Здание закрыли на капитальный ремонт еще весной 2019 года, но работы забуксовали. Кажется, что за 14 месяцев с того момента, как мы были здесь последний раз, не изменилось почти ничего — разве что до конца вывезли старые кресла и убрали облицовку. А еще — поменяли остекление.
— Сейчас нет интенсивных работ, потому что проект, который мы скорректировали, проходит госэкспертизу, — объясняет директор цирка Рихард Илгач, проводя нас через служебный вход. — Предыдущий был сделан некорректно, наспех. Не была учтена технология: звук, освещение. Кроме того, с 2013 года, когда были разработаны старые эскизы, поменялись требования — в частности, к противопожарной безопасности. Теперь проходы между секторами в зрительном зале должны быть гораздо шире.
В здании заметно холоднее, чем на улице. Хоть за окном и апрель, но термометры показывают больше +20 и можно спокойно гулять в одной футболке. А вот в цирке наша съемочная группа, одетая налегке, начинает немного потрясываться. Мы с директором идем одни по обшарпанному фойе, рабочих здесь незаметно.
Рихард Илгач рассказывает, что новый проект должен пройти госэкспертизу в течение месяца — сразу после этого начнутся интенсивные работы. Руководитель цирка подчеркивает, что сейчас тоже никто не сидит сложа руки, хоть и не всё, что делается, видно невооруженным глазом. Сотрудники подрядной компании, например, залили крышу в помещениях для животных и на административном здании, а сейчас прорубают отверстия для новой вентиляции.
— Приезжали у меня одни [журналисты] — я не буду говорить кто. Походили, поспрашивали, а потом пишут: «А воз и ныне там», — делится директор. — Знаете, есть объективные причины [частичной приостановки работ], а им нужна какая-то конфетинка.
«Воз двигается. И задвигается еще быстрее, когда выйдет проект»
Что изменится в цирке?
Пока мы шагаем по пустому коридору, всё громче становится чириканье птиц. Рихард Илгач говорит, что пернатые залетают в здание через дыры в стенах и обосновываются здесь.
— Раньше с конями жили, сейчас с птицами, — смеется наш проводник.
Новый проект, по которому будут ремонтировать челябинский цирк, сильно отличается от предыдущего. Например, в зрительном зале решили уменьшить число кресел: вместо 1818 оставят 1670. Сиденья сделают из экокожи и раскрасят в четыре цвета: синий, красный, желтый и зеленый — по секторам. А первый ряд полностью приспособят под маломобильных посетителей: там сделают устройства для крепления инвалидных колясок и откидные сиденья для сопровождающих.
— Для людей с ОВЗ мы построим пандусы и туалет на первом этаже, — рассказывает директор цирка. — В изначальном проекте были какие-то невероятные лифты для инвалидов в цокольный этаж, где у нас находились уборные, но сейчас мы нашли более удобное решение.
При этом туалеты для большинства зрителей оставят в цоколе. Там же разместится буфет и помещения для животных. А на первом этаже сделают гардероб с остеклением вместо решеток, там же оборудуют кафе и зону отдыха с мягкими креслами. В фойе третьего этажа расставят небольшие диванчики, на которых посетители смогут сидеть во время антракта.
Как говорит Рихард Илгач, в зрительном зале установят современное звуковое и световое оборудование для представлений. Раньше некоторые труппы приезжали в челябинский цирк со своей техникой, но после ремонта необходимость в этом отпадет.
— Также мы решили оставить оркестровку. Раньше оркестры играли на каждом представлении, но какое-то время назад их сократили, потому что у всех были фонограммы, и получалось так, что ансамбль постоянно сидел. Конечно, живая музыка лучше, поэтому надеюсь, что оркестры вернутся.
Еще одно глобальное изменение коснется системы вентиляции. В обновленном здании не будет пахнуть животными, а сотрудники цирка смогут регулировать не только температуру, но и влажность в каждом отдельном стойле.
Директор цирка рассказывает, что само здание сохранит свой исторический облик — на этом настоял главный архитектор Челябинска Павел Крутолапов. Купол будет зеленым, а стены — светло-серыми. Наверху вместо букв «Цирк» установят светящийся круговой рекламный экран.
