Многодетная мама, волонтёр поискового отряда «Легион-СПАС» и владелица мясного отдела Юлия Прейгер организовала в челябинском магазине фудшеринг (движение, которое помогает людям бесплатно получить еду или, наоборот, поделиться излишками. — Прим. ред.). Идея обмена едой пришла в голову женщине в разгар пандемии коронавируса, когда у её покупателей стало не хватать денег даже на простые продукты. В своём магазинчике Юлия открыла «полку добра». Посетители могут смело брать всё, что там лежит: крупы, консервы, паштеты, сахар, муку. Где найти это в прямом смысле хлебное место — в материале 74.RU.
Небольшой мясной отдел с названием «Селянка» Юлия Прейгер открыла четыре года назад в промзоне на Хлебозаводской в Металлургическом районе. Потом было ещё четыре отдела в Челябинске, но до пандемии дожил только этот.
— Хотите я вас вкусным мясом угощу? — встречает нас Юлия.
— Нет, спасибо, — отвечаем.
— А почему?
— Да неловко как-то.
Последняя фраза вскрывает боль предпринимательницы:
— Вот многие, почти все так говорят, стесняются брать бесплатную еду, — говорит Юлия. — Те, кто даже приезжают из другого района, заходят, как-то мнутся, боятся, стесняются подойти. Если я тут, я могу подвести, сказать: «Возьмите». Люди, которые оставляют [продукты], — их гораздо больше. Некоторые привозят прям багажниками еду, тогда мы её фасуем и адресно развозим нуждающимся. Например, в соседнем доме, за магазином, есть инвалиды, которые не ходят, им приносим продукты.
«Полка добра» стоит недалеко от мясного прилавка, внимание привлекает слоган «Нуждаешься — возьми, можешь положить — положи». Ограничений никаких — можно прийти и забрать все продукты с полки. Оставить также можно всё что угодно, главное — не скоропорт.
— Мне не первой пришла идея фудшеринга, подсмотрела её в интернете, — продолжает Юлия. — Почему сделали такое у себя в магазине? Потому что в принципе у нас в магазинах [в Челябинске] я нигде такого не видела. Это первое. И второе, в связи с пандемией очень много людей, даже наши постоянщики, перестали иметь возможность что-то себе покупать.
Тех, кто приносит продукты, владелица отдела хотела благодарить — для этого даже купила небольшую пробковую доску, чтобы вывешивать туда фотографии меценатов. Но затея не удалась.
— Опять же, люди стесняются — это вообще поразительно для меня, но как-то так. В своём инстаграме, конечно, я их всех отмечаю, их видно, но на доске почёта не хотят, чтобы светились фотографии.
Самой Юлии тоже есть чем похвастаться. В свободное от работы время мама троих детей в составе отряда «Легион-СПАС» помогает искать пропавших людей.
— Вообще моя благотворительная деятельность началась именно с поисков — от родственников [пропавших] начали поступать просьбы о разного рода помощи. Одним помогали с продуктами, другим — с одеждой, третьим — с игрушками. Появились желающие помогать деньгами, тогда я решила сделать благотворительный фонд «Мы едины». Полтора года не могла его зарегистрировать, Министерство юстиции мне постоянно возвращало документы. В прошлом году удалось это сделать.
Но даже через фонд Юлия предпочитает не связываться с деньгами.
— Естественно, если идут поступления, я отчитываюсь: фотографирую, что куплено, показываю чеки, скриншоты — кто перевёл, — говорит она. — Но мне бы не хотелось этого делать, потому что кто-то может перевести 50 рублей, а кто-то, скажем, две тысячи. И первому будет неловко, что он перевёл так мало. Поэтому я всегда за то, чтобы лучше купить ту же булку хлеба или рулон туалетной бумаги.
С начала пандемии коронавируса Юлия с волонтёрами развезла по Челябинску и области более 300 продуктовых наборов. Говорит, что оказалось довольно трудно искать честных и действительно нуждающихся в помощи людей.
— Некоторые считают, что если у нас фонд, то мы им обязаны, и разговор строится так: «Этого хватит только на неделю, поэтому привезите, чтобы нам хватило на месяц», — констатирует Юля. — Был случай, когда мы увезли очень много мебели, продуктов, одежды, игрушек, а через неделю эти люди попросили ещё. Потом выяснилось, что они это перепродают на «Авито». Сейчас мы стараемся семьи проверять — приезжаем с продуктами, но делаем небольшой продовольственный пакет, смотрим, как люди живут. Те, кто действительно нуждаются, не стесняются это показать. А те, которые просто хотят, грубо говоря, на халяву что-то взять, — в дом даже не пускают, забирают пакет и дверь закрывают.
Но как бы там ни было, челябинка верит, что мир держится на честных, неравнодушных и отзывчивых людях. Как бы банально это не звучало.
Продукты раздора
В начале апреля в Челябинске соцзащита начала выдавать продуктовые пакеты помощи. В набор включили 12 видов продовольствия — от круп и тушёнки до сладостей. Новость об этом рассорила читателей 74.RU, самые эмоциональные мнения мы собрали в отдельный материал.
В начале мая прокуратура нашла нарушения в исполнении контракта на поставку продуктовых наборов челябинцам во время пандемии коронавируса. От главы города Натальи Котовой потребовали устранить нарушения.