Нет худшего зрелища, чем вид собственного автомобиля после ДТП, даже небольшого. C горечью вспоминаешь, каким он был до аварии, с завистью смотришь на автомобили той же модели и цвета. Эх...
Друзья, даже если на кузове вашего автомобиля есть «коцки» или серьезные «травмы» – не отчаивайтесь. Современные технологии кузовного ремонта позволяют восстановить геометрию с высокой точностью, и вернуть все товарные качества, включая аутентичный внешний вид.
Чтобы правильно выбрать сервис и не «угореть» со страховой компанией, неплохо хотя бы в общих чертах представлять технологии кузовного ремонта. Поэтому небольшой ликбез, который будет полезен каждому автовладельцу.
Первый этап кузовного ремонта – мойка автомобиля и его тщательный осмотр, в том числе с частичной разборкой. Кстати, именно на этой стадии выявляются скрытые повреждения, и если автомобиль прибыл по направлению из страховой, мастера кузовного цеха готовят документы для обоснования дополнительного ремонта и организуют дополнительный осмотр с представителем страховой. Очень важно, чтобы в документа ГИБДД и актах осмотра авто оценщиками была отметка о возможных скрытых дефектах. Зачастую небольшой удар в бампер ведет к деформации его креплений, а сломанное о грузовик зеркало заднего вида может погнуть дверь или повредить механизм электростеклоподъемников.
Технология ремонта зависит от тяжести повреждений. Для машин, у которых на кузове лишь небольшие вмятинки без повреждения лакокрасочного покрытия (ЛКП), есть хорошая новость – ряд сервисных центров предлагает их ремонт без окраски (Paintless Dent Repair).
«Процедура недорогая (порядка 1000 рублей) и недолгая, – рассказывает руководитель цеха кузовного ремонта компании «Сатурн» Сергей Мещеряков. – Стоимость зависит от размера вмятины и ее расположения: где-то требуется незначительная разборка кузова, также более сложен ремонт при нахождении вмятины над ребрами жесткости. Но нет ничего невозможного. Главный плюс этой технологии, помимо быстроты и доступности, – сохранение оригинального ЛКП автомобиля».
При серьезных повреждениях внешних панелей, во-первых, специалисты принимают решение о возможности восстановление детали: если на крыле, капоте, двери появились заломы или сквозные «раны», деталь обычно меняется. Если же повреждения менее значительные, она подвергается «реновации»: сначала с поврежденного места удаляется ЛКП и антикоррозийное покрытие (например, слой оцинковки). Не пугайтесь – впоследствии все покрытия восстанавливаются.
Затем за дело берутся рихтовщики, которые с помощью специнструмента, а главное, умелых рук аккуратно выстукивают каждый сантиметр поверхности, придавая детали форму, близкую к первоначальной. Этот процесс называется рихтовкой.
Полностью восстановить форму детали рихтовкой чаще всего не удается, поэтому затем поверхность «выводят» с помощью специальных пластичных составов – шпаклевок. Процесс очень напоминает работу скульптора: материал накладывается ровным слоем, тщательно выглаживается, шлифуется, подгоняется, и, если все сделано профессионально, деталь обретает первоначальную форму. Вопреки распространенному заблуждению применение шпаклевки вовсе не является признаком «гаражного ремонта» – именно пластичные материалы позволяют добиться идеальной симметрии и геометрии восстановленного кузова, а при соблюдении технологий качество детали не уступает заводскому.
«Разница на самом деле в другом, – объясняет директор автосервиса «Потребительский» Валерий Зайцев. – Непрофессиональные мастера злоупотребляют шпаклевкой, «латая» ей крупные вмятины, в результате толстый слой материала оказывается непрочным и может, к примеру, разрушиться при несильном ударе. Первоначальная форма детали должна восстанавливаться «в металле», а пластичные материалы используются лишь для выведения поверхности».
