ѕƒƒ и традиции

„то мы видим? јвтор видео движетс€ по дороге, делающей легкий изгиб. ¬переди пересечение без знаков приоритета. —права выворачивает Toyota, и хот€ автор планировал проехать первым, Toyota не уступает (водитель, суд€ по лицу, перемежает брань с цитатами из ѕƒƒ).

»з по€снений ¬ладимира, автора видео, становитс€ пон€тно, что не уступил он больше в силу сложившихс€ традиций: так уж повелось, что в этом месте пропускает тот, кто выворачивает справа. ј по правилам?

Ќа первый взгл€д, в потенциальном столкновении был бы виноват именно ¬ладимир, поскольку не уступил помехе справа, то есть Toyota.

ѕункт 13.11 ѕƒƒ: на перекрестке равнозначных дорог водитель безрельсового транспортного средства об€зан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимс€ справа.

Ќо обратите внимание, что п. 13.11 относитс€ именно к перекресткам, а не пересечени€м вообще. ј среди них есть, например, выезды с прилегающих территорий, которые перекрестками не €вл€ютс€ и где уступает тот, кто выезжает (п. 8.3).

«ѕрилегающа€ территори€» – территори€, непосредственно прилегающа€ к дороге и не предназначенна€ дл€ сквозного движени€ транспортных средств (дворы, жилые массивы, автосто€нки, ј«—, предпри€ти€ и тому подобное).

ѕомеха справа, или —амые нелепые ƒ“ѕ

ј теперь посмотрите снимок «яндекс. арты»: вот участок, откуда выехала Toyota. Ёто и есть двор или жилой массив, то есть прилегающа€ территори€. » в данном случае традиции, сложившиес€ у местных жителей, не противоречат ѕƒƒ, потому что приоритет имеет тот, кто движетс€ по улице, а уступает тот, кто выезжает из дворов, суть прилегающих территорий.

ѕри этом есть альтернативна€ точка зрени€, согласно которой и автор видео выезжал с прилегающей территории. якобы аккурат под трубой улица переходит в прилегающую территорию, поэтому правило "уступай помехе справа" применимо к обоим участникам конфликта.

„естно говор€, мы не можем вам веско сказать, что это не так. Ќо, изучив место событий, мы пришли к такому выводу: если почти пр€ма€ улица действительно переходит в прилегающую территорию столь "внезапно", подобные места должны обозначатьс€ знаками 5.21 "Ќачало жилой зоны" и 5.22 " онец зоны". ѕоэтому, если верна втора€ гипотеза, вину стоит возложить на дорожников и управл€ющую компанию.

¬прочем, этот случай как нельз€ лучше иллюстрирует дальнейшие мысли.

Ќа видео выше – четырехсторонний перекресток равнозначных дорог, который очень хочетс€ пролететь, не гл€д€. Ќо в данном случае уступать помехам справа нужно. ѕричем, статус такого пересечени€ достаточно очевиден: на всех направлени€х есть пешеходные переходы, значит это перекресток.

¬опрос на засыпку

ѕо каким признакам водитель может отличить пересечение равнозначных дорог, не обозначенное знаком, от выезда с прилегающей территории? ≈сли это ј«— или закрыта€ территори€ предпри€ти€ со шлагбаумом, проблем, как правило, не возникает. ∆илые зоны иногда обозначены соответствующими знаками, хот€ в –оссии их используют отнюдь не повсеместно. Ќо бывают и вот такие ситуации, где статус дорог не вполне очевиден.

¬ данном случае без изучени€ плана местности сложно сказать, €вл€етс€ ли точка конфликта выездом с прилегающей или пересечением равнозначных дорог, но визуально больше похоже на второе.

ќсновные проблемы возникают при движении внутри застроенных массивов: зачастую не€сно, движешьс€ ли ты по улице или по жилой зоне, где действует как раз правило правой руки (п. 8.9). ј когда ты уверен, что едешь все-таки по улице вдоль массива, бывает непон€тен статус примыкающих дорог: то ли это друга€ улица, то ли просто проезд, ведущий в тупиковый двор.

», к сожалению, универсального способа отличить дворовый «отросток» от маленькой улицы (переулка) нет. ‘ормально прилегающие территории не имеют сквозного проезда, но дворы зачастую можно миновать насквозь, просто это запрещено. ѕоэтому и дворовые проезды вполне могут походить на небольшие улицы.

 освенным признаком улицы €вл€етс€ наличие пешеходных переходов и автомобильных знаков, которые отсутствуют во дворах. “ак, если оба пересекаемых направлени€ имеют пешеходные переходы – это перекресток, на котором действуют либо знаки приоритета, либо как раз правило правой руки (п. 13.11). ѕравда, разгл€деть дорожные знаки на пересекаемой дороге удаетс€ далеко не всегда, да это и не об€зательный критерий.

