перейти к публикации
98 комментариев к публикации

Екатеринбургский культуролог Евгений Фатеев рассказал, как люди выживали в 90-е

12 мая 2025, 11:30
12 мая, 11:39
Те, кому в 1990г. было около 30-и хлебнули по полной. На "ихние" лучшие годы пришлись развал страны, обнищание, кризисы, ...., пандемия и проч. Сейчас им примерно по 60 - "жизнь кончилась, началась распродажа" (с). Но главное уже не это, главное - их детям и внукам вряд ли будет лучше.
Гость
12 мая, 11:50
авс, вы правы, так оно и есть.И тяжесть и страх на душе за будущее детей и внуков.
Гость
12 мая, 12:04
Детям и внукам очень даже хорошо, преступность минимальная, возможностей миллион, и с каждым годом только больше различных возможностей. Сейчас миллениалы и зумеры живут в роскоши по сравнению с тем, как жили 30-летние в 1990-е.
Гость
12 мая, 12:30
Гость
12 мая, 12:04
Детям и внукам очень даже хорошо, преступность минимальная, возможностей миллион, и с каждым годом только больше различных возможностей. Сейчас миллениалы и зумеры живут в роскоши по сравнению с тем, как жили 30-летние в 1990-е.
Возможностей не "миллион", а миллионы... можно получить... если заключить контракт с Министерством обороны.
Гость
12 мая, 11:50
Рассерженный Да, у людей попросту в голове не укладывалось, как вообще возможно было с моральной точки зрения, обворовать 90% населения и поставить государство на долговые колени перед западом.
Гость
12 мая, 12:33
С теми людьми можно было все. Государство первым открыло охоту на лохов обнулив их накопления. А уж потом, по его следам пошли все остальные. МММ, торгаши, рэкетиры, уголовники и прочая мелочь... но им достались уже крохи по сравнению с тем, какие сливки сняло государство.
Гость
12 мая, 14:31
Девяностые годы, нефть падала до 8-9долларов. Немцов писал как он мечтал о хотя бы о 20 долларов за баррель в то время. Причина так называеиого путинского подьема благосостояния это резкий рост цены нефти прой до 150 долларов, также уже более менее построенная в девяностые рыночная экономика. Не его в том заслуга.
Гость
12 мая, 16:42
Гость
12 мая, 14:31
Девяностые годы, нефть падала до 8-9долларов. Немцов писал как он мечтал о хотя бы о 20 долларов за баррель в то время. Причина так называеиого путинского подьема благосостояния это резкий рост цены нефти прой до 150 долларов, также уже более менее построенная в девяностые рыночная экономика. Не его в том заслуга.
Слушай, нам без разницы чья заслуга. Важен результат! Это он пусть себе медальки вешает, а жизнь в то время стала лучше. Что касается Немцова, которого я очень любил слушать, то он за свою бытность у власти не сделал ничего.... совсем. И все помнят его только за попытки чиновников на волги пересадить.
Гость
12 мая, 12:27
у меня есть большие подозрения что этот культуролог рос в семье какого-нибудь партбосса. потому как слова "На дефицит тогда очень часто жаловались, но почти у всех холодильники были переполнены самой разнообразной едой. И на праздничных столах всего было в избытке. И самого вкусненького." у меня лично вызывают смех. Я прекрасно помню как отец доставал через знакомых мясо, сгущенку и прочее на праздник ибо в магазине купить это было невозможно. Моя знакомая как-то сказала что она сгущенку впервые увидела лет в 16 и спросила "что это такое?" Про квартиры тоже чушь- подавляющее большинство их были государственные, купить или продать которые было нельзя. Кооперативных было очень мало и стоили они неподъемные деньги для обычного человека. разменять, да, можно было и с доплатой, но это на свой страх и риск поскольку никаких договоров купли-продажи в принципе быть не могло с квартирами. Ну и про инфляцию-была она, как не крути. К примеру водка которая раньше стоила 3.62 стала потом стоить все дороже и дороже и тд.
