В Челябинске Кот Серик — любимец семьи — умер после посещения экспресс-линьки у грумера на дому, утверждает его хозяйка Марина. После процедуры Серик еле дышал и не дожил до вечера, а заключение патологоанатома говорит о признаках удушения. Марина уже обратилась в полицию и намерена идти в суд. Вместе с ветеринаром и юристом корреспондент 74.RU разбирался в этой истории.
«Я с бессонницей провела два месяца»
Серику было пять лет. Он дворняжка, Марина котенком забрала его из приюта для своей дочери, которая тогда еще жила с ней. Хоть кот и достался бесплатно, на его содержании не экономили — проводили обследования, купили дорогой лоток и игрушки.
У Серика была относительно длинная шерсть. После вылизывания он мог срыгивать большие комки. Раньше с этим ничего не делали, но на шестой год Марина решила всё-таки отвести кота к грумеру — специальному парикмахеру для животных. Многие из них предоставляют услугу экспресс-линьки — вычесывания подшерстка и мытья со специальными шампунями. После этого с котов несколько месяцев вообще не падает шерсть.
Сначала хотели идти в салон для животных. Но сразу в нескольких ответили, что ближайшая запись — через месяц. Надеясь управиться побыстрее, в конце августа Марина нашла специалиста на сайте объявлений в интернете.
Грумер из интернета выставила ценник 1,3 тысячи рублей. Из подозрительного — она не назвала реального адреса, где будет проходить процедура.
— Она не разрешает присутствовать владельцам животных. Говорит, что она профессионал и сама справится. Свой адрес она не говорит, в объявлении у нее указана улица Шота Руставели, 4, но это садик. Моя дочь туда подъехала, грумер вышла, забрала кота на парковке и унесла его, — рассказывает Марина.
По ее словам, минут через 15 грумер позвонила дочери и сказала, что кот в странном состоянии: плохо дышит, не шевелится, а до этого пытался ее укусить и шипел. При этом хозяев специалист пускать к себе отказалась, а вскоре сообщила, что состояние кота более-менее стабилизировалась.
— Еще через 10 минут его нам выносят — он на руках висит, как тряпочка. Уже не шевелится, глаза закатываются. У дочери — шок, не описать, что это было. Мне вызвали скорую, у меня случился нервный срыв, — рассказывает Марина.
Кота тут же повезли в ветклинику. В первой ответили, что не проводят реанимацию, во второй — клинике «Оберег» — старались фактически воскресить кота, но случай оказался слишком тяжелый.
— Пока пытались реанимировать, я звонила грумеру. Она говорит: «я спросила всех своих знакомых, они сказали, что это сердечная недостаточность». Я ответила, что единственное, что она сейчас может сказать — признаться, что всё-таки сделала с котом. Тогда, возможно, его получится спасти. Но она снова начала говорить про сердечную недостаточность, тогда я бросила трубку, — вспоминает Марина.
Сначала труп Серика оставили в клинике на кремацию. Но переспав с тревожными мыслями, хозяева всё-таки решили забрать тело на экспертизу. Удалось найти патологоанатома, который может выписывать заключения по животным. Услуга обошлась в 20 тысяч рублей.
— Основным диагнозом является асфиксия путем сдавления, а также травма органов брюшной полости (печени), которое осложнилось острой легочно-сердечной недостаточностью, отеком головного мозга и геморрагическим (гиповолемическим) шоком, что привело к гибели питомца, — говорится в заключении патологоанатома (есть в распоряжении 74.RU).
Иными словами, кот умер не по естественным причинам, определенное вмешательство со стороны было.
Марина считает, что удушье произошло из-за того, что грумер неправильно зафиксировал кота, а травма печени — из-за ударов, либо слишком сильного надавливания во время опять-таки неправильной фиксации. Но это пока лишь предположения.
— Это же просто ужас! То есть человек, работающий с животными, предполагает вот такие методы, — восклицает Марина.
Справедливости ради, она подчеркнула, что грумер вернула 1,3 тысячи за процедуру и первое время даже писала с вопросами о состоянии кота.
— Она предлагала нам взять нового кота. Но мне ничего не надо, и денег не надо. Я просто не хочу, чтобы она больше занималась этим. У меня дочь испытала стресс: это был ее любимый котик. Меня скорая увозила. Я с бессонницей провела два месяца, до сих пор тяжело об этом думать, — с трудом говорит Марина.
