В Государственном историческом музее Южного Урала поселились «Милые пушистики» – выставка под таким названием придется по душе любителям котиков и аниме. Несколько сотен зверьков из папье-маше, ткани, керамики и бумаги прибыли к нам из Страны восходящего солнца. 74.ru побывал в музее перед открытием, предлагаем и вам взять «мимиметр» и оценить «кавайность» выставки.
Статуэтки, игрушки, кошельки и даже кимоно – кажется, что в Японии настолько любят зайцев и кошек, что готовы заполнить их изображениями все свободное пространство.
– Коты и зайцы в японской культуре – особенные существа и до сих пор имеют сакральное значение. Традиции их почитания уходят настолько глубоко в историю, что нет однозначного ответа, с чего все начиналось. Возможно, изначально они были покровителями сильнейших племен, – рассказала куратор выставки Марья Аникина. – Заяц в японской культуре вовсе не трусливый, а умный, храбрый, находчивый, благородный, готовый жертвовать собой. Он больше похож на самурая. А вот кошки, хоть и своенравные, но в то же время символизируют домашний очаг и уют. Интересно, что у них нет четкого разделения на мужское и женское.
Все предметы собрала и любезно предоставила специалист по японской культуре Марина Голомидова, с которой музей сотрудничает уже не первый год.
Все пушистики не похожи друг на друга. Даже знаменитый «Кот счастья» или «Манэки нэко», машущий лапкой, изображается по-разному: у одного лапа длинная (видимо, чтобы притянуть больше счастья), другой работает от батарейки (вера верой, а научный прогресс никто не отменял), есть и юмористическая версия – кот с котятами (так сказать, большое счастье и несколько маленьких).
– Легенд, связанных с этим котом, много. Самая распространенная рассказывает, как возле одного из монастырей проезжал знатный самурай. Надвигалась гроза, и он спрятался под деревом. Вдруг воин увидел, что от монастыря белая кошечка машет ему лапкой, дескать, иди сюда. Он удивился и пошел. Только отошел, и тут в дерево ударила молния. Самурай богато одарил монастырь, и кошечка стала священной, – рассказала Марья Аникина. – Можно заметить, что у одних «Манэки нэко» поднята правая лапа, у других – левая. Вероятно, в легендах описания расходятся, поэтому их изображают и так, и так.
Не забыли и про лунных зайцев, которые не трын-траву косят, а собирают рис, делают из него муку, дарящую долголетие.
Отдельная часть выставки – популярные персонажи аниме и комиксов, многие из которых родились из древних легенд. Как отмечает куратор выставки, японцы хорошо научились пиарить свои традиции.
Открытие выставки состоится в пятницу, 30 июня, в 14:00. Котики и зайчики «прописались» в малом выставочном зале западной башни (вход со стороны ДС «Юность»). Гостей выставки ожидают мастер-классы по японским боевым искусствам и каллиграфии. Искусству красивого письма посвящена еще одна выставка «Путь кисти», попасть на которую можно по билету на выставку «Милые пушистики».
– Есть такая тенденция в японской культуре – «кавайность». Это «няшные», милые, безмятежные персонажи. В Японии даже некоторые политики добавляют в свою речь «Ня!», чтобы доказать свою «кавайность». Даже на самолетах государственных авиалиний изображаются покемоны, – добавила Марья Аникина. – У нас в музее много серьезных экспозиций, а эта – выстака-релакс. Челябинцы очень серьезные, суровые, постоянно думаем о делах, о работе. А ведь пришло лето. Поэтому приглашаем насладиться котиками и зайчиками.
Еще один сюрприз подготовлен для любителей японских древностей. 4 июля музейщики презентуют самурайский меч – укороченный тати с изящными резными ножнами. Предположительно, он был подарен ребенку как напоминание о долге и чести самурая. Реликвия хранилась в челябинском музее с середины прошлого века, и ученые предполагали, что она была изготовлена в начале XX века. Недавно специалисты начали изучать ее и оказалось, что меч был изготовлен двумя столетиями раньше.
Стоимость билета на выставку – 120 рублей. С экскурсией и мастер-классом – 150 рублей. Малышам до семи лет вход бесплатный. Выставка будет работать до 30 августа.
Ирина Фадюшина
Фото: Александр Исаков