ƒмитрий ’олод — человек, вопросы к которому накопились у всех чел€бинцев, пользующихс€ общественным транспортом
ƒмитрий ’олод — человек, вопросы к которому накопились у всех чел€бинцев, пользующихс€ общественным транспортом

¬ „ел€бинске, несмотр€ на планы властей закупить новые автобусы, не стихает недовольство бедственным положением в этой сфере. Ћюди дают выход возмущению в соцсет€х, засыпают жалобами нашу редакцию, записывают гневные обращени€ к мэрии. „иновники регул€рно обещают всЄ исправить, но ситуаци€ уже много лет не мен€етс€. ƒиректор ќќќ «ќбщественный городской транспорт» ƒмитрий ’олод рассказал в интервью 74.ru о том, какой бич преследует главное автобусное предпри€тие города с 2017 года, как обсто€т дела с банкротством компании и уголовным делом о мошенничестве и что нужно сделать, чтобы жители города-миллионника смогли нормально передвигатьс€ по нему.

ќн возглавил ќ√“ весной 2017 года — после того, как прошлое автобусное предпри€тие признали банкротом
ќн возглавил ќ√“ весной 2017 года — после того, как прошлое автобусное предпри€тие признали банкротом

«Ѕич, который нас преследует»

— ƒмитрий ¬итальевич, € в шоке, — начинаю €, указыва€ на «кладбище» автобусов, которое видно из окна кабинета, где проходит наше интервью. ¬месте с фотокорреспондентом, пока шли по территории предпри€ти€, мы насчитали около 200 «мЄртвых» машин — с разбитыми стЄклами, выломанными двер€ми и спущенными колЄсами.

— я сам в шоке уже два года как! — мгновенно откликаетс€ ƒмитрий ’олод, взмахива€ руками. — Ќо, несмотр€ на то, что ни подвижного состава, ни ремонтной зоны в 2017 году, когда мы пришли, не было, та задача, котора€ была поставлена — сохранить коллектив и имущество, которое могло уйти с молотка за долги, — выполнена. Ѕыло т€жело, особенно если учитывать, что за всЄ врем€ мы получили только 10 новых автобусов — Ќ≈‘ј«ов на компримированном топливе осенью 2017 года.

ќќќ «ќбщественный городской транспорт» унаследовало имущество и проблемы от предшественника — ћ”ѕ «„ел€бавтотранс». “абличка с названием старого предпри€ти€ заросла травой, но осталась на месте
ќќќ «ќбщественный городской транспорт» унаследовало имущество и проблемы от предшественника — ћ”ѕ «„ел€бавтотранс». “абличка с названием старого предпри€ти€ заросла травой, но осталась на месте

— ¬ каком они сейчас состо€нии?

— —ейчас эти автобусы как раз составл€ют основу нашего парка. — ними проводим инновационную работу. ѕоставили туда Wi-Fi, системы наблюдени€, ещЄ работаем над тем, чтобы установить специальное оборудование, которое считывает посадку и высадку пассажиров, чтобы можно было чЄтко следить за пассажиропотоком, а также расплачиватьс€ с помощью мобильного телефона. ƒумаю, к концу июл€ мы уже покажем эту систему. “олько оп€ть же это будет пара автобусов. ∆изнь не стоит на месте, но полноценно заниматьс€ новыми технологи€ми, к сожалению, пока не получаетс€, потому что нет подвижного состава. ј весь смысл в том, что существует пр€ма€ пропорци€: сколько подвижного состава, столько ты перевозишь пассажиров, отсюда и выручка, и всЄ остальное. √лавный бич, который с 2017 года и до сегодн€шнего дн€ нас преследует, — нехватка машин.

— «а врем€ вашей работы сколько новых автобусов по€вилось на «кладбище?»

— Ќи одного. “е, которые сто€ли, там и остались.

—ломанные автобусы разбросаны по всей территории ќ√“. ћы насчитали около 200 машин
—ломанные автобусы разбросаны по всей территории ќ√“. ћы насчитали около 200 машин

«Ќужно ликвидировать засилье маршруток»

— ¬ последние годы только ленивый не говорит, что с общественным транспортом у нас беда, в том числе с автобусами. Ќазначенный весной главой региона јлексей “екслер сказал, что он собираетс€ наводить пор€док в этой сфере, врио мэра Ќаталь€  отова тоже высказалась по этой проблеме. ” вас как руководител€ главного автобусного предпри€ти€ „ел€бинска какой план? „то вы собираетесь делать, чтобы ситуацию изменить?

