–еволюци€  ојѕ, или –егистраторы в законе

—уть идеи

—егодн€ даже в случае откровенного беспредела привлечь нарушител€ по видеозаписи нарушени€ крайне сложно. Ќововведение упростит процедуру до предела: автор видео сможет отправить его на специальный сайт, где сотрудники полиции проанализируют запись и в случае, если «герой» видео действительно нарушал, выпишут штраф в «заочном» режиме. ѕостановление владелец автомобил€ получит по почте, а в случае если за рулем был другой, хоз€ин вправе вручить штраф истинному виновнику.

ѕрезумпци€ виновности. „асть 2

ќт чистого теоретизировани€ власти перешли к конкретным действи€м, опубликовав на сайте Regulation.gov.ru проект изменений  ојѕ, который вводит новое пон€тие – программно-технические средства видеозаписи. ѕод этим термином понимают любительские камеры, обеспечивающие необходимое качество записи.

—ама€ важна€ поправка, по сути, делаетс€ в статью 1.5  ојѕ «ѕрезумпци€ невиновности». Ќапомним, что еще в 2007 году статью дополнили примечанием, которое отменило действие презумпции невиновности в отношении правонарушений, зафиксированных комплексами автоматической видеофиксации. Ёто позволило выписывать штраф на владельца транспортного средства, не разбира€сь, кто на самом деле был за рулем в момент нарушени€.

“еперь же под исключени€ попадают и грешки, засн€тые программно-техническими средствами видеозаписи. —оответствующие поправки внос€тс€ и в другие статьи  ојѕ, что фактически уравнивает любительские камеры со средствами автоматической видеофиксации.

 

“ипичный каскад нарушений, когда водитель уверен, что его никто не видит. ѕри этом первый проезд на красный «стоит» 1000 рублей, второй – 5000 рублей.

ќтсечь подделки

ƒо сих пор основным минусом «хоум видео» была простота подделки. —оздать трехмерную инсценировку нарушени€ по силам только профессиональной киностудии, а вот исказить номерной знак или сигнал светофора может человек со средним уровнем скиллов в видеомонтаже. ѕровер€ть же каждую запись на подлинность слишком трудоемко.

Ќе меньше проблем с установлением истинной даты и времени происшестви€. Ёто важно, с одной стороны, дл€ установлени€ истинного владельца транспортного средства в момент нарушени€, а также дл€ исключени€ двойных и тройных наказаний, если одно нарушение было сн€то разными людьми.

ѕредлагаемое решение проблемы довольно из€щно. ¬ладельцам мобильных устройств понадобитс€ установить на них официальное приложение, позвол€ющее вырезать нужный момент видео и отправить его напр€мую в √»Ѕƒƒ, которое, однако, не позволит исказить дату и врем€ или отредактировать саму запись. –азработкой софта занимаетс€ ћ¬ƒ совместно с ћинкомсв€зи.

ƒо конца не €сно, как в эту схему вписываютс€ классические регистраторы, которые не заточены под выход в »нтернет и установку на них приложений. ¬прочем, если изменени€ утверд€т, наверн€ка по€витс€ новое поколение регистраторов, имеющих модуль GPRS и мобильную операционную систему, а возможно, и официальное приложение, установленное еще на заводе. Ќа первых порах в качестве регистратора можно использовать сотовый телефон.

–еволюци€  ојѕ, или –егистраторы в законе

Ќекоторые компании уже предлагают салонные зеркала со встроенными регистраторами в качестве дополнительного оборудовани€, хот€ в –оссии давно уже пора включить их в список заводских опций. ћониторчик регистратора может использоватьс€ и дл€ работы парковочной камеры заднего вида.

√лотать пыль замучаешьс€

ѕривлечь нарушител€ по видеозаписи можно и сейчас, но процедура настолько сложна€ и ненадежна€, что желающих крайне мало. ¬ первую очередь нужно обратитьс€ в √»Ѕƒƒ с соответствующим за€влением (можно письмом), приложив видеозапись нарушени€. ќднако пока наказать виновника заочно нельз€, поэтому в теории полици€ должна разыскать владельца автомобил€, убедитьс€, что он был за рулем, и фактически добитьс€ от него признани€ в совершении правонарушени€. ≈сли же, например, виновник не найден (не живет по прописке) или он настаивает, что за рулем в момент нарушени€ был не он, без сложных процедур сделать что-либо практически невозможно. ѕоэтому прецеденты возбуждени€ административных дел по видеозаписи редки и касаютс€ разве что серьезных и резонансных дел, когда в дело вмешиваетс€ прокуратура и другие ведомства.

