Ежедневно на федеральной трассе М-5 «Урал» гибнет один человек и пятеро получают травмы, и она является одной из самых опасных в России. Такие данные приводит Госавтоинспекция МВД РФ. Так, за первые шесть месяцев текущего года на магистральной дороге Челябинск – Москва произошло 590 ДТП, в которых погибли 153 человека и 867 получили ранения. По количеству аварий этот показатель увеличился на 12,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, и это несмотря на то, что год от года статистика аварийности и смертности в России в целом снижается.
В отчетных материалах ГИБДД РФ также сообщается, что с января по август 2010 года на дорогах Челябинской области зафиксировано 42 982 аварии, в них погибло 314 участников движения и 2948 человек травмировано. Следовательно, практически каждый день на Южном Урале в автокатастрфах гибнет два человека и 16 пострадавших попадают в больницы.
За сухими цифрами fстатистики кроются боль и страдания, старания врачей и горе родственников, надежда на лучшее и отчаянье, страх будущего, желание прекратить все это... Не все осознают истинный смысл аббревиатуры ДТП, но вот что пишет в своем блоге пользователь под ником gevella, женщина-хирург.
«Слово "автокатастрофа", или же на врачебном сленге "автО" – магическое во всех отношениях. Услышав его, врачи-экстренники испытывают священный ужас вперемешку со злостью. И слишком часто труды твои рано или поздно увенчаются известным образом – написанием посмертного эпикриза.
Экстренно оперированный пациент со множественной травмой – это смертельно больной человек, которого с колес распахали широким разрезом, которому отрезали кровоточащую селезенку, долго и мучительно зашивали разорванную печень, выдирали из забрюшинного пространства размозженную почку, ушивали мочевой пузырь, пилили череп, засовывали силиконовые дренажи в грудную клетку, сверлили кости, ампутировали раздавленные конечности и резецировали участки рваного кишечника. И это все в той или иной комбинации в условиях низкого давления, большой кровопотери, ишемизированных органов...
Все достижения фарминдустрии, медицинской техники, развитой системы донорства не помогут избежать превращения еще недавно здорового человека в дурнопахнущую развалину за очень короткий строк. Развалину, у которой гниют легкие на аппарате искусственной вентиляции, которой каждый день выстригают куски мертвого тела со спины, у которой течет моча из искусственного свища, которую колошматит лихорадка…
И, к сожалению, спустя какое-то время сами больные, их родственники и даже врачи ловят себя на мысли – а, может быть, лучше было бы тогда… сразу…»
Как ни парадоксально, возросшее число аварий на М-5 происходит на фоне ударных темпов ремонта и усовершенствования данной магистрали, а также строительства спасительных развязок. Возможно, причина этому – беспечность и невнимательность водителей, а, может, дело в деньгах, которых постоянно не хватает. К примеру, в начале года на реконструкцию дороги М-5 «Урал» Москва – Челябинск протяженностью 1879 километров из федерального бюджета выделено 1,7 миллиарда рублей. Вообще до 2015 года, а именно к этому сроку планируется привести к стандарту трассу М-5, на ремонт и благоустройство планируется потратить 40 миллиардов рублей. В то же время для сравнения московское правительство рассчитало: для того, чтобы избавить столицу от пробок нужно ни много ни мало четыре триллиона рублей. Опять же эту сумму планируется получить из федеральной казны.
К слову, в министерстве дорожного хозяйства нашей области заявили, что они готовы рассмотреть проекты частных компаний по строительству платных дорог, позволяющих разгрузить многострадальную «дорогу смерти». «Мне бы хотелось, чтобы построили частную дорогу в обход златоустовского перевала. Перспективы есть, намерения высказывались, – говорит министр строительства , инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области Виктор Тупикин. – Однако на сегодняшний момент ни один из частных инвесторов не выразил желания заняться таким строительством, поэтому и проект пока не прорабатывался».
Что касается пострадавших в ДТП, по статистике, каждый десятый из ста человек гибнет на месте аварии, так и не дождавшись помощи. Поэтому в рамках федеральной программы вдоль трассы М-5 по Челябинской области идет организация травматологических центров трех уровней. Центр первого уровня – это Челябинская областная больница. Реабилитационые пункты второго уровня – это стационарные учреждения. Они будут организованы в больницах, имеющих хирургическое, травматологическое и реанимационное отделения. В общей сложности планируется открыть девять подобных травмоцентров: в Аше, Катав-Ивановске, Сатке, Златоусте, Миассе, Чебаркуле, Челябинске. Третий уровень – реанемобили. Они закреплены территориально за стационарными медицинскими учреждениями. В автомобилях работают специализированные бригады раниматологов, фельдшеров и медсестер. Одним из ребилитационых центров второго уровня станет городская больница №3 в Златоусте. Она будет обслуживать участок трассы от Сатки до Челябинска.
По словам злтоустовских докторов, в больнице уже давно оказывается помощь такому роду пострадавших. Теперь же в рамках федеральной программы заведение оснастят новейшим оборудованием для наиболее оперативной диагностики и оказания помощи.
«Сейчас активно ведется ремонт здания, совершенствуют реанимационые, улучшают состояние приемного покоя. Больница будет оснащена томографом, нейрохирургическим оборудованием, рентген-установкой. Наши специалисты и раньше оказывали высококвалифициованую помощь и успешно проводили высокотехнологичные операции. Именно здесь сконцентрированы лучшие кадры, – комментирует заведующий травматологическим отделением городской больницы №3 города Златоуста, кандидат медицинских наук Рашид Шакуров. – Уже сейчас наша больница способна одновремено принять до 20 пострадавших, хотя такого, к счастью, еще не было. Однако, когда произошло ДТП с грузовым автомобилем на Миасском тракте, к нам в больницу доставили восемь человек, уже в течение часа им оказали помощь и распределили по палатам. Вообще, если пострадавший в автоаварии поступает в больницу, шансы умереть у него заметно сокращаются. Например, в 2009 году в нашу больницу поступило всего около 2350 человек, из них скончалось 20. Сюда входят не только автоаварии, но и бытовые отравления, повреждения и ранения. А показатель летальности по хирургической помощи в нашей больнице составляет 0,8-0,9%, для сравнения, в Челябинской областной больнице этот коэффициент равен 3-4%».
Рашид Шакуров также напомнил автомобилистам, что от водителя зависит не только его жизнь, но и судьбы пассажиров и других участников движения. А после травм, полученных в ДТП, не всегда человек вновь становится полноценным по состоянию здоровья.
Каждый из нас, читая ужасающие сводки, в глубине сознания уверен: с мной такого не случится. А на следующий день ГИБДД выдает новые цифры...