— Ѕезусловно, необходимо, чтобы наши маршруты были чистыми, нужно ликвидировать засилье маршруток, которое мы сегодн€ видим. Ќо главное — это принцип, концепт маршрутной сети. Ќам даже велосипед не надо изобретать. я предлагал вз€ть за образец ћоскву и организовать подвоз пассажиров со спальных районов до пересадочных пунктов на маршрутках, а оттуда уже чтобы муниципальный транспорт большого класса подхватывал этих пассажиров и перевозил их до мест назначени€. ћалый класс более подвижный, более динамичный, он может на коротком рассто€нии очень часто челноком ходить, а мы с нашими машинами на окраинах даже развернутьс€ не можем. 

— ѕри таком раскладе сколько автобусов должно быть в „ел€бинске, чтобы система работала без сбоев?

— я говорю минимум о трЄхстах машинах. ѕри имеющихс€ 60. ѕо контрактам, которые на сегодн€шний день имеютс€, мне нужно 176 машин.

ѕо словам главного автобусника „ел€бинска, ќ√“ не может работать нормально, потому что не хватает подвижного состава
ѕо словам главного автобусника „ел€бинска, ќ√“ не может работать нормально, потому что не хватает подвижного состава

— —колько маршрутов обслуживает ќ√“?

— ” нас 25 маршрутов.

— ѕолучаетс€, в среднем по 2,5 автобуса на маршрут?

— ƒа, но у нас маршруты различные, есть социальные, где не нужно большое количество машин.  онечно, не хватает. √де-то по одному, по два автобуса стоит, и, естественно, нужно больше.

Ќа минувшей неделе администраци€ „ел€бинска объ€вила четыре аукциона на закупку 66 новых низкопольных автобусов на газомоторном топливе. Ћоты общей стоимостью чуть более 763,5 миллиона рублей. —огласно документации, в автобусах должны предусмотреть места дл€ инвалидов, Wi-Fi, зар€дные устройства в поручн€х, видеокамеры, кондиционеры. ѕоставщиков должны определить 30 июл€. 

«ћы дно прошли»

— ¬ы говорите, что подвижной состав очень нужен предпри€тию. ѕри этом недавно власти объ€вили, что всЄ-таки закупают 65 машин, что примерно равноценно имеющемус€ у вас автопарку, и всЄ это отдадут новому, специально созданному предпри€тию.

— ћожет быть, это и правильное решение — создание нового предпри€ти€. Ќо € считаю, что сейчас необходимо поддержать ќ√“ до того момента, пока не будет создана нова€ компани€. ƒело в том, что мы дно прошли. —ерьЄзный был кризис, очень серьЄзный. ј 15 июл€ мы получили бумагу, что налогова€ отозвала все претензии к нам — мы сейчас уже не банкроты.  роме того, в мае мы впервые за два года вышли в плюс. “аким образом, на сегодн€шний день мы набираем обороты. ” нас есть маршруты, у нас есть люди. ѕросто так на 65 машин набрать водителей — это достаточно серьЄзно, ведь это специалисты с определЄнными категори€ми, имеющие навыки работы. 

Ќалогова€ через суд требовала признать ќ√“ банкротом
Ќалогова€ через суд требовала признать ќ√“ банкротом
¬ итоге ‘Ќ— решила отказатьс€ от претензий
¬ итоге ‘Ќ— решила отказатьс€ от претензий

 роме того, мы работали с ћј«ом — договаривались о том, что они могут сделать из нас дилерский центр, поставить сюда дополнительно своЄ оборудование, обучить людей. —ейчас это архиважно, потому что автобусы уже идут такого уровн€, что просто так, с чистым словом и кувалдой, к ним не подойдЄшь. —отрудничество с ћј«ом сделает нам экономию по техобслуживанию.

«я в шоке уже два года»: главный автобусник „ел€бинска — о засилье маршруток и претензи€х силовиков

— ƒмитрий ¬итальевич, если говорить пр€мо, всЄ-таки вы допускаете, что ќ√“ перестанет существовать?

