Вблизи деревни Дубровка в Коркинском районе началось строительство асфальтобетонного завода. Вот только местных жителей будущее соседство не обрадовало. Люди переживают, что будут вынуждены дышать пылью с предприятия второго класса опасности, поэтому начали обращаться с жалобами куда только возможно. Руководитель компании-застройщика «МостДорСтрой» Станислав Луцет объяснил, почему строить завод решили именно на этой площадке, и пообещал, что выбросы будут минимальными. Подробности — в нашем материале.
Дубровка против АБЗ
О том, что рядом с деревней появится завод, жители узнали в конце октября, когда на будущую стройплощадку зашла техника.
— Плодородные земли возле деревни Дубровка сгребаются в кучи. Будет строительство асфальтобетонного завода, экологически нечистого, второго класса опасности. Здесь были леса, поляны, грибы, а теперь все, — возмущены жители.
— Ещё в сентябре об этом никто в деревне и не слышал. Строительство развивается стихийно, — написала Наталья Свиридова. — Жители приглашали представителей компании и администрации Коркино, собрали подписи о нежелании такого объекта на территории, а именно в 200–500 метрах от жилых домов. Я звонила на горячую линию в Следственный комитет, мне сказали, что это не их вопрос. В конечном итоге строительство продолжается, мы бессильны.
По словам Натальи, жители собрали более 100 подписей, написали обращения в прокуратуру, администрацию района, попросили вмешаться в ситуацию губернатора Челябинской области Алексея Текслера и главу Следственного комитета России Александра Бастрыкина.
— Мы не желаем задыхаться от пыли, гари, абразивной пыли и фенольных примесей, сопутствующих производству асфальта, — говорится в обращении в прокуратуру (документ имеется в распоряжении редакции). — Известно влияние данных предприятий на развитие онкологических заболеваний, астмы, аллергии, сердечно-сосудистые заболевания.
Эколог Виталий Полторацкий уточнил, что асфальтобетонный завод выбрасывает бензопирен, это сильнейший канцероген.
— Санитарно-защитная зона от границы предприятия до жилья должна составлять 500 метров, — прокоментировал он. — Нужен проект санитарно-защитной зоны с подтверждением показателей выбросов и учетом характерной розы ветров.
«Это будет современный завод»
Мы связались с руководителем ООО «МостДорСтрой» Станиславом Луцетом, он подтвердил, что на площадке уже к началу следующего сезона планируют начать производство асфальта.
— Его правильней называть не заводом, это асфальтобетонная установка. Это не стационарный объект капитального строительства, а передвижной, — рассказал руководитель компании. — Разрешения на строительство не нужно. Но мы рядом всё равно будем строить производственную базу для людей, которые будут там работать, сейчас ее проектируем, потом попросим разрешение на строительство.
По данным сервиса «Контур.Фокус», ООО «МостДорСтрой» зарегистрировано в Троицке и работает с 2005 года. Компанией владеет семья заслуженного строителя России Александра Луцета, который с 1997 года руководил ОГУП по эксплуатации искусственных сооружений «Ремэкс», а с 2006 года был начальником Управления федеральных дорог «Южный Урал». Сейчас учредителями «МостДорСтроя» числятся сын Станислав Луцет (49%), сам Александр Луцет (26%) и его супруга Зоя Луцет (25%). Компания получила 66 госконтрактов на общую сумму 9,7 миллиарда рублей. Основными заказчиками в последние 10 лет являются Миндортранс и УпрДор «Южный Урал». Выручка «МосДорСтроя» по итогам 2022 года составила 1,5 млрд рублей, чистая прибыль — 13,9 млн.
Участок около Дубровки выбрали не случайно.
— Площадка расположена рядом с дорогой, это федеральная трасса А-310, которую мы обслуживаем. Мы несколько площадок рассматривали, чисто с экономической точки зрения оказалось, что там и газ рядом есть, и электричество — это важно, — объяснил Станислав Луцет. — Мы взяли в аренду земельный участок, который относится к землям промышленного назначения, как раз под подобное производство. До ближайших домов там 600 метров, а при втором классе [опасности], по закону, разрешено ставить производство в 500 метрах от индивидуальной жилищной застройки, так что все требования соблюдены.
Станислав Луцет пошел по стопам отца, он возглавил семейный бизнес, потом сменил Александра Луцета на посту руководителя ОГУП «Ремэкс», а с июня 2010 по июнь 2011 года занимал пост замминистра строительства и курировал дорожную отрасль. В феврале 2016 года в Челябинске по франшизе был запущен медиапроект «Коммерсантъ», Станислав Луцет занял пост директора челябинской редакции и специально для развития нового проекта зарегистрировал фирму — ООО «Знак 74», в 2017 году ее учредителем стала Алиса Полякова.
Производительность завода составит 160 тонн асфальта в час.
— Это не самый большой завод, подобные заводы есть и в городе, их много, они все примерно такого класса. Это будет современный завод, который будет работать от газа, соответственно, каких-то вредных выбросов при сгорании газа не будет, — добавил представитель «МостДорСтроя». — Мы сейчас регистрируем санитарно-охранную зону, проектировщики все оформляют, мы ее сдадим главному санитарному врачу, он ее должен одобрить, и мы ее зарегистрируем. Ежегодно завод будет проходить проверки, в том числе оценку риска здоровья населения.
Разрешений не выдавали
В администрации Коркинского района после жалоб жителей затребовали от «МостДорСтроя» заключение о санитарно-защитной зоне. Никаких разрешений на строительство АБЗ не выдавали, сообщили нам в местной администрации.
— Земельный участок предоставлен в аренду для промышленного объекта в рамках программы импортозамещения. На сегодняшний день муниципалитет согласовал подготовительные работы по планировке территории, сейчас мы написали письмо на руководителя «МосДорСтроя» по поводу необходимости получения заключения о санитарно-защитной зоне, — прокомментировали в администрации района. — Проектов на строительство завода мы пока не получали. Что касается класса опасности, то вся эта информация должна быть указана в проекте, который мы будем изучать и принимать решение.
Напомним, в конце октября в другой Дубровке (в Красноармейском районе) жители резко выступили против того, что компания «Равис» начала перестраивать советские телятники под выращивание птицы. Люди опасаются едкого запаха и мух. За односельчан вступился мобилизованный Степан Рудавин, он прислал из зоны СВО видео с просьбой к властям не допустить нежелательного соседства птицефабрикой. Глава района и директор предприятия заверили, что производство будет экологичным и сезонным — выращивать цыплят там собираются только в теплое время года, но жители не верят в такой сценарий.