Все новости

«На нас кричали, колотили нашу машину». Екатеринбурженка рассказала о том, что творится на границе с Грузией

Семья Ольги провела в многокилометровой пробке больше двух дней без туалета и нормальной еды

После объявления частичной мобилизации в России перед пропускными пунктами на границах выстроились длинные пробки. Многие захотели покинуть страну, чтобы избежать призыва, и в результате попали в многокилометровые очереди перед КПП.

Жительница Екатеринбурга Ольга оказалась по другую сторону границы. Вместе с мужем и ребенком она гостила у родственников в Грузии, а когда настало время возвращаться, дорогу им заблокировал огромный поток выезжающих из России. Далее — рассказ от первого лица.

Велосипедисты пересекали границу быстрее всего

Из России мы никуда переезжать не собирались — родственники мужа пригласили нас на свадьбу в Тбилиси. Мы прилетели в Минводы 21 сентября, взяли напрокат машину и в тот же день благополучно уехали в Грузию. Мгновенно проскочили границу и обе таможни. Домой выехали 25-го, у нас были билеты на самолет из Минеральных Вод.

Через два часа нас остановили на посту ГАИ. Дальше не пропустили — объяснили, что скопилась большая пробка, нужно подождать. Там мы простояли четыре часа.

Выехали, доехали до грузинской таможни (она была недалеко) в шесть утра и снова встали. От таможни до нашей границы — нейтральная зона, буквально километра три. Каких-то три-четыре метра проезжали за три часа и вставали снова на несколько часов. Пока стояли, подписались на телеграм-канал «Верхний Ларс», смотрели там, что происходит. У многих застрявших заканчивался бензин. Просили у других, и у нас просили, но мы не рискнули. Днем было тепло, а ночью всего 1–2 градуса. Замерзали, заводили двигатель, грелись, снова выключали.

Люди по несколько суток живут в многокилометровых очередях перед КПП

Поделиться

Многие просто бросали велосипеды, когда пересекали нейтральную полосу

В какой-то момент вечером мы встали прямо в туннеле. Там было тяжело дышать из-за выхлопных газов. Чтобы не замерзнуть, люди заводили машины и так грелись. Оставаться в туннеле на ночь было нельзя: у ребенка астма, мог случиться приступ. На такой случай мы всегда возим с собой ингалятор и препараты, но если бы что-то случилось там, подключить аппарат было бы просто некуда.

Муж стал объезжать пробку по встречке. На нас кричали, колотили нашу машину, злились, что мы не стоим в очереди, но у нас не было другого выхода. Оставаться на ночь в туннеле было смертельно опасно для ребенка, нужно было выехать на свежий воздух.

Пока мы стояли (ехали редко), мимо нас по нейтральной полосе двигались толпы людей со стороны российской границы: пешком, на самокатах, с детьми, с колясками, кто-то нес детей на руках. Измученные, с оборванными и потрепанными чемоданами. Шли в темноте, фонарики не включали. По правилам, по этой полосе нельзя было передвигаться пешком, но, видимо, из-за огромного потока наши пограничники все-таки пропускали людей.

В такой ситуации любоваться горными видами получается далеко не у всех

Поделиться

Очень много людей было на велосипедах. Они пересекали границу быстрее всего, на это уходит всего часа три.

Вообще с велосипедами и электросамокатами есть своя схема проезда. От Владикавказа люди берут такси с осетинскими номерами (они почему-то беспрепятственно проезжают пробку в 35 километров от города до самой границы). Потом у самой таможни они пересаживаются на велосипеды или самокаты, которые привозят с собой — покупают во Владикавказе или прямо у таможни. Так они проезжают нейтральную полосу, после чего бросают технику и заказывают грузинское такси. Машины с местными номерами там также проезжают свободно и могут выехать на встречку.

Чтобы пересечь границу пешком, люди прямо в очередях продавали свои машины. Видела, как кто-то избавлялся от практически новой Toyota Camry за полтора миллиона, информацию об этом разместили в чате. Те, кто стоял со стороны российской границы по трое суток, были готовы уже на всё. У них заканчивались запасы еды и воды. В придорожных кафе всё было раскуплено, даже питья не было. Правда, курсировали машины, с них продавали воду и что-то из продуктов.

