18 октября пятница
СЕЙЧАС +5°С

Тонны порошка: чем на самом деле посыпают дороги Челябинска

Мы посетили цеха, где щедро насыпают соль и делают рассол.

Поделиться

«Опять залили реагентами», — так челябинцы комментируют противогололёдную обработку улиц. Отсутствие сильных снегопадов и грязь после растопки льда создали реагентам дурной имидж, и мы решили отправиться в самую, так сказать, «обитель зла», чтобы узнать, чем именно посыпают дороги Челябинска и можно ли этого избежать. Репортаж из цехов АО «Южуралмост» — на сайте 74.ru.

Мы разбирались, каким порошком засыпают дороги Челябинска

Мы разбирались, каким порошком засыпают дороги Челябинска

Серый снег, белый лёд

Сопровождающий пробует белый порошок на вкус.

— И вы попробуйте, — советует он, протягивая неровные белые гранулы. — Это обычная каменная соль грубого помола из Соль-Илецка, которую используют и для посыпки дорог, и для засолки огурцов.

Да, это обычная поваренная соль

Да, это обычная поваренная соль

В этом году Челябинск перешёл с песко-соляной смеси к менее пыльному способу противогололёдной обработки. Натрий-хлор, или поваренная соль, отличается неплохой способностью растапливать лёд и, что важно, предотвращать его образование.

Кальций-хлор похож на муку

Кальций-хлор похож на муку

— Противогололёдные средства используются во всём мире, — объясняет директор по строительству и эксплуатации городских автомобильных дорог АО «Южуралмост» Алексей Струговец. — Многие считают, что небольшое количество снега можно оставить на проезжей части, но снег в отличие от каменной крошки или пыли не разметается к обочинам — он сразу же образует накат. Этот накат, во-первых, крайне сложно отскрести механическим способом, а главное, появляется он в наиболее опасных местах, например, перед перекрёстками. Поэтому противогололёдная обработка обязательна.

Кальций-хлор привозят в сухом виде, но используют раствор

Кальций-хлор привозят в сухом виде, но используют раствор

Но всё-таки почему в нас укоренён миф, будто дороги поливают «какой-то дрянью»? Соль в самом деле смачивают 22-процентным раствором кальций-хлора — ещё одного противогололёдного компонента, который тоже можно съесть (в разумных количествах). Он используется в кулинарии и медицине, а на упаковках продуктов обозначается индексом E509.

Раствор готовят в специальном аппарате

Раствор готовят в специальном аппарате

Кальций-хлор сам по себе хорошо топит снег, и одно время его растворы применяли в России в чистом виде, пока не стал очевидным главный минус: низкое сцепление намоченной дороги и большое время высыхания. Поэтому в Челябинске небольшая добавка кальций-хлора служит иной цели: смоченная раствором соль хорошо прилипает к поверхности и не разносится к краям дороги, что позволяет топить лёд равномерно по ширине проезжей части.

Автомобили имеют емкость для соли и баки для рассола

Автомобили имеют емкость для соли и баки для рассола

Смочить и посыпать

Для «удобрения» дорог противогололёдными реагентами используют комбинированные дорожные машины, которые летом ездят с цистернами воды, а на зиму переоборудованы под работу с противогололёдным коктейлем.

Вот так незатейливо соль грузят в машину

Вот так незатейливо соль грузят в машину

В центральной части кузова есть отсек, вмещающий примерно 17 тонн соли. При расходе около 50-100 г/кв.м такого количества хватает на 340-700 тысяч квадратных метров, что при ширине полосы в три метра эквивалентно 10-20 километрам дорог. То есть одного кузова хватит на один проезд по проспекту Победы.

Идет наполнение резервуаров раствором хлорида кальция

Идет наполнение резервуаров раствором хлорида кальция

Раствор кальций-хлора заливают в расположенные по бокам резервуары, а смешение происходит только перед разбрасыванием соли. Её «мечут» с помощью такого вот лопастного колеса.

Гранулы натрий-хлора смачивают непосредственно перед разбрасыванием, которое происходит под действием центробежных сил

Гранулы натрий-хлора смачивают непосредственно перед разбрасыванием, которое происходит под действием центробежных сил

Дорожные службы рапортуют о значительном снижении количества реагентов после перехода с песко-соляной смеси на чистую соль. Теоретически это должно снизить количество пыли ближе к весне, хотя понятно, что её источником являются не только противогололёдные смеси.

В любом случае расход 50-100 г/кв. м — это больше принятых в Европе норм, например, во многих странах после предварительной очистки снега улицы обрабатывают солью в пределах 25 г/кв. м.

Иногда этот ангар заполнен горами соли

Иногда этот ангар заполнен горами соли

— В России противогололёдная обработка является лишь одним из этапов очистки улиц, — уточняет Алексей Струговец. — Например, идет снег, мы обрабатываем улицы, чтобы исключить образование наката, а после окончания снегопада выпускаем снегоуборочные машины, чтобы очистить улицы механически. Но если бы не было противогололёдной обработки, соскрести накат было бы сложнее, кроме того, при этом портился бы асфальт.

Не хватает самого частого погодного явления в Челябинске — НМУ

Не хватает самого частого погодного явления в Челябинске — НМУ

Справедливости ради надо сказать, что в промежутке между двумя последними снегопадами основные дороги Челябинска действительно были чистыми и без наката. Пик возмущения наших читателей пришёлся на период осадков: улицы стали слишком грязными, машины и обувь — слишком солеными.

Машины готовы выйти в рейс

Машины готовы выйти в рейс

Идеального средства для очистки улиц пока не придумали: механическая уборка хороша всем, но требует времени и препятствует движению машин. Посыпание крошкой провоцирует пыльность. Соль ест кузова машин и души эстетов. Видимо, рецепт идеальной уборки от снега — в умелом комбинировании разных способов.

оцените материал

    Поделиться

    Поделиться

    Увидели опечатку?
    Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

    Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!