„то довело дальнобоев до бунтов и митингов?

—огласно данным –осавтодора, именно т€желые грузовики, чей вес составл€ет 12 тонн и более, нанос€т больше всего вреда российским дорогам. ј значит, за ремонт дорожного полотна должны платить именно они. —колько? 3,73 рубл€ за каждый километр, пройденный т€желовесом по дороге федерального значени€. ƒл€ отслеживани€ пути каждой фуры, расчета стоимости и ее взимани€ была создана система «ѕлатон».

—пособов оплаты два: в автоматическом режиме с помощью специального бортового устройства с √ЋќЌј—— (отслеживает маршрут движени€, рассчитывает стоимость и списывает плату за поездку со счета перевозчика); с помощью единоразовой маршрутной карты, котора€ оформл€етс€ непосредственно перед поездкой.

«а уклонени€ от платного проезда была предусмотрена ответственность – система штрафов. “ак, водитель в данном случае получит 5000 рублей штрафа, должностное лицо, ответственное за движение “—, – 40 000, индивидуальный предприниматель – 40 000, и юридическое лицо – 450 000 рублей. —уммы весьма солидные. ѕричем повторное нарушение будет каратьс€ еще строже: дл€ »ѕ и должностных лиц штраф вырастет до 50 000 рублей, а дл€ юрлиц – аж до одного миллиона.

«акон о платном проезде по «федералкам» дл€ большегрузов был прин€т еще в июне 2013 года, однако в силу он вступил только 15 но€бр€ 2015 года. ƒа и то с определенными изменени€ми и «поблажками», которых добились бастующие дальнобойщики.

ѕочему дальнобойщики считают личный оброк несправедливым?

3,73 рубл€ за километр, по мнению многих компаний-перевозчиков и самих водителей большегрузов, сумма запредельна€ и вз€та€ с потолка. “ем более что фуры и без того плат€т повышенный транспортный налог, а определенные затраты на ремонт дорог закладываютс€ также и в стоимость топлива. ѕри этом дальнобойщики утверждают, что внедрение платы за их проезд по федеральным трассами приведет к подорожанию продуктов питани€ и других товаров: компенсировать придетс€ за счет повышени€ стоимости перевозки, что не может не сказатьс€ на цене перевозимого. ≈ще одно мнение не в пользу «ѕлатона» – система сыра и на сегодн€шний день корректно функционировать не может.

«—ам по себе √ЋќЌј——, с помощью которого предполагаетс€ отслеживание этих самых маршрутов, в нашей стране посто€нно дает сбои – зависани€, провалы, откровенно завышенные показатели, отсутствие по периодам информации, – говорит представитель транспортной компании, предприниматель ≈вгений «авалищин. – ” мен€ порой показывает, что машины прошли за день пор€дка 50 тыс€ч километров с космической скоростью в несколько тыс€ч километров в час. ќчевидно, что это сбой, что информаци€ некорректна.  ак в таком случае можно зав€зывать систему платы на √ЋќЌј——?»

 то и как вступил в борьбу с «ѕлатоном»?

јкции и митинги против внедрени€ платного проезда дл€ фур начина€ с но€бр€ провод€тс€ регул€рно и повсеместно самими дальнобойщиками. ћосковска€ область, “верска€ область, —аратовска€ область, –еспублика ƒагестан, ”дмурти€, —моленска€ область, „ел€бинска€ область – сложно найти крупный город, сообщающийс€ с автодорогами федерального значени€, где не состо€лс€ бы хот€ бы один пикет.

Ѕольшегрузы продолжают бой с «ѕлатоном»

јкци€ «”литка» (когда водители большегрузов движутс€ в потоке со скоростью, не превышающей 10-15 километров в час. – ѕрим. автора) стала головной болью многих автомобилистов, случайно угодивших в противосто€ние дальнобойщиков с «ѕлатоном». ‘уры собирали за собой многокилометровые хвосты, превраща€ поток транспорта в агонизирующее единое еле ползущее по асфальтовой ленте существо.

≈ще одна попул€рна€ форма протеста – так называемые одиночные митинги.  огда фуры станов€тс€ на обочине на рассто€нии от 100 метров друг от друга. ƒополнительным методом воздействи€ при этом выступают плакаты с лозунгами ««аплатит дальнобойщик, а подорожает все», «Ќет платному проезду» и тому подобными.

 ое-где протестующие водители вообще перекрывали движение транспорта, устраивали столкновени€ с правоохранительными органами, а также становились участниками дорожно-транспортных происшествий. “ак, например, трагедией обернулась акци€ в “верской области. Ќа 166-м километре трассы ћ-10 ћосква – —анкт-ѕетербург во врем€ протеста водитель фуры, не справившись с управлением на скользкой дороге, выехал на встречку и врезалс€ в другой грузовик, сто€вший в этот момент на обочине. ќба т€желых автомобил€ налетели на группу митингующих водителей. ќдин из них, 39-летний водитель-дальнобойщик, погиб. ≈ще троих с места происшестви€ госпитализировали. ”точн€етс€, что в момент трагедии участники митинга вместе с сотрудниками ƒѕ— сто€ли на обочине.

