Изложенное ниже является авторским мнением, не претендующим на абсолютную истину.
Наверное, главный дизайнер Mercedes-Benz Питер Пфайфер был в отпуске. Или работал над каким-нибудь захватывающим проектом. А может быть, просто влюбился.
Как бы то ни было, его подчиненные как будто слегка расслабились. Конечно, уходя в свой отпуск, профессор долго грозил пальцем и требовал выучить наизусть новую парадигму дизайнерского отдела, которая звучит просто: «Никаких круглых фар». Погрозил и отбыл... ну, куда бы он там ни отбыл.
И в дизайнерских центрах Mercedes-Benz по обе стороны Атлантики наступило благостное веселье. Кто-то наконец устроил личную жизнь. Кто-то обыграл компьютер в реверси. Кто-то понял разницу между виски и бренди...
А работа? Про работу, конечно, тоже не забывали...
Mercedes-Benz SL Sebring
Знаменитому родстеру требовался фейс-лифтинг, потому что предыдущий облик с круглыми фарами набил оскомину и вообще был нагло скопирован эстетами из KIA при проектировании Opirus.
Простор для творчества открыт! Правда, технологи и экономисты пригрозили расправой, если «лифтинг» получится слишком радикальным и придется менять оснастку для изготовления крыльев. А тут еще реверси отвлекает...
Чтобы упростить задачу, основной мотивчик позаимствовали у CLS с его фарами-бумерангами, подредактировав их для запутывания зрителя. Внешнюю часть оставили эллипсной, чтобы не конфликтовала с прежними крыльями, а внутреннюю наоборот заточили, убив последние ассоциации с «очками». Решетку радиатора сделали V-образной, по типу тех, что встречаются на «фольксвагенах», только без хрома. Гениально и просто, не так ли? Одно досадно – отныне владельцам новых SL придется оправдываться, зачем они установили на свой «мерс» фары от Chrysler Sebring (см. фото)? Впрочем, «крайслер» – это ведь тоже круто, не так ли?
«Мерс» на три буквы
Другим объектом для упражнений стал Merecedes CLC. Никогда о таком не слышали? Это более привычный C-Class Sportcoupé – странноватый лифтбэк, который «Мерседес» выпустил с перепугу, услышав о мнимом успехе новинки конкурентов BMW Compact. Последний, кстати, «скончался» из-за низкого спроса, но в Штутгарте, вероятно, об этом еще не знают.
Новое название вроде бы предполагает новую платформу – ту, на которой построен последний С-класс. В прессу даже просочились соблазнительные снимки нового CLC с изящными росчерками-подштамповками на боковинах. Но нет – то был плод сублимаций отдельных дизайнеров, когда их не отвлекали нарды (или реверси?). А в серию запустят фейс-лифтинговый автомобиль, главной задачей которого является откреститься от принадлежности к «очкастым» (см. фото). И выпускаться он будет там же – в Бразилии.
К старому кузову припаяли симпатичное «лицо» новой «цэшки» с громадной трехлучевой звездой, а «тело» сочли нестареющим, как у Софи Лорен. Получившегося «кентавра» презентуют в Берлине как раз в эти дни, во время недели моды Berlin Fashion Week. Сами понимаете, мероприятие обязывает...
Скрыть позор в виде устаревшего туловища пригласили топ-модель Еву Падберг. Теперь она изо всех сил позирует фотографам, ненароком заслоняя автомобиль своими роскошными нарядами, но так искусно, что в фотообъектив неизменно попадает новый лик автомобиля. А с филейной частью покупатели познакомятся после оформления заказов – как говорится, сюрприз будет.
Пригубленный
А вот еще новинка – обновленный SLK. Он, к сожалению, «очкастым» никогда не был, поэтому бюджет дизайнерам выделили минимальный. Мол, подрисуйте какую-нибудь финтифлюшку, а уж мы споем красивую песню про более спортивно-агрессивно-сексуальный внешний вид.
Кладезь маркетинговых рецептов под названием «Формула–1» выручила и на этот раз. Понадобилось три минуты, чтобы найти в интернете фотографию McLaren MP4-23 и вспомнить, где у него переднее антикрыло. К тому же у SLK уже был капот в форме носового обтекателя болида, так что новый бампер как бы завершил композицию, на которую в прошлый раз не хватило то ли смелости, то ли денег.
Теперь SLK вызывает сильнейшую ассоциацию с «Формулой–1»... Сильнейшую... Постарайтесь убедить себя в этом.
Хотя лично у меня возникает ассоциация, что у SLK теперь «заячья губа» и связанный с этим дефект речи. Может быть, поэтому по-настоящему спортивные SLK 55 AMG получат традиционный бампер без псевдогоночных изысков.
По японскому рецепту
Ну, полно критиковать-то – в конце концов, при проведении фейс-лифтинга дизайнеры связаны по рукам и ногам. Их задача – заставить публику-дуру поверить, что «в автомобиль внесено 1100 архиважных изменений», но сделать это одним-двумя недорогими мазками. Про 1100 изменений – это из пресс-релиза CLC.
Посмотрим-ка лучше на новые модели. Вот, например, маленький внедорожник GLK – таких машин в Штутгарте еще не делали.