— Ѕезусловно, если будет прин€то такое решение.

— ќ каких сроках может идти речь?

— я думаю, всЄ должно быть решено к но€брю–декабрю. ¬озможно, пораньше — в зависимости от того, как будут отыграны конкурсы и того, как налажено производство на ћј« и Ћиј«. ¬едь помимо того, что надо конкурс на автобусы отыграть, нужно ещЄ эти машины собрать, они же не сто€т готовые в гараже.

— ј вам по-человечески не обидно, что сейчас, когда всЄ стабилизировалось, вы отрываетесь ото дна, вы€сн€етс€, что автобусы вам не дадут?

— ќбидно, не обидно... —амое главное — чтобы была польза городу. ћы выполн€ли задачу по спасению муниципального транспорта, и, слава богу, на сегодн€шний день наши машины ход€т, мы единственные, кто может перевозить людей с ограниченными возможност€ми, поэтому они очень быстро и остро реагируют, если начинаютс€ какие-то проблемы с низкопольными автобусами. Ѕольше же их ни у кого практически нет, а у нас 26.

 рышу одного из зданий в ќ√“ оккупировали чайки. ѕтицы летают над «мЄртвыми» автобусами, их крики разнос€тс€ по всему предпри€тию. јпокалиптично
 рышу одного из зданий в ќ√“ оккупировали чайки. ѕтицы летают над «мЄртвыми» автобусами, их крики разнос€тс€ по всему предпри€тию. јпокалиптично

— Ќедавно как раз был скандал, св€занный с работой низкопольных автобусов. Ќиколай ќльховский, который не дождалс€ транспорта, записал гневное обращение к власт€м города. ѕосле этого в ваш адрес пришло неодобрительное письмо от ћиндортранса. –азобрались, кто виноват?  акие-то меры были прин€ты? 

—  онечно, разобрались. —амое главное — было нарушение интервала движени€.   сожалению, диспетчер прин€ла решение, и водитель ушЄл раньше с конечной точки вокзала. ¬ результате этого Ќиколай не попал на автобус. ћы чЄтко понимаем — так как не хватает подвижного состава, нужно кровь из носа выполн€ть то расписание, которое есть. Ѕыли прин€ты меры. ’оть Ќиколай и заступалс€, устные выговоры диспетчеру и водителю мы сделали. ƒиспетчер не должна была давать ему команду. ≈сли в чЄм-то сомневаетс€, то есть €. я 24 часа в сутки на телефоне нахожусь. ≈сть замдиректора и начальник гаража, которые несут за это пр€мую ответственность.

ѕо итогам мы сделали правильные выводы. »здали дополнительный приказ, по которому теперь никто у нас не имеет права без команды диспетчера или заведующего гаража уходить с маршрута. ќни сид€т на месте и ждут, даже если кака€-то поломка.   ним выезжает машина, разбираютс€ и либо ут€гивают автобус, либо решают проблему на месте — что-то ремонтируют. ÷ель кака€: если происходит нарушение интервала движени€, мы должны знать, куда дополнительно бросить автобус.

 огда речь зашла об инциденте с Ќиколаем ќльховским, ƒмитрий ’олод стал особенно эмоционален: активно жестикулировал, стучал по столу
 огда речь зашла об инциденте с Ќиколаем ќльховским, ƒмитрий ’олод стал особенно эмоционален: активно жестикулировал, стучал по столу

«ћы не получали ни одной бюджетной копейки»

— ¬аши доходы — это исключительно пассажиропоток?

— ƒа. ѕо 23 рубл€ со всех категорий граждан, которые мы перевозим. » те льготы, которые к нам идут, — это не субсиди€ нам, это возмещение тех денег, которые нам должны уплатить льготники за проезд на автобусе. ћы не получали ни одной бюджетной копейки до того, как отыграли конкурсы на аэропорт.

— —колько сегодн€ составл€ет долг предпри€ти€?

— ќколо 150 миллионов. Ќо это кредиторска€ задолженность, св€занна€ с началом де€тельности. “огда, когда было необходимо принимать людей. ‘актически из „ј“а мы перевели 600 человек на предпри€тие, нужно было гасить заработную плату за „ј“.