ƒальнобойщики в „ел€бинске парализовали движение по автодороге «ћеридиан» – водители, собравшись большой группой, то и дело переходили проезжую часть по зебре туда-сюда. ƒо этого здесь же, на ёжно ”рале, проводилась санкционированна€ акци€ – на обочине автодороги ћ-5 на небольшом рассто€нии друг от друга сто€ли фуры с плакатами. ¬ ѕодмосковье водители большегрузов парализовали движение на одном из подъездов к столице, а позже даже попытались пробитьс€ в один из офисов «ѕлатона» – их туда попросту не пустили полицейские.

—амой массовой и продолжительной стала акци€ в ƒагестане. ƒальнобойщики протестуют там в режиме нон-стоп. ќни расположились на одной из трасс в  арабудахкентском районе, днюют и ночуют на облюбованном месте и отказываютс€ его покидать до тех пор, пока чиновники не обрат€т на них внимание.

ƒ“ѕ завершилась акци€ в  арелии. ¬ ѕетрозаводске, где проходил митинг, нар€д ƒѕ— остановил одну из фур-участниц. —ледом встали еще несколько большегрузых автомобилей. ¬одители покинули кабины и вышли на проезжую часть. ¬ этот момент мимо проезжал еще один автомобиль √»Ѕƒƒ – он то и сбил одного из протестующих.   счастью, пострадавший отделалс€ ушибами.

ј есть ли от этого всего толк, или как реагируют власти?

Ќа сегодн€шний день протесты, митинги и акции возымели следующий эффект: цена за километр упала сначала до 3,06 рубл€, а затем и до 1,53. “ариф снижен, но только на три с небольшим мес€ца. —огласно постановлению правительства, уже в марте 2016 года вернетс€ цифра 3,06.

 роме этого, ћинтранс совместно с депутатами √осдумы разработал поправки в  ојѕ, которые значительно снижают денежные санкции дл€ игнорирующих «ѕлатон». »значально предполагалось, что штрафы за неуплату проезда дл€ индивидуальных предпринимателей будут установлены на уровне 40 тыс. рублей за первое нарушение и 50 тыс. рублей за повторное нарушение. ƒл€ юридических лиц – 450 тыс. рублей и 1 млн рублей соответственно. ¬одителей предполагалось штрафовать на 5 тыс. рублей. ѕоследних поправки предлагают временно освободить от денежного наказани€. “акже депутатами предложено снизить до 50 тыс. рублей размер штрафа за неоплату проезда, а за повторное нарушение установить штраф на уровне 100 тыс. рублей.

Ѕольшегрузы продолжают бой с «ѕлатоном»

«ƒо прин€ти€ данных поправок штрафы с водителей российских “— за такие нарушени€ взиматьс€ не будут», – уточнили при этом в ћинтрансе.

ѕри этом министр транспорта ћаксим —околов за€вил, что сборы эти все-таки оправданы: «“от, кто наносит вред дороге, тот и должен его компенсировать».

¬ конце прошлой недели депутаты от «—праведливой –оссии» ќксана ƒмитриева, »ван √рачев, Ќаталь€ ѕетухова и јлександр  рутов внесли в √осдуму предложение ввести до 2018 года мораторий на систему «ѕлатон».

«¬ведение в действие с 15 но€бр€ 2015 года постановлени€ ѕравительства –‘ крайне негативно восприн€то владельцами большегрузов по всей стране, – говоритс€ в по€снительной записке к законопроекту. – ”слови€ в нашей стране сильно отличаютс€ от практики европейских стран, на которой основано введение вышеуказанной платы. —читаем целесообразным в услови€х социально-экономического кризиса в –оссии отложить на три года введение взимани€ платы».

–осавтодор же, в свою очередь, обратилс€ к грузоперевозчикам с просьбой не поддаватьс€ на провокации и не участвовать в акци€х протеста, а также к ћ¬ƒ –оссии – с требованием проверить законность проводимых митингов и их организаторов. “олчком к этому, как говоритс€ в открытом письме ведомства к дальнобойщиками, стала как раз таки серьезна€ авари€ во врем€ митинга в “верской области:

«ѕо факту случившегос€ –осавтодором подготовлен официальный запрос в ћ¬ƒ –оссии с целью проверки организаторов подобных акций по всей стране, которые провод€т несанкционированные митинги вблизи федеральных дорог, подверга€ опасности жизни не только самих участников забастовок, но и простых автомобилистов. ѕодобные призывы и действи€ – это пр€ма€ угроза безопасности граждан, нельз€ допустить гибели людей по чьей-то халатности», – говоритс€ в обращении.

ѕри этом в том же письме говоритс€ о том, что –осавтодор готов сотрудничать с перевозчиками, учитывать их недовольства и пожелани€, чтобы совместными усили€ми прийти к какому-то решению.

«ћы слышим ваш голос и призываем искать компромиссы во врем€ рабочего процесса, а не на проезжей части. ћы готовы вести переговоры с перевозчиками и учесть имеющиес€ пожелани€ в рамках законодательства», – именно этими словами заканчиваетс€ открытое письмо –осавтодора.