— Зрители уже спрашивают, когда цирк откроется, — улыбается Рихард Чеславович. — Пишут нам в соцсети, в Минкульт обращаются: «Когда там челябинский цирк заработает?», а те уже нам пересылают запросы: «Ответьте такому-то гражданину».
Правда, что это первый ремонт цирка?
Работы по обновлению здания на Кирова, 25 анонсировали как первый капремонт с момента его постройки в 1979 году. Но Геннадий Смирнов, который руководил цирком с 1984 по 1989 год, утверждает, что это не так. Экс-директор вспоминает, в каком состоянии находилось здание, когда он занял должность:
— Цирк был разваленным совершенно. Около 20 больших окон было разбито, сиденья все были порезаны. До этого я в цирке был один раз — в старом деревянном, который еще на площади Павших Революционеров был. Мне сказали, что пять лет поработаю и освоюсь.
Уже через год Геннадий Иванович задумал масштабное обновление. Говорит, чтобы реализовать свои планы, подключил все связи. Бывший директор цирка считает, что ему повезло. Тогда местные власти ничем не помогали учреждению — финансирование шло только из Москвы, но тут в правительство региона пригласили работать человека из Миасса — Николая Швырева. Уже на следующий день Геннадий Иванович пригласил его в цирк.
— Он пришел, мы посидели с ним, я ему показал, рассказал, что как в цирке, — рассказывает экс-руководитель. — Он говорит: «Давай будем делать ремонт». И он взялся мне помогать. Я же в исполкоме Советского района до этого работал. Там были сосредоточены почти все строительные тресты. Я всех управляющих трестами пригласил к Швыреву на совещание.
Как отмечает наш собеседник, сразу после этого работа закипела. Заложили и построили репетиционный манеж, где артисты отрабатывали номера.
— У нас там еще не было одного кабеля — сколько цирк стоял, не могли его найти. Я уже был третьим или четвертым директором. Я пошел в управление материально-технического снабжения. Говорю: «Надо кабель». Мне подписывают бумагу, я отправляю электрика получать. Он получил и написал заявление на увольнение. Сказал: «Мне стыдно, что мы ничего [за это время] не сделали». А потом я в обкоме партии встретил начальника предприятия, он говорит, что этот кабель два года на ЧМЗ искал, кое-как нашел, а я его забрал.
Геннадий Иванович вспоминает, что, перед тем как начать капремонт цирка, поехал в Москву — к Юрию Никулину. Тот предлагал сделать манеж из опилок. Челябинец выслушал его, но сделал по-своему — из каучука.
— Когда лошади работали, они забрасывали эти опилки до десятого ряда. Не всем людям хочется, чтобы их забрасывали опилками, — объясняет бывший руководитель цирка. — В итоге каучук мне помогла Москва достать — из Саратова его привезли. Бензин, чтобы его разводить, я здесь у летчиков взял. У меня с военными были прекрасные отношения.
Наш собеседник рассказывает, что в один день генерал-майор из ракетных войск привез в челябинский цирк генералов из танкового училища, авиационного училища, автомобильного училища и полковника внутренних войск и потребовал: «Чтобы Геннадию Ивановичу помогали». И солдаты с тех пор помогали разгружать из фур тяжелые клетки с реквизитом и животными: медведями, львами.
— Когда начали делать ремонт цирка [в 2019 году], была статья в газете и по телевидению сообщали, что это делается впервые после строительства здания. А ремонт-то мы сделали со Швыревым и [руководителем треста «Челябметаллургстрой»] Бесидским. Потом мы первое место в Союзе заняли.
«Цирк — не тюрьма для животных»
После прошлой публикации наши читатели разделились на две группы. Одни признались, что с нетерпением ждут возобновления представлений, а другие заявили, что цирки сейчас вообще никому не нужны. Когда мы говорим об этом директору, он понимающе кивает и объясняет:
«Цирк — самое честное искусство, которое интересно людям всех возрастов: детей привлекают животные и клоуны, взрослых, например, — воздушные гимнасты»
— В советское время визитной карточкой страны были Большой театр и цирк. В цирке не сделаешь фальшивый трюк. Сейчас почему-то большое внимание уделяют концертам под фонограмму: «Вот это нам надо!» А в цирке некоторые номера по несколько лет готовятся. Это же сложно, особенно с хищниками: не так просто взять, выйти и отработать. Нужно с детства дрессировать их.