Гость
12 мая, 12:34
У кого было достаточно денег, те имели всё. Ровно также, как и сейчас. В целом же, автор статьи и его интервьюируемый недалеки от истины.
Гость
12 мая, 12:56
Гость
12 мая, 12:34
У кого было достаточно денег, те имели всё. Ровно также, как и сейчас. В целом же, автор статьи и его интервьюируемый недалеки от истины.
Но всегда забавляет, когда вот такой "у кого было достаточно денег" судит о "почти всех" по себе и своему окружению. Вкусненькое у него было... Глобусовский горошек и импортный кетчуп в бутылочках 0,33 были деликатесами! Или действительно вкусная консервированная стручковая фасоль (в основном тоже Globus). И что интересно - сейчас найти что-то подобное очень сложно.
Гость
12 мая, 14:29
Гость
12 мая, 12:56
Но всегда забавляет, когда вот такой "у кого было достаточно денег" судит о "почти всех" по себе и своему окружению. Вкусненькое у него было... Глобусовский горошек и импортный кетчуп в бутылочках 0,33 были деликатесами! Или действительно вкусная консервированная стручковая фасоль (в основном тоже Globus). И что интересно - сейчас найти что-то подобное очень сложно.
Так по себе тоже не суди. Если у тебя тогда ни... не было, то это не значит, что поголовно у всех также было.
Гость
12 мая, 13:26
Даже дочитать не смогла. К чему столько букв? Наших родителей и бабушек ограбили, нас грабят. И детей наших будут грабить. Вот такая стабильность.
Гость
12 мая, 15:04
"В режиме бесконечного кручения серьезные дела не делаются, а потому в 90-е годы ничего серьезного и не было сделано. В 90-е сосредоточенно, с расстановкой только грабили и сдавали страну. Не спорю, это в 90-е делалось качественно. Последствия этого шедеврального разграбления и погрома не изжиты нами до сих пор." Дядя как будто и пожил, и книги вроде серьезные-умные пишет, а так похоже ничего и не понял. Наверное через 30 лет еще одну будет писать, про 20-е.
Гость
12 мая, 12:45
Да наше население - на 90% и сейчас лохи. Я отношу это и на свой адрес.
Гость
12 мая, 12:56
Гость, согласен.
Гость
12 мая, 14:11
Согласна, не знаю такого человека в своём окружении, которого ни разу никто не обманул или не подставил в те времена. Отношения людей строятся обычно на доверии, а рабочие на доверии и взаимной выгоде. В 90е люди как будто с ума сошли, жить было страшно, доверять кому-то стало сложно, могли не заплатить за работу, продать просроченные продукты в магазине под видом новых, а в разборках по выяснению правды и достижению справедливости - просто убить. Стало активно развиваться предпринимательство, так как внезапно доверять стало возможным только себе, а другим только по договору и за деньги. Под честное слово перезанять у соседа даже соль и сахар стало невозможно, деньги старались не занимать, так как и гарантий, что зарплату вовремя дадут не было.
Гость
12 мая, 12:45
"почти у всех холодильники были переполнены самой разнообразной едой. И на праздничных столах всего было в избытке. И самого вкусненького" - тут автор просто прямо и штампованно лжёт. По каким "почти всем" он судит? Кто эти "почти все" - его знакомые мажорчики, которые в 90-е смогли таксовать и курить понтовые сиги? Холодильнки не были ПЕРЕПОЛНЕНЫ - и уж тем более "самой разнообразной едой". Разве что если хапнуть дефицита побольше (ну и холодильники были поменьше). Не было ВСЕГО в избытке даже на праздничных столах. Да, мажорчики доставали и осетрину, и балычок, и сервелат. Но основная часть праздничных столов - маринады, салатики, что-нибудь мясное. Ну и как фантазии хватит - пельмени, пирог или гусь на Новый год. А что мандарины можно было купить тоже только под Новый год, автор забыл? Причём купить, отстояв часовую очередь и слыша "сказали больше не занимать" и "не больше килограмма в руки". И тоже под Новый год - крупные яблоки по 3 рубля за килограмм. Не "сезонные" или "уральский налив", а сладкие Голден и Ред делишес (тогда они проходили под именами "жёлтые" и "красные").
