ с авиакомпани€ми при овербукинге

Ќесколько дней назад екатеринбуржцы, которые собирались улететь в —очи, столкнулись с таким €влением, как овербукинг. “о есть билетов на самолЄт было продано больше, чем в самолете было мест, поэтому некоторых пассажиров на рейс не пустили и предложили улететь следующим.

ќвербукинг — €вление достаточно распространенное, причЄм не только в –оссии, но и по всему миру.

¬месте с экспертом мы разобрались, что делать в такой ситуации и должна ли за это отвечать авиакомпани€. ѕрокомментировать конфликтный момент мы попросили главу отраслевого агентства «јвиаѕорт» ќлега ѕантелеева.

ƒавайте по пунктам.

„то такое овербукинг?

Ёто ситуаци€, когда авиакомпании продают больше билетов на рейс, чем есть мест в самолЄте. “ака€ бизнес-практика существует по всему миру. јвиакомпании давно ведут статистику и наблюдают за количеством людей, которые приобрели билеты на рейс, и количеством пассажиров, которые €вились на посадку. ќни заметили тенденцию: несколько процентов пассажиров всегда не приход€т на рейс. „тобы не нести убытков, ввели практику овербукинга. “акой подход есть не только в авиаотрасли.

¬се ли авиакомпании это делают?

ѕродажи большего количества билетов, чем имеетс€ мест, существенно улучшают финансовые показатели авиакомпании. ѕоэтому этим занимаютс€ если не все, то очень многие.  ак показывает практика, если на линии работает несколько авиакомпаний и одна не пользуетс€ современными инструментами (овербукингом), а друга€ пользуетс€, то довольно быстро первый перевозчик становитс€ неконкурентоспособен, недозарабатывает те деньги, которые мог бы, и вынужден покинуть рынок.

јвиакомпании по всему миру продают больше билетов, чем позвол€ют места в самолете
јвиакомпании по всему миру продают больше билетов, чем позвол€ют места в самолете

«аконно ли это?

¬ —Ўј и ≈вропе законно. ¬ нормативных актах –‘ юридического пон€ти€ «овербукинг» не существует, и это €вление никак не регламентировано документами. “о есть овербукинг официально не разрешЄн, но и не запрещЄн.

„то делать, если вы пришли на рейс, а ваше место уже зан€то?

’ороший тон — когда представители авиакомпании перед вылетом объ€сн€ют пассажирам, что произошла така€ ситуаци€ и кому-то нужно остатьс€ на земле. ¬ таком случае предлагают добровольцам из числа пассажиров полететь на следующем самолете, ближайшим рейсом или вернуть деньги за билет без каких-либо удержаний процента. јвиакомпани€ на своЄ усмотрение может предложить пассажирам денежную компенсацию за ожидание (в –оссии это обычно в пределах сотни долларов) или бонусные мили. ≈сли ожидание следующего рейса длительное, то перевозчик может предоставить ваучер на питание или бесплатное проживание в гостинице. “акже могут пересадить кого-то из экономкласса в бизнес, если там есть места.

¬ случае длительного ожидани€ следующего рейса хорошим тоном дл€ перевозчика будет предоставить гостиницу
¬ случае длительного ожидани€ следующего рейса хорошим тоном дл€ перевозчика будет предоставить гостиницу

„то если нет добровольцев?

≈сли никто не хочет добровольно уступать своЄ место, то перевозчик сам выбирает, кого из пассажиров оставить на земле. Ќекоторые авиакомпании уже на стойке регистрации став€т кого-то перед фактом, что мест больше нет. „асто именно в этот момент возникают конфликтные ситуации. ≈сли действи€ авиакомпании нанос€т пассажиру какой-то ущерб (например, он опаздывает на стыковочный рейс или важную встречу), то стоит попросить у авиакомпании возместить потери. ѕеревозчик может согласитьс€ на это, а может этого не делать. ¬ таком случае пассажир может обратитьс€ в суд и потребовать полного возмещени€ ущерба. „асто в таких вопросах суд встаЄт на сторону пассажира.

» ещЄ раз — в –оссии не существует каких-то об€зательных требований к действи€м авиакомпании во врем€ овербукинга, поэтому каждый перевозчик формирует свои правила и решает проблему по своему усмотрению, в том числе определ€ет размер и форму компенсации.