В России появилась единая регистрационная база транспортных средств. Об этом сообщил главный инспектор БДД Российской Федерации Виктор Кирьянов. По его словам, создание общей базы данных позволит упростить процесс регистрации автомобиля, приобретенного в других регионах, и значительно сократит время постановки его на учет.
«Раньше в каждом регионе была своя база зарегистрированных транспортных средств, поэтому, когда человек покупал машину в одном регионе, а ставил на учет в другом, то требовался примерно месяц для проверки данных автомобиля, – пояснил генерал-полковник милиции. – Теперь эта процедура занимает всего несколько минут».
В Челябинской области ГИБДД уже работает с помощью единой базы данных.
«Доступ к общей информации, действительно, упрощает процедуру постановки на учет, – утверждает начальник отдела пропаганды УГИБДД Челябинской области Виктор Хайрулин. – Если раньше приходилось отправлять запрос в другой регион по этому автомобилю и владельцу, а потом ждать ответ, то теперь мы можем сразу проверить все данные сами».
Однако даже при наличии полных сведений снять транспортное средство с учета можно по-прежнему только в своей области. Впрочем, эта база не дает информации и о нарушениях, которые совершил владелец авто за пределами своего региона, поэтому роли в увеличении собираемости штрафов она не сыграет. «Но в то же время еще один ее плюс – быстрее и проще установить угнанное авто», – дополняет Виктор Борисович.
Однако, как показывает практика, не всегда сверка номеров при регистрации – это надежный и проверенный способ не нарваться на украденный автомобиль. И даже проверка по нескольким базам данных от этого не страхует на 100%. Показательная история произошла в Озерске. В городской суд обратился водитель с иском к МВД РФ и УВД по Озерскому округу. Его цель – получить 350 тысяч рублей в качестве компенсации за несвоевременное выявление похищенного автомобиля и еще 7,5 тысячи для возмещения растрат на госпошлину.
В 2000 году он приобрел VW Passat с рук и поставил его на учет в Озерске. Спустя восемь лет выяснилось, что его машину угнали еще в 1999 году из Бухареста, и она разыскивается Интерполом. При каких обстоятельствах провели повторную проверку маркировки агрегатов – не уточняется. Предположительно, в процессе прохождения государственного техосмотра.
«Отделом дознания УВД г.Озерска было возбуждено уголовное дело в связи с обнаружением изменений в номере кузова автомобиля, – поясняет консультант озерского городского суда Светлана Сухнина. – Для этого делали запрос на завод-изготовитель, где сообщили,что машины с таким номером никогда не выпускались и определили верную маркировку. По данным НЦБ Интерпола Румынии, именно этот «Фольксваген Пассат» похитили более десяти лет назад в Бухаресте. Истец считает, что при регистрации в ГИБДД не был соблюден порядок работ – инспектор не выявил изменения в заводской маркировке».
В качестве ответчика суд привлек управление федерального казначейства по Челябинской области. Именно они согласно требованиям истца должны компенсировать убытки. Автомобиль в ходе расследования изъяли как вещественное доказательство. При этом житель Озерска никаких претензий к этому не имеет – он не оспаривал законность отчуждения машины.
«В результате суд аннулировал регистрацию автомобиля, то есть этот гражданин не является собственником и никаких прав на эту машину у него по факту нет, – продолжает Светлана Валерьевна. – А если нет прав, то и ущерб не признают. В удовлетворении иска суд отказал, поскольку регистрация проходила после приобретения машины, и в данной ситуации виновным признано лицо, у которого автомобиль приобрели. Тот не имел права осуществлять какие-либо действия с транспортом, поскольку оно ему не принадлежало».
Ход дела мог изменить тот факт, если бы сотрудники ГИБДД вовсе не проводили сверку, но сам «владелец» злополучной машины указал: инспекторы производили проверку, но ненадлежащим образом.
«Вообще, возникновение такой ситуации – это нонсенс, – говорит старший инспектор по пропаганде Виталий Мордовин. – Машину никогда не поставят на учет, если есть подозрения на несоответствия маркировки. В первую очередь, инспектор специальным прибором просвечивает номер – в ультрафиолете потертости или перебитые цифры сразу видны. При этом машина пробивается по всем имеющимся базам. Возможно, в этом конкретном случае информация в базы еще не поступила. Если возникают сомнения в юридической чистоте транспорта, его отправляют на экспертизу и задерживают до выяснения обстоятельств».
Возможно, в большинстве случаев угнанный автомобиль можно выявить еще до его приобретения. Но в этой ситуации водитель оказался без машины и без денег. Непонятно одно: почему на сверке в ГИБДД не удалось увидеть затертую цифру (именно это натолкнуло впоследствии на подозрения), и ее обнаружили только через восемь лет. Для собственной безопасности и спокойствия в ГИБДД советуют проходить сверку перед регистрацией вместе с бывшим владельцем, дабы пресечь проблему на корню.
Фото: Фото с сайта Itogi.ru