За несколько дней всё превратилось в помойку

Какая-то девушка, которая, как и мы, возвращалась домой после отдыха в Грузии, потеряла водительские права. Возможно, в суматохе выпали при очередном досмотре. Она была впереди, но ей не давали проехать без прав, из-за этого снова образовался затор на три часа. Девушка в слезах стучалась в другие машины, просила, чтобы люди с правами ей помогли и сели за руль ее машины.

У меня были права, так что я села в ее машину и взяла с собой ребенка. Муж остался где-то в конце очереди, а мы проехали с той девушкой где-то до середины нейтральной территории. Потом сидели в ее автомобиле, ждали, когда подъедет муж. Я хотела помочь ей пересечь нашу границу, если понадобится, но потом мы затерялись в потоке. Не знаю, как у нее сложилось и попала ли она домой. Надеюсь, что всё нормально.

Некоторые от отчаяния продают машины прямо в пробке

Поделиться

Помню, как три дня назад, когда мы еще ехали в Грузию, вокруг было красиво и чисто. Буквально за несколько дней всё превратилось в помойку и общественный туалет. Везде мусор по обочинам, неприятно пахнет. Общественных туалетов между границами нет, мусорных контейнеров тоже.

Я терпела полтора дня, спрятаться было негде. С одной стороны — скала, с другой — вода, кругом много народу. Самим мужчинам в этом смысле было легче, они вставали прямо на обочине. Как-то наш ребенок захотел в туалет прямо в туннеле. Достали пакет, немного прикрыли двумя открытыми дверями машины. Видимо, все выкручивались примерно так же.

«Все из России едут, а вы обратно»

Полтора километра нейтральной территории проехали за полтора дня. Российскую границу мы пересекли быстро, проблем с въездом нет. А вот у тех, кто выезжает…

Мобильного военкомата, про который пишут в телеграм-каналах, я на тот момент не видела. Не было при мне и такого, чтобы выдавали повестки прямо на границе — просто не пропускали людей и разворачивали назад. Многим говорили, что нужно обратиться в военкомат (видимо, за разрешением на выезд). Так, при мне пограничники развернули назад отца со взрослым сыном, они до этого простояли в пробке три дня.

Мусор бросают прямо на обочине

Поделиться

Поесть в дороге было негде, мы взяли с собой перекус из расчета на 6–8 часов: булочки, шоколадки, пакетик чипсов. Это и ели. Самое главное, что хватило воды и бензина. Уже когда проехали российскую границу, муж купил в первом же придорожном магазине пачку сигарет и три мороженки — отдал за это 800 рублей. Был еще доширак по 300 рублей за пачку. Больше там особо нечего было покупать.

новость из сюжета

Подпишитесь на важные новости о спецоперации на Украине

Цены все мгновенно взвинтили, пользуясь ситуацией, начали спекулировать. Кстати, на грузинской стороне такого не было. Цены в кафе по дороге к границе остались прежними. После того как мы уже попали в Россию, поехали быстро: повезло, что перед нами двигался экипаж машин ГИБДД, они расчищали дорогу с нашей стороны и контролировали, чтобы никто не выезжал на встречку. При нас несколько таких машин развернули и отправили в конец очереди.

Семья Ольги ехала навстречу общему потоку — в Россию

Поделиться

Очередь эта растянулась на 35 километров — от Владикавказа до российской границы. В самом начале машины стоят в одну полосу, потом в две, а перед самой границей — уже в четыре полосы. В Мин. Воды мы приехали только 28 сентября. Самолет улетел без нас, билеты поменять не удалось, до «Уральских авиалиний» мы так и не смогли дозвониться: связь была очень плохая или ее вообще не было. У нас на карте оставались деньги, на них мы купили билеты до Москвы, а уже оттуда полетим в Екатеринбург.

Когда мы возвращались, из другого потока нам говорили, удивляясь: «Все из России едут, а вы обратно». Но у нас даже не было таких мыслей, чтобы не возвращаться. Мы хотели домой.

После начала частичной мобилизации екатеринбуржцы рванули в турпоездки в Казахстан, а на въезде в Грузию образовались мощные пробки: людям приходится ждать своей очереди больше суток.

Прочитайте также дневник сибиряка, который уволился, оставил квартиру и поехал в Казахстан.

Всю информацию о мобилизации в России мы собираем в специальном сюжете.