Гость
12 мая, 21:43
Вот тоже покоробило. Картошки сажали сначала 10 соток, потом 20. Как сейчас помню, колорадский жук и все такое. Сажали, копали, хранили, на саночках из гаража возили. У кого чем там были переполнены холодильники? Что в саду выращивали и в лесу собирали, то мы и ели. Очереди страшенные, меня мама ставила, и я стояла за сметаной, да за всем. Мясо и сосиски покупал нам дедушка, он ветеран был, ему было положено.
Гость
13 мая, 00:05
Гость
12 мая, 21:43
Вот тоже покоробило. Картошки сажали сначала 10 соток, потом 20. Как сейчас помню, колорадский жук и все такое. Сажали, копали, хранили, на саночках из гаража возили. У кого чем там были переполнены холодильники? Что в саду выращивали и в лесу собирали, то мы и ели. Очереди страшенные, меня мама ставила, и я стояла за сметаной, да за всем. Мясо и сосиски покупал нам дедушка, он ветеран был, ему было положено.
И это хорошо, если было где сажать.
Гость
13 мая, 00:16
В избытке не было только в тех регионах, где сидели жулики в торгснабе и на складах! И к сожалению Челябинск был в их числе! Молока в Челябинске не хватало, но опять же не хватало, потому, что было воровство в колхозах и совхозах! Граждане СССР заслужили, то что заслужили, проспать завоевания социализма, поменять блага на жвачку и джинсы с кокаколой! Вы этого заслуживаете! Восхищаясь запретной литературой диссидентов и задвигая труды Ленина и Сталина! Новодворская стала вашим всем, шуты и комедианты стали вашими кумирами итд! Заслужили и голод и инфляцию и ипотечное рабство и жуликов во власти!
Гость
12 мая, 14:55
"Помните: те, кто очень много говорит о свободе и демократии, придя к власти, обязательно вас ограбит. Он и начнет с грабежа." Че-то как будто другие грабят в итоге.
Гость
12 мая, 16:23
Автор намекает, что стало намного лучше. Вон сельское хозяйство у него заполучилось.
Гость
12 мая, 21:47
Гость
12 мая, 16:23
Автор намекает, что стало намного лучше. Вон сельское хозяйство у него заполучилось.
Хм, коров-то в 90-е была явно поболе...
Гость
12 мая, 12:26
Такое ощущение, что за человека текст писал искусственный интеллект надергавший информации из интернета. Одно могу точно сказать. Не мог человек купить квартиру в союзе. Не мог! Получить мог, отстояв в очереди. От предприятия мог получить. Обменять с доплатой мог. Купить нет! Не было рынка жилья. Не было цен на него. Даже объявлений не было. Но что взять с человека который в 92 году заканчивал школу? Он практически и не жил при СССР. Он жил у мамки за пазухой. И оттуда вынырнул во взрослую жизнь, которая к тому же не была очень уж дружелюбной.
Гость
12 мая, 12:35
Есть вопрос, коллега. Ещё не было газеты "Тумба", но уже была "Челябинская неделя" с объявлениями. И там таки были объявления о покупке/продаже квартир. Это и тогда удивляло, и сейчас удивляет. Как можно было продавать квартиры, если они жильцам не принадлежали?
Гость
12 мая, 12:36
Гость
12 мая, 12:35
Есть вопрос, коллега. Ещё не было газеты "Тумба", но уже была "Челябинская неделя" с объявлениями. И там таки были объявления о покупке/продаже квартир. Это и тогда удивляло, и сейчас удивляет. Как можно было продавать квартиры, если они жильцам не принадлежали?