Кстати, именно из-за использования животных в шоу-программах у цирка так много противников. Зоозащитники давно борются против эксплуатации зверей в представлениях. Они утверждают, что животных содержат в ужасных условиях и подвергают жестокой дрессуре, чтобы заставить выполнять трюки.
— Это просто сейчас такая модная тема, ей очень удобно играть, — отвечает Рихард Чеславович. — Цирк — не тюрьма для животных. Есть специальные законы, нормы содержания. И Николай Дроздов высказывался о цирковых животных: «Ребята, они живут дольше!» Мы не видим многого, что происходит в дикой природе, а он долгие годы наблюдает за этим и знает, как они гибнут, сколько у них болезней, эпидемий. А здесь они живут в хороших условиях, с хорошим питанием.
Директор цирка отмечает, что есть самодеятельные «халтур-бригадки», которые жестоко обращаются с животными, и с ними действительно нужно бороться. А вот «Росгосцирк», по его словам, уделяет комфорту зверей огромное внимание.
Рихард Чеславович говорит, что, когда они рекламируют новую программу, зрители в первую очередь звонят и спрашивают: «А животные будут? Много? Если мало, то мы не придем». Он подчеркивает, что зверей использовали в представлениях испокон веков, и Россия не собирается отказываться от этого. Даже Европа, утверждает наш собеседник, сейчас уходит от этичных программ и возвращает на сцену слонов, тигров, обезьян и львов. А как же легендарный «Цирк дю Солей», который известен своим принципиальным отказом от эксплуатации животных?
— Ну что «дю Солей»? — пожимает плечами директор челябинского цирка. — Он постепенно сдувается, хотя у них есть хорошие шоу. Но заметьте, что там работают 80% наших, российских артистов. Конечно, если всё строить только на животных, это тоже будет не совсем правильно. Цирк задействует всё пространство: под куполом — воздушные гимнасты, вольтижеры, прыгуны, номера на полу, с животными. Цирк очень разнообразен и многогранен. Животные — одно из направлений, которое привлекает людей.
А билеты не подорожают?
Рихард Чеславович уверяет, что цены на билеты в цирк после капремонта останутся прежними. Он объясняет, что стоимость в первую очередь зависит от затрат на программу: здесь учитывается и число артистов, и количество номеров с животными, и то, сколько фур перевозят труппу и весь реквизит (одним достаточно 4–5 машин, другие вмещаются только в 15).
— Когда мы дотягивали [перед ремонтом], мне было уже стыдно зрителям в глаза смотреть, потому что и сидушки были плохие, и зал обшарпанный, но цены оставались такими, чтобы мы могли заплатить и за рекламу, и за переезд программы, — признается директор.
В одном представлении, как правило, задействованы от 50 до 120 человек, и их труд нужно оплачивать. А номера с животными вообще вылетают в копеечку.
— Нужен дрессировщик, его помощники, служащие по уходу за животными, — перечисляет наш собеседник. — Номер вроде один, а людей задействовано много. Плюс кормление. Если верблюду достаточно сена, моркови и других овощей, то тигру нужно свежее мясо.
Отдельный пункт затрат — реклама. Рихард Илгач с ностальгией вспоминает советские времена, когда цирк оставался единственным развлечением, кроме кино и театра. Тогда было достаточно афиш на двери, и люди шли на представления — не только в выходные, как сейчас, но и в будни.
О том, какое шоу покажут челябинским зрителям после открытия обновленного цирка, говорить пока рано, но директор обещает, что те, кто купит билеты, не пожалеют:
— Обязательно будет очень хорошая программа! Так в «Росгосцирке» повелось: когда какой-то цирк после ремонта открывается, туда обязательно засылается какая-то «бомба».
Мы уже рассказывали, что на обновление челябинского цирка выделят 600 миллионов рублей. В ближайшие год-два должны не только отремонтировать основное здание, но и построить новое общежитие для артистов. Старую гостиницу, кстати, уже снесли. Подробнее об этом объекте читайте в нашем материале.