VW Tiguan похож на VW Touareg, Audi Q5 – на Audi Q7, а BMW X3 похож на BMW X5 (или наоборот). Это льстит покупателям маленьких машин и портит кровь покупателям больших, но так им и надо. А на что похож GLK?
Так-так, я ведь его уже видел... Но подумал, что это новый Mitsubishi Pajero Pinin (см. фото). Те же пропорции, те же широкие арки. У GLK даже есть характерная «ступенька» на фарах, которую так любят дизайнеры «паджеро».
Впрочем, не все разделяют мою точку зрения. Скажем, на сайте worldcarfans.com посетитель с ником gust3439 считает, что: «... он (GLK) выглядит как немецкий RAV4, так что не по мне, потому что люблю седаны, но в целом хорошо». Другой специалист по имени AZNMANN более суров в своей оценке: «Он не заслуживает чести нести мерседесовскую звезду. Он выглядит как чертов Suzuki. Такие машины приносят прибыль, но убивают имя и целостность, которые Mercedes строил годами».
Конечно, в финальном отчете написано, что вдохновителем был большой брат G-класс, плюс немного GL и еще чуть-чуть C-класс. И все же что-то японское в этом кроссовере есть. Наконец-то азиатам удалось стать законодателями моды!
Чайка + гадюка
Cтоп-стоп, надо взять себя в руки. Я ведь люблю марку Mercedes-Benz, и новый С-класс совершенно искренне считаю красивым пропорциональным автомобилем, лишь чуть-чуть смахивающим на «трешку» BMW на виде сбоку. А обновившийся CLS великолепен настолько, что дизайнеры Porsche и BMW увешали его изображениями свои офисы, комнаты и туалеты, изо всех сил тужась над созданием достойных соперников.
Лучше посмотрим в будущее. Посмотрим на автомобили, рисуя которые, дизайнер подходит к чистому листу бумаги и тремя росчерками определяет будущее компании на десятилетия.
Вот, например, Mercedes-Benz SLC – суперкар, идущий на смену Mercedes-Benz SLR McLaren. Говорят, «МакЛарен» так активно собирал пожертвования на зарплату Хаккинена, Райкконена и Алонсо, что производство SLR пошло «мерсу» в убыток. Поэтому на сей раз заботу о технической части штутгартцы доверили дочернему предприятию AMG, предварительно выгнав из соответствующей команды Хаккинена. Ну а дизайн взяли на себя.
SLC – это «...дцатая» попытка компании оживить дух старинного Mercedes 300 SL (см. фото), в определенных кругах известного под кличкой «Крыло чайки». Поскольку «очкастый» SL и SLR McLaren не вполне справились с этой участью, «Мерседес» решил бить наверняка. Решетку радиатора нового SLC, судя по всему, скрутили с одного из оригинальных 300 SL, выставленных в Штутгартском музее.
Крылья, крылья... Крылья – деталь сложная, и вообще, если сделать их как у старого 300 SL Gullwing, получится Porsche 911. Непрестижно, ведь так? Куда лучше смотрятся крылья от Ferrari 599GTB (см. фото), с которым SLC и будет конкурировать. Что касается общих пропорций, то тут выручили бывшие коллеги из Chrysler, слившие чертежи Viper: по крайней мере в камуфляже новая «чайка» очень напоминает старую «гадюку» (см. фото).
Сказка ложь, но...
Конечно, ни в какой отпуск Питер Пфайфер не ходил и мораль басни совсем в другом.
Современные дизайнеры – люди несвободные. Как и журналисты, вынужденные писать скучные тексты в угоду рекламодателям, дизайнеры серийных машин не могут выплеснуть эмоции на бумагу или экран, наплевав на многочисленные пожелания инженеров, аэродинамиков, экономистов. Особенно настойчивым может быть отдел маркетинга, который всегда знает, чего хочет покупатель, даже если сам покупатель этого не знает.
Сегодня автомобильные дизайнеры работают не по вдохновению (это удел немногих счастливцев), а по техническому заданию. В случае с суперкаром SLC, я полагаю, было примерно так: проведенный маркетологами опрос показал, что 33% потенциальных клиентов до сих пор боготворят Mercedes 300 SL, еще 21% мечтает о Ferrari, 10% считают Dodge Viper самым сексуальным автомобилем в мире... Так что, дорогие дизайнеры, выкидывайте ваши гениальные скетчи на салфетках, и спешите выполнять пожелания клиентов. И никого не волнует, что на скомканных салфетках были как раз те линии, из которых мог бы вырасти новый культовый суперкар – один из автомобилей, определяющих целые страницы в истории фирмы. Покупателя не интересует искусство – его интересует продукт.
И все же жаль, что новинки от Mercedes-Benz не будоражат воображение. В статье мы не касались технической начинки, и, поверьте, в этой области компании есть что сказать. Но в дизайне вдохновения не чувствуется, а без вдохновения не рождаются шедевры.
P.S. Уважаемые сотрудники Mercedes-Benz! В нашем уездном городе Ч недавно появился дилер Cadillac, что вызвало некоторую путаницу с названиями моделей. Уточните пожалуйста, какие из перечисленных машин сделаны вами, а какие ими: BLS, CLC, STS, CLS, CTS, SLC, SLK, SRX, GLK, AMG, GPS, ESP, SMS?
Фото: Фото www.worldcarfans.com