Далее наступает этап подготовки кузова к окраски. Сначала места с обнаженным металлом покрывают антикором, например, наносят цинковое покрытие (если оно было изначально). Затем – порозаполняющий грунт и выравнивающий грунт, который обрабатывают мелкой шкуркой – после этого форма детали оказывается максимально близкой в оригиналу. Для сушки грунтов в профессиональных сервисах применяются специальные лампы, существенно сокращающие время затвердевания грунтов.
«Качество кузовного ремонта очень сильно зависит от используемых материалов: шпаклёвок, эмалей, грунтов, абразивных материалов, – говорит директор сети автоцентров PROF-TON Дмитрий Чернов. – К примеру, если мастера применяют некачественный лак, через короткое время он начинает облазить. Зрелище, если честно, жуткое – автомобиль полностью теряет товарный вид. Поэтому огромное внимание мы уделяем качеству используемых материалов и соблюдению технологий их применения, в частности, в нашем автоцентре применяются материалы таких мировых лидеров, как 3М и Sikkens».
Покраска – наверное, самый ответственный этап кузовного ремонта, поскольку ее результаты очевидны. Профессиональные центры тратят много времени и сил на поиск, обучение и постоянное повышение квалификации колористов и маляров. Задача первых – сделать «микс» из эмалей, цвет которого идентичен цвету оригинального авто. На первый взгляд, задача простейшая: смешал краски по заводскому рецепту и готово. На самом деле, даже автомобили одной марки и одного цвета имеют разные слегка разные оттенки, ведь даже в заводских условиях смешивание компонентов невозможно без небольших погрешностей.
Поэтому, смешав эмали по заводскому рецепту, колорист сверяет получившийся «микс» с цветом реальной детали, и если есть разница – вносит коррективы. Только представьте, каким опытом надо обладать, чтобы на глаз определить недостаток, допустим, желтого или черного компонентов. Разумеется, многие автоцентры используют и специальное оборудование, и все-таки последним критерием остается человеческий глаз – именно колорист выносит окончательный вердикт о точности подбора цвета.
«Для оценки качества подбора цвета клиентам я бы посоветовал посмотреть на автомобиль при разных освещениях, – мастер кузовного ателье «Синяя птица» Дмитрий Киселев. – Бывает, что в холодном свете люминисцентных ламп кузов выглядит равномерным, но стоит выехать на улицу – как становится заметным различие в цвете. Бывает, что оно проявляется лишь в сумерках или в пасмурную погоду. Чтобы обеспечить высочайшую точность подбора цвета, наша компания использует специальную лабораторию по подбору автоэмали. Разумеется, любое оборудование ничто без опытных профессионалов, поэтому у нас работают высококвалифицированные колористы, а для обеспечения качества малярных работ мы используем профессиональную окрасочную камеру».
Роль маляра не менее важна. К примеру, требуется полностью окрасить крыло, и логичным выглядит взять его и просто покрасить. Однако как бы ни старался королист, незначительные, заметные только профессионалам различия в оттенках сделают крыло этаким цветовым пятном на кузове автомобиля. В этом случае может быть использован метод окраски с переходом, когда маляр захватывает соседние детали, делая цвет кузова абсолютно равномерным для человеческого глаза.
«Для максимально точного подбора цвета наш сервис использует профессиональную лабораторию компания Standox и RM, кстати, лучшие в мире, – говорит мастер подготовительного участка автосервиса «Абсолют» Михаил Бычков. – Немецкая лаборатория Standox позволяет готовить краску для любого автомобиля максимально близко к оригиналу, для чего, например, используются электронные весы, позволяющие дозировать эмаль с точностью до 0,1 грамма. Это позволяет нам давать годовую гарантию на окрасочные работы».
Для качественной окраски очень важна стерильность помещения. «К примеру, в нашем кузовном цехе есть специальная система фильтрации воздуха от пыли, а окрасочная камера стерильна и также оснащена системой удаления любых примесей из воздуха, – поясняет мастер кузовного цеха компании «Кивамару Авто» Николай Земсков. – Это позволяет обеспечить необходимое качество ЛКП, ведь мельчайшая пылинка может свести на нет все усилия маляра. Именно качество, быстрота и профессионализм – приоритеты в работе нашего кузовного цеха».