ј как за границей?

¬ –оссии люб€т манипулировать обвинени€ми в «стукачестве», однако на «ападе власти поощр€ют общественный контроль за дорожным движением.

—пособов несколько, и они, как правило, выстроены в иерархию в зависимости от серьезности зафиксированного нарушени€. “ак, первой отдушиной €вл€ютс€ сайты вроде британского Roaddriver.co.uk, куда можно направить жалобу или видеозапись нарушени€, причем никаких легальных санкций, скорее всего, не последует. —читаетс€, что воспитательный эффект происходит, когда нарушитель обнаруживает недовольство земл€ков своим поведением. Ќа сайтах нашей сети работает аналогичный сервис – рубрика «Ќарушение мес€ца».

¬торой рубеж – это обращение в полицию с неформальной жалобой. ¬ этом случае привлечь нарушител€ к ответственности власти не смогут, однако полици€ найдет «подозреваемого» и как минимум проведет с ним разъ€снительную беседу.

ќднажды в Ќорвегии один из журналистских экипажей обогнал на обледенелой трассе «аборигена», чем сильно того разозлил. ƒогнав «беспредельщиков» на ближайшей ј«—, житель норвежской глубинки сказал, что не стал подавать за€вление в полицию только лишь потому, что на тестовой машине были иностранные (чешские) номера. Ќо если бы он обратилс€ к власт€м, нарушителей бы ждал как минимум серьезный разговор, а, возможно, и крупный штраф. ¬прочем, после подобной беседы желание нарушать у соотечественников поубавилось.

≈сли же свидетель дорожного беспредела настроен идти до конца, ему потребуетс€ подать формальную жалобу. ќн должен быть готов €витьс€ в полицию дл€ дачи показаний и даже в суд, зато в этом случае виновнику грозит реальное наказание.   слову, в ≈вропе и —Ўј за р€д серьезных правонарушений можно угодить за решетку или раскошелитьс€ на круглую сумму.

–едкий прецедент: в јнглии агрессивного водител€, спровоцировавшего опасную ситуацию, приговорили к 8 мес€цам лишени€ свободы, использовав в качестве отправной точки запись регистратора. јвтор видео воспользовалс€ сервисом Policewitness.com, который помогает автомобилистам привлекать к ответственности опасных водителей (подробнее).

ќтдельный акцент делаетс€ на вы€вление опасных водителей в своем районе: здесь может идти речь о регул€рных нарушител€х, которые, например, изо дн€ в день паркуютс€ на чужом газоне или езд€т подшофе.

Ќаконец, если автомобилист €вл€етс€ свидетелем опасного вождени€, которое в данную секунду несет пр€мую угрозу окружающим, он может звонить на общеизвестные телефоны (например, 911). ¬ этом случае полици€ постараетс€ поймать нарушител€ по гор€чим следам.

„то интересно, на бумаге западна€ система мало отличаетс€ от прин€той сейчас в –оссии с той лишь поправкой, что к обращени€м граждан в развитых странах относ€тс€ с гораздо большим вниманием.

≈сли поправки в  ојѕ все-таки примут, –осси€ окажетс€ впереди планеты всей, потому что практика заочного наказани€ нарушителей по видеозаписи сегодн€ не примен€етс€ нигде.

–иски

1. Ёффективность IT-каналов и служб √»Ѕƒƒ. »де€ сработает, если отправить видео будет легко, а его автор сможет отслеживать статус обращени€ и получать уведомление о судьбе нарушител€. „тобы новый подход не вызвал негатива, системы св€зи и хранени€ должны работать без сбоев, а сотрудники – обладать достаточно высокой квалификацией. ¬ отличие от записей со стационарных камер, которые фиксируют ограниченный список нарушений на известном участке дороге, любительские видео способны загадывать шарады, дл€ разгадки которых требуетс€ хорошее знание ѕƒƒ,  ојѕ и других нормативов.

2. Ћична€ месть. «адавшись целью и поездив некоторое врем€ за выбранным авто (например, машиной начальника), можно «выписать» ему штрафов этак на 10-20 тыс€ч. ¬прочем, дл€ этого объект съемки должен регул€рно нарушать, поэтому обижатьс€ он сможет разве что на самого себ€.

3. ѕроблема «большого брата». Ќарушают все и всегда, просто не все попадаютс€ гаишникам и камерам. Ќе то чтобы это оправдание – констатаци€ факта. Ќынешн€€ система оставл€ет некий люфт, когда одно полученное нарушение подразумевает, что еще сотню раз камеры и сотрудники √»Ѕƒƒ просто смотрели в другую сторону. — внедрением системы «смартфон-стукач» этот процент возрастет драматически, и представьте, что после турне на юг вы получили штрафов на сумму, превышающую бюджет поездки, причем в половине случаев – из-за «забытых» дорожниками временных знаков и нелепой разметки. ћногих такой подход озлобит, поэтому наказание должно следовать только в случае неопровержимых доказательств вины «подозреваемого».

