Дебют на российском рынке нового поколения Honda Jazz ознаменовал еще одно важное событие – отныне подавляющее большинство «Джазов» будет поставляться к нам из Китая, а автомобиль японской сборки можно купить только в топовой комплектации Executive за 743 тысячи рублей. Впрочем, и раньше на наш рынок наряду с японскими Jazz поставлялись машины китайского производства.
Jazz вообще стал одним из первым «серьезных» автомобилей китайской сборки на российском рынке. До него машины «made in China» были представлены исконно китайскими брендами – Geely, Great Wall, Chery, FAW.
Honda Jazz – вообще космополит и выпускается в Японии, Китае, Тайване, Таиланде, Индонезии, Индии и Бразилии. Все заводы работают по единой системе качества, хотя, наверное, полностью избавиться от национальных особенностей невозможно.
Разумеется, «ориент джаз» у многих вызывает настороженность. Есть ли принципиальная разница в качестве японских и китайских «Джазов»?
Китайский завод в Гуанджоу начал работу в 2004 году и был сразу ориентирован на выпуск автомобилей для экспорта в Европу. В 2005 году начались поставки китайских машин в Германию, в 2007 – в Великобританию. Автомобиль стал первым «китайцем», официальные продажи которого стартовали в Западной Европе. Сегодня 95% Honda Jazz для английского рынка приходит именно из Китая, и примерно такая же пропорция будет отныне в России.
Завод в Гуанджоу принадлежит Honda на 65%, то есть доля японского производителя достаточно высока. Для китайских совместных предприятий (СП) более типична схема 50:50, особенно если речь идет о производстве машин для внутреннего рынка, однако Honda сразу делала ставку на экспорт. Партнерами японцев в СП стали местные автопроизводители Dongfeng Motor и Guangzhou Auto Group Corp.
Причины организации производства в Китае достаточно прозаичны – снижение себестоимости. И связано это не только с более дешевой рабочей силой, но и с логистикой: многие компоненты современных японских и европейских машин (даже премиум-сегмента) выпускаются в Китае, однако производители не любят это афишировать.
Почем Jazz?
Базовая комплектация Elegance стоит 615 тысяч рублей и включает массу оборудования: климат-контроль, ABS, система стабилизации, восемь подушек безопасности, Hi-Fi-магнитола, обогревы зеркал и сидений. Двигатель – 1,3 литра (100 л. с.), коробка – пятиступенчатая «механика».
Такой же автомобиль с шестиступенчатым «роботом» стоит 646 тысяч. Самая дорогая комплектация Executive со стеклянной крышей, датчиками дождя и света, легкосплавными дисками, кожаным рулем стоит 743 тысячи рублей. Сборка в последнем случае – японская.
О качестве китайских Jazz можно судить по косвенным признакам. Например, в немецком рейтинге TUV с началом китайской сборки процент «Джазов», не прошедших техосмотр с первого раза, практически не менялся, и автомобиль всегда входил в десятку лидеров по надежности. Например, для трехлеток доля «отсева» на техосмотре составляла 2,8% в 2007 году, 2,3% – в 2008 году и 2,9% – в 2009 году. Если брать автомобили постарше, надежность Jazz и вовсе феноменальна: в 2008 году он занял второе место в рейтинге TUV для четырех-пятилетних машин, в 2009 году – четвертое место. Позади остались десятки машин японской, немецкой, испанской и чешской сборки. Собственно говоря, Jazz с самого начала числился в лидерах надежности, и Honda вряд ли бы стала разбавлять качественные машины продукцией сомнительного происхождения, тем более для такого щепетильного рынка, как немецкий.
«В Челябинске ездят Honda Jazz как японской, так и китайской сборки, и пока никаких проблем с машинами из Китая ни мы, ни клиенты не обнаружили, – рассказывает начальник отдела продаж компании «Эталон-Авто» Антон Соколов. – Собственно, это логичный результат: завод в Китае полностью построен компанией Honda, руководящие должности на нем занимают японцы, и оборудование значительно новее, чем на японском предприятии по производству Jazz. Заказы на Jazz 2009 уже принимаются, а первые машины приедут ориентировочно в конце сентября».
Таким образом, пока явных противопоказаний к китайской сборки нет, хотя ему еще предстоит преодолеть массу предубеждений.
В целом нам стоит свыкаться с мыслью, что все больше машин известных брендов будут собираться в Китае: следующим может стать Audi Q5, производство которого скоро стартует в новых цехах СП с FAW.
Что касается исконно китайских брендов, то 2009 год стал для них настоящей катастрофой – по итогам первых семи месяцев 2009 года продажи упали более чем в 10 раз.
«Дело не только в повышении импортных пошлин, – объясняет генеральный директор компании Optim Consult Евгений Колесов, консультирующей российских предпринимателей по вопросам бизнеса с Китаем. – Отсутствие послепродажного обслуживания и доверия к китайскому продукту – вот главные препятствия, которые нужно преодолеть китайцам для серьезного выхода на российский рынок».
Тем временем Китайская ассоциация автопроизводителей сообщила, что уже сейчас ведется активная работа по запуску первого полноценного автозавода в России для выпуска китайских автомобилей. В принципе, ряд моделей с Востока уже имели российскую прописку, но в основном на небрендовых заводах (вроде златоустовского Машзавода, черкесского Derways или ТагАЗа). Полноценного своего производства машин китайцы пока не наладили.
И все-таки хочется верить, что если начнется вторая волна китайской автоэкспансии, доминирующее положение займут не сомнительные доморощенные подделки, а продукция известных автопроизводителей. Разница, как вы понимаете, огромная.
Кстати, забавно, что для современных автомобилей родина бренда и страна-производитель совпадают крайне редко (смотрите таблицу). Поэтому сочетания «немецкий автомобиль» или «японский производитель» – весьма условны.
Где выпускают машины B-класса для российского рынка?
Фото: Фото с сайта Netcarshow.com