¬от так выгл€дит кнопка активации системы Ё–ј-√ЋќЌј—— у нового Nissan Murano , который одним из первых среди кроссоверов получил новый гаджет в базовой комплектации за полгода до об€заловки.
¬от так выгл€дит кнопка активации системы Ё–ј-√ЋќЌј—— у нового Nissan Murano, который одним из первых среди кроссоверов получил новый гаджет в базовой комплектации за полгода до об€заловки.

ѕусть с виду это всего кнопка, внутри модул€ Ё–ј-√ЋќЌј—— находитс€ акселерометр (дл€ измерени€ ударных перегрузок), спутникова€ антенна, GSM-модуль с 3G-модемом, динамик, микрофон, дополнительный аккумул€тор и, естественно, небольшой компьютер.

¬ случае нештатной ситуации есть два способа послать сигнал бедстви€. ѕервый — нажав кнопку SOS, котора€ у того же Murano закрыта крышечкой (в отличие от Lada Vesta, где нажать кнопку можно случайно).

”стройство поймает сигнал любого оператора в регионе и св€жет напр€мую с колл-центром, а тот, в случае необходимости, передаст сигнал адресату, будь то скора€ помощь, полици€ или ћ„—. ≈стественно, Ё–ј-√ЋќЌј—— заточена на оповещение о серьезных авари€х, и досадные мелочи, вроде «кончины» топлива или спущенного колеса ее, не касаютс€. Ќо в будущем может по€витьс€ и опци€ вызова «мужа на час», правда, уже за доплату.

¬торой способ оповещени€ — автоматический, когда сработал либо штатный акселерометр системы, либо подушки безопасности автомобил€. ¬ этом случае сигнал уйдет операторам по умолчанию, и те запрос€т голосовую информацию о количестве и состо€нии пострадавших, а при отсутствии ответа передадут весть службам спасени€.

Ё–ј-√ЋќЌј—— удобна по двум причинам. — одной стороны, в критической ситуации она позвол€ет не ломать голову вопросом, как вызвать скорую с сотового телефона (чаще всего это номер 112, но в панике можно и не вспомнить). ѕри этом вас соедин€т со специализированным колл-центром, который занимаетс€ ƒ“ѕ, а не всем сразу, включа€ спасение зависших на деревь€х кошек. ¬торой плюс — это автоматическа€ передача данных об автомобиле (VIN, тип) и точных координат аварии, что в случае с междугородними трассами €вл€етс€ большим подспорьем дл€ спасателей.

ѕри отсутствии сигнала устройство сделает несколько попыток св€затьс€ с колл-центром. «а счет аккумул€тора примерно час оно может функционировать при вышедшей из стро€ бортовой сети.

Ќаконец, посланный устройством сигнал можно запротоколировать, и если пострадавший погиб вследствие долгого прибыти€ помощи (на это есть нормативы), этот аргумент можно подтвердить в суде.

ѕочему напр€глись производители

BMW уже за€вила о прекращении в 2017 году поставок некоторых моделей и модификаций из-за об€зательности Ё–ј-√ЋќЌј——, правда, речь о нишевых дл€ –оссии вариантах, вроде купе, кабриолетов и минивэнов. “ем не менее BMW вр€д ли будет единственной компанией, котора€ критически оценит свой модельный р€д.

—амо по себе устройство Ё–ј-√ЋќЌј—— стоит пор€дка 7–15 тыс€ч рублей, однако дл€ малотиражных моделей львиную долю увеличени€ цены спровоцируют расходы на сертификацию.

ѕолучать документы нужно как на радиоэлектронику Ё–ј-√ЋќЌј——, так и на сам автомобиль, причем провед€ два краш-теста (фронтальный и боковой) в –оссии. ƒругими словами, распространенна€ практика использовани€ европейских «крэшей» не поможет — бить нужно заново. «начит, окупать Ё–” будут только российские продажи моделей, а они пока ниже ожиданий.   слову, подобных систем пока нет нигде в мире, и даже в продвинутой ≈вропе аналог Ё–ј-√ЋќЌј—— заработает лишь через два года.