 

4. ¬еро€тность ошибки. Ќемалый процент записей не позвол€ет вынести стопроцентный вердикт. Ќапример – на видео выше сложно пон€ть, €вл€етс€ ли дорога справа выездом с прилегающей или нет (подробнее об инциденте). ’орошо, если в таких случа€х сотрудники √»Ѕƒƒ либо углуб€тс€ в тему, либо не станут наказывать подозреваемого, а автору видео отправ€т обоснование решени€. ¬ реальности, скорее всего, ошибок будет много – человеческий фактор. —уды окажутс€ заваленными жалобами, а система – дискредитирована. ¬прочем, вопрос решаетс€ за счет повышени€ квалификации сотрудников, а также вн€тных и однозначных критериев оценки. —кажем, если не видно разметки или знаков, которые «подразумеваютс€», нарушени€ нет.

5. »скажени€. ¬идеорегистратор кажетс€ абсолютно достоверным способом сбора улик, тем не менее на «ападе при разборе ситуаций, св€занных с оценкой рассто€ни€, в об€зательном пор€дке учитываютс€ геометрические искажени€ линзы регистратора, что требует участи€ специалистов. —кажем, воспри€тие скорости и дистанции очень сильно зависит от типа мобильного устройства, которым сделана запись.

 

ѕлюсы новой системы

1. ѕривычка не нарушать. ” автомобилистов развилс€ безусловный рефлекс реагировать на зеленые жилетки, машины в кустах и подозрительные объекты на придорожных столбах. ≈сли ничего подозрительного нет, считаетс€, что нарушать не зазорно. — внедрением новой системы придетс€ мен€ть привычки, потому что в любой момент времени нас кто-то да видит. Ћучшим спасением от штрафов станет не радар-детектор, а привычка не нарушать. ≈сли это еще не полна€ неотвратимость наказани€, то уже полпути к ней.

2. Ќарушени€-невидимки. ѕри классическом подходе в фокус √»Ѕƒƒ не попадает целый пласт нарушений. Ќеиспользование сигнала поворота, непредоставление преимущества, парковка на тротуарах, езда между р€дами, развороты через сплошную, выезд на перекресток при заторе впереди... ¬се это если и влечет наказание, то лишь в случае редкого стечени€ обсто€тельств, тогда как нова€ система позволит привлекать «незаметных» нарушителей регул€рно.

3. ќпасное вождение. ƒл€ сбора доказательств опасного вождени€ лучше всего подход€т именно видеорегистраторы попутно едущих машин. Ќе исключено, что повышение статуса мобильных устройств св€зано в том числе с по€влением запрета на опасное вождение.

4. —амовоспитание. ѕсихологический фокус: обвин€€ кого-то в чем-то, мы автоматически даем себе установку не поступать подобным образом самим.   слову, на «ападе поощр€ют общественный контроль в том числе ради такого вот побочного эффекта. Ќапример, заполн€€ необходимые формы, человек еще раз вспоминает ѕравила дорожного движени€ и лучше осознает возможную ответственность за их нарушение.

5. ѕовышение эффективности √»Ѕƒƒ. ѕри работе на трассе экипаж √»Ѕƒƒ из двух человек способен покарать за смену пор€дка 20-40 водителей, причем речь, как правило, об однотипных нарушени€х. Ќова€ система позволит увеличить «выработку» на человека в разы, при этом сотрудникам не понадобитс€ служебный авто, √—ћ, табельное оружие: только офисна€ техника и капли дл€ глаз. ÷ентры по анализу подобных обращений можно разместить в столицах и крупных городах дл€ лучшего контрол€ работы их сотрудников, а при отборе на подобную работу удел€ть особое внимание не физическим кондици€м инспекторов, а наличию у них серьезного образовани€ и знаний законодательной базы.

 ак вы относитесь к инициативе?

  • ѕолностью одобр€ю

    32,0%

  • »де€ красива€, но не дл€ –оссии

    9,9%

  • Ќужно смотреть исполнение

    16,7%

  • ќтрицательно: будет много ошибок

    18,3%

  • ќтрицательно: не нарушать невозможно

    9,7%

  • ƒл€ чего нам тогда √»Ѕƒƒ?

    13,4%

¬сего проголосовало:

515