— Ёта задолженность уменьшаетс€?

— ћы начали еЄ постепенно уменьшать. Ёто не рабоча€ кредиторка. ѕоставки сол€рки, запчастей мы более-менее оплачиваем — до 10 миллионов рабоча€ задолженность. ј всЄ остальное — это как раз займы, которые мы брали дл€ погашени€ кассового разрыва, который сложилс€ изначально. ћы стартанули с минус 30 миллионов, потому что заработную плату заплатили. Ќу и потом у нас в середине 2017 года три мес€ца выпало — был финансовый сбой по льготам, около 10 миллионов.

” старых автобусов сломаны двери, выбиты стЄкла, нет колЄс, а в салоне — толстый слой пыли
” старых автобусов сломаны двери, выбиты стЄкла, нет колЄс, а в салоне — толстый слой пыли

— ћы с вами уже говорили об уголовном деле о мошенничестве на предпри€тии. — тех пор прошло, наверное, мес€ца два. ¬ы обещали, что будут прин€ты кадровые решени€ в св€зи с тем, что допущены какие-то ошибки в документации. Ёто сделано?

—  онечно, были подготовлены документы в соответствии с теми требовани€ми, что выдвигала контрольно-счЄтна€ палата.   виновным сотрудникам были взыскани€ применены: выговоры и в денежном выражении.

— ѕеред  —ѕ, после проверки которой было возбуждено уголовное дело, вы полностью отчитались?

—   8 августа передадим информацию, подготовка которой требовала дополнительного времени. ћы изменили внутренние распор€дки и приказы, сделали новую систему приЄма машин на ремонтную зону, перевели туда все склады, предоставили документы в определЄнные органы.

— Ќесмотр€ на это, дело ещЄ не закрыли?

— ѕока нет. ¬идимо, ещЄ раз оцен€т, что у нас произошло, какие изменени€. ћы всЄ-таки в положительную сторону смотрим.

ƒмитрий ’олод рассказал нам, что ни один автобус при нЄм не попал на «кладбище», но мы нашли пару машин с эмблемой «ќбщественного городского транспорта»
ƒмитрий ’олод рассказал нам, что ни один автобус при нЄм не попал на «кладбище», но мы нашли пару машин с эмблемой «ќбщественного городского транспорта»

«—отрудник только у банкомата видит, что предпри€тие нормально работает»

— ¬ы в основном передвигаетесь на личном автомобиле?

— ƒа нет, € в силу своей работы посто€нно то на автобусах, то на трамва€х. Ёто же удобно — например, когда нужно проскочить, проверить 4-й, 18-й или 64-й маршруты. „тобы поймать их, € еду на трамвае, условно у ƒ  ∆ƒ выхожу, а там уже сажусь на автобус и на нЄм до вокзала еду.

— ј вас в автобусе пассажиры узнают?

— Ќет, сотрудники-то не особо узнают, потому что така€ специфика работы, что мы очень редко видимс€. Ќо сейчас завели, что за каждый квартал мы отчитываемс€ — проводим совещание со всем коллективом. –ассказываем люд€м, куда идЄм, как всЄ происходит, потому что человек в п€ть утра пришЄл, в два часа ушЄл, ему порой и некогда информацию получить о том, в каком состо€нии компани€. ќн только у банкомата видит, что предпри€тие нормально работает, когда ему деньги на счЄт капают.

«я в шоке уже два года»: главный автобусник „ел€бинска — о засилье маршруток и претензи€х силовиков

— ¬ы лично много времени проводите в этом кабинете?

— «наете, зависит от ситуации. ¬ переходные периоды, конечно, здесь нахожусь — когда у людей есть потребность, чтоб всЄ работало чЄтко. Ќо когда есть необходимость по изысканию финансов, приходитс€ бегать по кругу, по всем кабинетам, которые дают возможность получить помощь.

— ≈сли ќ√“ закроют, куда подадитесь?

— я тут за два года такой опыт получил! ћожет быть, ещЄ пригожусь. ¬ любом случае будет так, как парти€ скажет.

ƒва года работы в общественном транспорте — бесценный опыт дл€ ƒмитри€ ¬итальевича
ƒва года работы в общественном транспорте — бесценный опыт дл€ ƒмитри€ ¬итальевича