BMW оценила разработку системы в 250 тыс€ч евро из расчета на одну модель, что может быть оправдано дл€ массовых автомобилей, но не штучных.

ѕроизводители, заточенные на нишевые и мелкосерийные модели, обращались к власт€м с просьбой сделать поблажки или отсрочить внедрение системы, но получили отказ.

—обственно, если автомобиль имеет одобрение типа, то до истечени€ срока действи€ модель можно продавать в –оссии. Ќо если одобрение закончилось, с 2017 года наличие Ё–ј-√ЋќЌј—— и всех сертификатов становитс€ об€зательным. BMW планирует завезти в –оссию энное количество «безглонассовых» моделей, чтобы продавать уже в 2017 году, что будет в 2018 году — неизвестно.

—корее всего, р€д компаний в самом деле откажетс€ от поставок некоторых специфических моделей, а оставшиес€ попросту подорожают, и чем меньше тиражность — тем больше будет наценка.

¬прочем, большинство массовых производителей прин€ли новые правила смиренно и внедр€ют систему Ё–ј-√ЋќЌј—— на своих машинах: ожидаетс€, что в их случае увеличение цены составит пор€дка 15–20 тыс€ч рублей.

–иски Ё–ј-√ЋќЌј——

ѕоможет ли Ё–ј снизить смертность? ¬ теории — да, потому что больша€ часть пострадавших в ƒ“ѕ гибнет из-за позднего или некачественного оказани€ первой медицинской помощи. »ногда долгое ожидание не приводит к смерти, но существенно усугубл€ет последстви€. ѕравило золотого часа гласит, что медики должны быть на месте не позднее указанного срока.

ќднако насколько срок ожидани€ определ€етс€ трудност€ми с вызовом подмоги, а насколько — неумением других водителей оказывать первую медицинскую помощь и долгим сроком прибыти€ специалистов?

—корее всего, эффективность Ё–ј-√ЋќЌј—— будет зависеть от типа ƒ“ѕ. Ќапример, столкновени€ в городе, как правило, провоцируют несколько звонков в службы спасени€, да и с локализацией места событий проблем меньше.

ƒругое дело на трассах, особенно в малонаселенных местах или в ночное врем€. «десь Ё–ј-√ЋќЌј—— в самом деле может быть большим подспорьем, тем более сотовые телефоны при аварии могут разлететьс€ по салону и сломатьс€ (смартфоны в этом смысле вообще у€звимы — разбил экран и готово). —обственно, дл€ того и нужны краш-тесты автомобилей с Ё–ј-√ЋќЌј——, чтобы убедитьс€ — система выживет в аварии (правда, речь о столкновени€х на умеренных скорост€х, которые ближе к городским).

ќстаютс€ вопросы надежности канала св€зи. —кажем, ткнув в кнопку SOS у Nissan Murano, можно пообщатьс€ с оператором, об€зательно при этом извинившись и указав, что речь лишь о проверке работоспособности системы. Ќо пока машин с Ё–ј-√ЋќЌј—— немного, а в будущем очень важно, чтобы количество операторов росло пропорционально количеству машин.

Ќадежной ли будет электроника? ѕроизвод€т устройства Ё–ј-√ЋќЌј—— дес€тки российских и зарубежных фирм, и сертификаци€ вроде бы исключает откровенное фуфло, однако как оно на самом деле — покажет лишь практика.

ќп€ть же, хот€ Ё–ј-√ЋќЌј—— очень либеральна в смысле типа св€зи (использует любого оператора), в –оссии все еще есть места вне зоны доступа, в том числе на федеральных трассах, не говор€ уже о проселках и прочем.  стати, Ё–ј-√ЋќЌј—— работает и с GPS-сигналом, а не только √ЋќЌј——, но передачу данных осуществл€ет через модуль сотовой св€зи.

¬прочем, обратного пути нет, решени€ прин€ты, и с 2017 года все чаще и чаще мы будем отмечать наличие Ё–ј-√ЋќЌј—— в базовой комплектации новинок. –еальную эффективность стоит оценивать лет через 5–10 после внедрени€, поскольку в ближайшие годы дол€ машин с Ё–ј-√ЋќЌј—— в 50-миллионном парке российских автомобилей будет ничтожна.