Отдельный разговор про автомобили, получившие серьезные повреждения, в результате которых деформировалась силовая структура автомобиля: лонжероны, стойки, пол или крыша. Восстановление таких автомобилей – подлинный тест на профессионализм для любого сервиса.
В этом случае часть работ перекладывается на мастеров агрегатных цехов: демонтаж и ремонт подвески, двигателя, трансмиссии с последующей установкой – все это делают они. Восстановить кузов молоточками и шпателями уже не получается, и в работу вступают специальные стапели для вытяжки кузовов.
Кстати, в случае признания конструктивной гибели кузова, страховщики обычно компенсируют владельцу страховую стоимость за вычетом стоимости оставшихся «руин» – остатков кузова и пригодных к использованию агрегатов.
Стапель для вытягивания кузовов выглядит весьма просто – это система подвижных опор и растяжек, которые прицепляются к поврежденным элементам кузова и вытягивают его. Привод стапеля обычно пневматический.
Процесс вытягивания кузова – многостадийный. Силы прикладываются постепенно к разных точкам и под разными углами, порой требуются промежуточные операции для выправления наиболее сложных мест.
Разумеется, главное в процессе восстановления кузова – добиться правильной геометрии, поэтому еще прямо в процессе мастер оценивает результат с помощью системы специальных линеек. После окончания вытяжки происходит более тщательное изменение геометрии с точностью до десятой миллиметра.
Серьезные компании для контроля геометрии кузова используют трехмерные лазерные измерители, которые сравнивают реальные размеры с заводскими характеристиками из базы данных производителей. В случае расхождения каких-либо характеристик, мастера проводят соответствующую корректировку.
Кузовной ремонт – это отчасти технология, отчасти искусство. Очень многое зависит от качества оборудования, не меньше – от используемых материалов, а ключевой фактор – квалификация мастеров. В отличие от агрегатного ремонта по принципу «сломалось – открутил – заменил», кузовной ремонт не поддается жесткой формализации, и на каждом этапе большую роль играет умение мастера правильно оценить характер повреждений, выбрать метод ремонта и провести его должны образом. Поэтому выбирайте компании с опытом работы, специалисты которых знают, что делают.
Для вашего удобства приводим список нескольких успешных центров кузовного ремонта в Челябинске – звоните, узнавайте, сравнивайте.
Что касается стоимости, то для кузовного ремонта зачастую нет жестких расценок, ведь каждое повреждение по своему уникально. Однако кое-какие ориентиры имеются: так, наиболее популярный вид работа – окраска одного кузовного элемента – в челябинских автосервисах обойдется в 4-5,5 тысячи рублей в зависимости от качества и срочности работ.
Помимо собственно работ, многие профессиональные кузовные мастерские предоставляют дополнительные услуги: ремонт в кредит, эвакуатор, помощь на дороге и т.д. «Наши специалисты обеспечивают полное юридическое сопровождение в страховых компаниях и судебноисполнительных органах, а также предоставляют услуги независимой оценки ущерба, что очень удобно для клиента, – рассказывает руководитель автосервиса «Авантаж» Дмитрий Акенчиц. – Ведь, помимо качества ремонта, клиентов зачастую волнует расходы и время, а это во многом зависит от позиции страховых компаний и виновной в ДТП стороны (если она есть), поэтому грамотная юридическая помощь позволяет нашим клиентам сэкономить много времени и нервов. Кроме того, у нас действует удобная система скидок и дисконтных накоплений».
Ну и последнее – от всей души желаем, что приведенная информация больше вам не понадобилась. Будьте аккуратнее!
Кузовные и малярные мастерские Челябинска
Фото: Фото автора, видео Павла ВАСИЛЬЕВА, Андрея ВИННИКОВА, монтаж Анны НЕЙМАН