там был обмен с доплатами
Гость
12 мая, 12:41
Гость
12 мая, 12:36
там был обмен с доплатами
Я так и написал. Обменять с доплатой.
Гость
12 мая, 17:29
Врет он, и думает что никто его враньё не опровергнет. Какие ещё банки были в СССР для физических лиц, кроме сберкасс? Какие валютные банкоматы в 1998 году??? Какие товары пропали после кризиса 1998 года? Не слушайте лгуна…
Гость
12 мая, 12:27
"Буквально всё было импортным" - это просто ложь. Уж к 98-му еду можно было купить местную. Причём без талонов. И даже пытались собирать какую-то технику. Несложно вспомнить "Тошиба-Мечел" или "Рекорд". "С понтоватого «Мальборо лайтс» пришлось перейти на сигареты попроще" - дааа. Страдал-страдал автор за средний класс, а курил "понтоватые" сигаретки. Ну и таксовал. "Мы вдруг заполучили вполне приличное сельское хозяйство" - и картошку за 100 рублей.
Гость
12 мая, 14:15
В 98 даже с учетом кризиса, что касается еды, был неплох. Челябинск был "колбасной столицей России" У нас цехов колбасных было море. Газировку сами делали и Ариант и Винчел, и Свердловчане свою тащили. "Мери" хлеб пекли. ЧГМК молоко и масло свое во всю делали. Кондитерка своя была, плюс цеха по печенькам открывались. Первая "Молния" открылась на Радонежской 14. Потом "Пятерки" полезли как грибы.
Гость
12 мая, 19:28
Гость
12 мая, 14:15
В 98 даже с учетом кризиса, что касается еды, был неплох. Челябинск был "колбасной столицей России" У нас цехов колбасных было море. Газировку сами делали и Ариант и Винчел, и Свердловчане свою тащили. "Мери" хлеб пекли. ЧГМК молоко и масло свое во всю делали. Кондитерка своя была, плюс цеха по печенькам открывались. Первая "Молния" открылась на Радонежской 14. Потом "Пятерки" полезли как грибы.
еще были "Незабудки", но теперь про них не помнят
Гость
12 мая, 14:53
"На дефицит тогда очень часто жаловались, но почти у всех холодильники были переполнены самой разнообразной едой. И на праздничных столах всего было в избытке. И самого вкусненького." Это вот из-за этого изобилия на праздничных столах по традиции 100 вариаций салатов с майонезом было? А для того чтобы в переполненном холодильнике была нормальная картошка и морковка нужно было пол-лета на грядках проводить? Я уж не говорю про изобилие вкусненьких колбас и сыров. Сколько видов сыров мог рядовой человек назвать в 80-е?
Гость
12 мая, 14:55
Каждому свое. Сейчас, несмотря на видимое обилие на полках, выбрать то нечего. Но да. Тогда было 2 вида колбасы и сыров тоже несколько. Причем их еще и достать надо было.
Гость
12 мая, 16:19
Гость
12 мая, 14:55
Каждому свое. Сейчас, несмотря на видимое обилие на полках, выбрать то нечего. Но да. Тогда было 2 вида колбасы и сыров тоже несколько. Причем их еще и достать надо было.
Ха. Запусти сейчас советского человека из 1985 в какую-нибудь нынешнюю "Пятёрочку" - он от счастья умрёт. Это некоторые немножко заржались, раз "выбрать то нечего". А расскажи, что есть такая штука, что сидишь ты дома, выбираешь что-то прямо дома, чего нет в магазине - и тебе это привозят? Второй раз умрёт.