ј как на практике?

ѕару лет назад в подобное ƒ“ѕ попал мой хороший знакомый. ћашина выехала справа, он в нее тюкнулс€ и уже посыпал голову пеплом, когда прибывшие на место сотрудники √»Ѕƒƒ установили, что территори€, с которой выезжала машина, €вл€етс€ двором. Ѕолее того, кажущийс€ сквозным проезд был накатан лишь зимой поперек тротуаров, создава€ иллюзию пусть небольшой, но улицы.

ѕомеха справа, или —амые нелепые ƒ“ѕ

¬от это пересечение. ≈го можно прин€ть за небольшой перекресток, на самом деле направо – дворова€ территори€, и сквозной проезд через нее возникает лишь зимой, когда водители накатывают газон и тротуар с противоположной стороны жилого массива. ј вот влево уходит полноценна€ улица, обозначенна€ на карте.

Ќо если при разборе ƒ“ѕ можно подн€ть документы, вплоть до плана застройки, четко отделив дворы от прочих территорий, то с места водител€, к сожалению, все не так очевидно. ¬ идеале каждое подобное пересечение должно обозначатьс€ знаками (например, « онец жилой зоны» или «”ступи дорогу»), но что делать, если их нет?

Ќаучитесь вы€вл€ть взгл€дом подозрительные места. ќбращайте внимание на знаки и разметку на пересекаемой проезжей части. ≈сли никаких симптомов нет и пересечение выгл€дит равнозначным, будьте готовы уступать. Ѕолее того, двига€сь в незнакомом районе, не слишком-то уповайте на свой приоритет, даже если уверены в нем – бывает, сложившиес€ традиции провоцируют водителей нарушать в этом месте регул€рно, и пусть вы будете правы по закону, но потер€ете врем€ и остаточную стоимость автомобил€.

ѕомеха справа, или —амые нелепые ƒ“ѕ

ќчень характерное “-образное пересечение внутри жилого массива (с примыкающей дороги выезжает бордовый Ford Fiesta). «десь все уже привыкли, что приоритет имеет тот, кто движетс€ пр€мо, а выезжающие из «отростка» (на фото – слева) им уступают. ћежду тем формально это пересечение двух полноценных дорог (а не проездов), кажда€ из которых имеет, например, знаки пешеходного перехода и другие атрибуты, а значит, это перекресток равнозначных дорог, где в полной мере действует правило правой руки. ¬сем было бы проще, если бы на этом участке поставили знаки приоритета, не противоречащие сложившейс€ традиции.

 огда еще уступать

ѕравило правой руки работает не только на перекрестках. “ак, п. 8.9 предписывает уступать помехам справа во всех ситуаци€х, когда траектории движени€ пересекаютс€, а очередность проезда не оговорена правилами. Ќапример, внутри территорий ј«— или на обширных парковках супермаркетов.   слову, на последних водители нередко считают, что приоритет у того, кто движетс€ пр€мо, хот€ если машина пытаетс€ выехать из «микропроезда» и находитс€ справа от вас, пропускать, скорее всего, должны вы. ¬едь прилегающей территорией в данном случае €вл€етс€ вс€ парковка, а не только тот самый микропроезд. Ќа видео ниже – типичный пример, когда работает п. 8.9 ѕƒƒ (водитель Logan не уступил помехе справа).

ј п. 8.4 оговаривает ситуацию одновременного перестроени€ попутных авто в одну полосу: например, когда на трехполосной дороге обе машины хот€т впрыгнуть в средний р€д, причем одна – от правого кра€ к центру, друга€ – наоборот. » снова уступает тот, у кого помеха нарисовалась по правому борту.

ќднако не стоит путать эту ситуацию с перестроени€ми при сужении проезжих частей или наличии преп€тстви€: в этом случае уступает тот, чь€ полоса уткнулась в тупик. » если «исчезла» права€ полоса (а так чаще и бывает), то уступать должны те, кто справа.

» напоследок: чаще всего п. 13.11 подводит водителей на “-образных пересечени€х равнозначных дорог. »нтуитивно кажетс€, что прав тот, кто едет пр€мо, хот€ если ни одна из дорог не €вл€етс€ выездом с прилегающей территории, уступать помехе справа нужно в обычном пор€дке. ќднако если примыкание €вл€етс€ грунтовой дорогой, то по отношению к асфальтовой она €вл€етс€ второстепенной.

≈сли вы стали участником противоречивой ситуации и хотите разобратьс€ в ее нюансах, а заодно помочь другим водител€м, вы можете св€затьс€ с нами по адресу электронной почты: Ќаписать письмо. ¬ теме письма указывайте «—порна€ ситуаци€».