«Удушье и жесткая фиксация либо увечья из-за ударов»
Корреспондент 74.RU пересказал историю Марины терапевту и анестезиологу-реаниматологу ветеринарной клиники «ВетМэн» Ярославне Саранской. Также врач изучила заключение патологоанатома.
— Если смотреть на результаты вскрытия, то я бы согласилась с предположением хозяйки об удушье и жесткой фиксации, либо увечьях из-за ударов. По вскрытию нет признаков того, что развилась сердечная недостаточность и отек легких, который бывает у животных от стресса из-за процедур (при условии, что есть больное сердце, а у данного кота оно вообще здоровое), — отметила Ярославна Саранская.
Более того, по словам врача, сердечную недостаточность, о которой говорила грумер, вообще нельзя выявить невооруженным взглядом. Разве что при ярко выраженной одышке, обмороках, посинении языка. И то эти симптомы могут указывать и на другие заболевания.
Ветеринар отметила, что сама по себе экспресс-линька — процедура довольно безопасная.
— Риск от самой процедуры у здорового животного состоит только в том, что может быть индивидуальная непереносимость на косметические средства и аллергическая реакция. Иногда из мелких проблем — грибковые заболевания, паразиты, если в месте проведения груминга не соблюдают правила гигиены помещений и инвентаря, — подчеркнула Ярославна Саранская.
В целом, говоря о выборе места для подобных процедур, врач посоветовала отдавать предпочтение специализированным центрам, а не частникам из интернета.
— Для любых процедур с животным лучше выбирать проверенные салоны со специально оборудованными помещениями, видеонаблюдением. Там лучше соблюдается чистота, мастера имеют все документы, сертификаты. А мастера на дому могут написать в портфолио всё что угодно. Но иногда они из-за отсутствия опыта работы со сложными или агрессивными животными могут поставить успокоительный укол. Обычно они используют препарат «Ксилазин», который редко используется в ветеринарии, потому что малоселективный и имеет много побочных эффектов. Сейчас уже придумали более безопасные и эффективные препараты, — заключила ветеринар.
«Стоит вести речь о некачественном оказании услуг»
Меж тем история до сих пор не закончена. Марина рассказала, что написала заявление в полицию, но там отказались возбуждать уголовное дело.
В городской полиции корреспонденту 74.RU подтвердили, что приняли заявление, но информацию об отказе комментировать не стали.
— Сообщение зарегистрировано, проводится проверка, выясняются все обстоятельства, — заключили в полиции.
Марина заверила, что наняла адвоката и сейчас они ждут письменного отказа от МВД, чтобы пойти в прокуратуру, а потом и в суд.
Руководитель компании «Форлекс», юрист Николай Попов рассказал корреспонденту 74.RU, что в теории в полиции могут возбудить как административные, так и уголовные дела.
— Речь о жестоком обращении с животными может быть, если будет доказано, что умышлено были совершены эти действия по отношению к коту. Для этого нужно будет запрашивать документацию из ветеринарной клиники. Но, вероятнее всего, это ошибки исполнителя, поэтому стоит вести речь о некачественном оказании услуг, — отметил Николай Попов.
Кроме того, по словам юриста, одним из направлений в стратегии Марины может быть попытка привлечь грумера за незаконную предпринимательскую деятельность. Но это в том случае, если у нее нет ИП. А сейчас, справедливости ради, многие специалисты с сайтов объявлений в этом плане перестраховываются.
Есть и еще одна стратегия — настаивать на моральном ущербе владельцев Серика.
— Раньше в судебной практике подход к животным был как к имуществу. Поэтому производилась оценка стоимости питомца. Но Верховный суд изменил подход и указал, что у хозяина может сложиться эмоциональная привязанность к животному и это может стать причиной морального вреда, — подчеркнул Николай Попов.
Как отметил юрист, сейчас появляется подобная судебная практика, поэтому Марина может написать иск с просьбой взыскать моральный вред на любую сумму.
Но и у грумера может быть вполне успешная стратегия защиты, если дело дойдет до суда.
— Нужно доказывать правильность своих действий. Что применялись те препараты, которые нужны, что не было умысла причинить вред животному. И что всё произошло в результате случайности, из-за аллергической реакции, возможно, — заключил юрист.