12 мая, 18:22
Гость
12 мая, 16:19
Ха. Запусти сейчас советского человека из 1985 в какую-нибудь нынешнюю "Пятёрочку" - он от счастья умрёт. Это некоторые немножко заржались, раз "выбрать то нечего". А расскажи, что есть такая штука, что сидишь ты дома, выбираешь что-то прямо дома, чего нет в магазине - и тебе это привозят? Второй раз умрёт.
Интересно, а в окопах теперь тоже думают о пятерочке и умирают от счастья? "Зажрались", а потому там сидят?
Гость
12 мая, 12:22
Этот персонаж прекрасно показывает, что любой бесталанный и малообразованный может издать, простите, книгу.
Гость
12 мая, 13:24
Вот, такое же впечатление сложилось.
Гость
12 мая, 13:39
С удовольствием прочитал Вас, о современных реалях... но вы, не пишите
Гость
12 мая, 13:52
Гость
12 мая, 13:39
С удовольствием прочитал Вас, о современных реалях... но вы, не пишите
Прочитай для начала учебник русского языка. У тебя и с орфографией проблемы, и с пунктуацией.
Гость
12 мая, 12:02
Что он несёт? "И сегодняшних молодых и свободолюбивых обязательно ограбят" - почему "ограбЯТ"? Не только грабят, но и отправляют на убой. Причём не "либералы", которых так боится автор. "Очень хорошо помню этот день — 1 апреля 1992 года. В этот день случилась либерализация цен" - очень плохо автор помнит дни. Либерализация цен "случилась" 1 ЯНВАРЯ 1992 года. Товарищ культуролог путает с другой датой - 2 апреля 1991 года. Но тогда цены повысило советское руководство. И товары вовсе не "появились". "За несколько месяцев до этого в Беловежской пуще был распущен Советский Союз" - соответственно, Советский Союз был распущен ПОСЛЕ этого повышения. "К нам мощным потоком хлынул импорт" - а что, разве импорт "хлынул" по каким-то низким ценам? Как можно "меньше кушать", если и свои продукты остались (но дороже), и появились не свои? "у многих были шансы приобрести что-то статусное, качественное и достойное" - да, тут не поспоришь. Например - невероятно! - цветной телевизор. Или холодильник. Да, надо было отстоять очередь длиной в несколько лет - но ведь шансы-то были, тут автор не ошибся.
Гость
12 мая, 11:56
Я в 90-е годы жил лучше, чем сейчас. Можно было даже не работать, и при этом хорошо жить. Я скучаю по тем временам. А сейчас с ненормированным графиком 5/2 зарплаты хватает только на то, чтобы не умереть с голода. Я не понимаю, почему люди считают, что в 90-е мы жили хуже. Возможно, дело в том, что из-за проводимой за последние 30 лет политики больше всех по доходам поднялись именно маргиналы из деревень, а городские интеллектуалы вроде меня в доходах сильно потеряли.
Гость
12 мая, 12:35
а я живу сейчас гораздо лучше, чем тогда. 92 год, 1 курс института, рваные сапоги, копейки считали, родителям зарплаты не давали, общага и т д… Страшно вспомнить. Да, офис, да пчтидневка, но хорошая, стабильная зарплата, понятный рынок труда.
Гость
12 мая, 12:45
Гость
12 мая, 12:35
а я живу сейчас гораздо лучше, чем тогда. 92 год, 1 курс института, рваные сапоги, копейки считали, родителям зарплаты не давали, общага и т д… Страшно вспомнить. Да, офис, да пчтидневка, но хорошая, стабильная зарплата, понятный рынок труда.
В 90 особенно в начале, жили хорошо только челноки. У всех остальных была жизнь в разных оттенках серого.
Гость
12 мая, 12:46
Гость
12 мая, 12:35
а я живу сейчас гораздо лучше, чем тогда. 92 год, 1 курс института, рваные сапоги, копейки считали, родителям зарплаты не давали, общага и т д… Страшно вспомнить. Да, офис, да пчтидневка, но хорошая, стабильная зарплата, понятный рынок труда.
Удивительно! С 30-летним стажем жить лучше, чем на первом курсе института? Просто невероятно!
Гость
12 мая, 12:12
"Собственно, 1 апреля 1992 года умер советский средний класс" - собственно, автор продолжает путать 2 апреля 1991 года и 1 января 1992 года. Дальше у автора идёт поток брани. Это неинтересно. "...а потому приходилось или таксовать..." и так далее. А неплохо автор устроился - не так много машин было у великого могучего советского "среднего класса", чтобы таксовать. Но возникает резонный вопрос. Если "почти все" крутились, таксовали, продавали, то кто же ездил в такси и покупал? "а то продадут что-то выращенное на даче" - а то старушки не продавали это "что-то" в советское время. Правда, с "дачей" автор опять судит по его любимому "среднему классу". Старушки - хорошо, если имели садовый участок. "даааача"... "в 90-е годы на вершине жизни оказались торгаши всех мастей" - и опять же: а покупал-то это всё кто у этих "торгашей"? "Через какие-то исторические и цивилизационные прорехи гопота просочилась и вознеслась" - наверное, автор боится сказкать, куда она "вознеслась" и какие должности занимает сейчас. А сленг-то гоповский остался: то "двушечка" проскакивает, то "кинули"...
Гость
12 мая, 11:42
А теперь давайте вспомним. кто был в эти годы Президентом страны ??
Гость
12 мая, 11:52
У тебя там в Житомире гугл отключили, чего глупый вопрос задаешь?
Гость
12 мая, 12:10
Шта-а-а? Бухой он был почти все время.
Гость
12 мая, 17:58
Гость
12 мая, 11:52
У тебя там в Житомире гугл отключили, чего глупый вопрос задаешь?
А у нас в Житомире всегда было сытно.
Гость
12 мая, 17:26
"Вообще в СССР было совершенно невозможно умереть от голода." С 1917 года в большевистской России голод и людоедство были не столь редким явлением, рукотворный голод всегда был постоянным методом управления бесправным народом
12 мая, 18:39
В царской-то России голода отродясь не было. И поездов смерти, подавлявших крестьянские бунты. Россия, которую мы потеряли. Ага.
Гость
12 мая, 21:58
Vic_ расскажи подробнее, когда ты ел человеченку от искусственного голода! Ну хоть намекни, а то за всю жизнь не слышал такого!
Гость
13 мая, 07:40
Каждый суслик, в поле агроном.
Гость
12 мая, 17:40
Vic_ ну да, для поверхностного "анализа" пересказ вполне годится. То есть набор известных и популярных в народе "мнений", как реакции (рефлексий) не более того! Зачем нужна такая книга? Чтобы просто увидеть в ретроспективе красочные эпизоды, потомкам достаточно будет будеи посмотреть огромные инфоисточники, как видео, так газетные со статьями, кого пересажали. А чтобы глубоко разобраться, а это обязательно будет сделано прогрессивным человечеством (в Китае эти давно занялись!) потомкам будут доступны книги и лекции передовых историков, экономистов, публицистов (их достаточно! все практически не были грантососами) ! Список действующих указанных прогрессивных авторов я приводил! Реакция местной провакационной контры известна, а по-настоящему любознательных прибавилось среди читателей всех возрастов, достаточно в интернете увидеть по запросу огромное количество, так называеиых левых блогеров.
Гость
12 мая, 23:03
нафталином пахнуло
Гость
13 мая, 08:43
Читать больно, ошибок в тексте много.
Гость
13 мая, 00:48
Автор ещё забыл написать про самый вкусный пломбир, хлеб с варенькой, хлеб с чесноком, хлеб с котлетой сверху, автоматы с газировкой и прочие штампы.
Гость
13 мая, 01:16
Ну дак сейчас кушай пальмовое масло. О тебе заботятся с ним.
Гость
12 мая, 16:20
даже вспоминать не хочется....дно