RU74
Погода

Сейчас+19°C

Сейчас в Челябинске

Погода+19°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +13

0 м/c,

735мм 30%
Подробнее
8 Пробки
USD 91,12
EUR 98,31
Авто Цены зажигают: солярка уже дороже АИ-95

Цены зажигают: солярка уже дороже АИ-95

Цены на бензин в России продолжают расти. По данным Росстата, к 11 января средняя стоимость АИ-92 по стране достигла 23,63 рубля, в Челябинске – 22,88 рубля. Это превышает декабрьские расценки в среднем на 17 копеек. АИ-95 перевалил за среднюю отметку в 2

Цены на бензин в России продолжают расти. По данным Росстата, к 11 января средняя стоимость АИ-92 по стране достигла 23,63 рубля, в Челябинске – 22,88 рубля. Это превышает декабрьские расценки в среднем на 17 копеек. АИ-95 перевалил за среднюю отметку в 25,5 рубля за литр, а цена на дизельное топливо – 24,10 рубля. Последняя растет наиболее заметно и активно: в некоторых регионах России она превышает стоимость 95-го бензина. Эксперты считают, что нынешние показатели – не предел, и к маю средняя розничная цена за литр топлива составит 28 рублей. И дело не только в мировых прайсах на нефть: ее стоимость приближается к отметке 100 долларов за баррель, но и в налоговой политике государства.

Анализируя итоги 2010 года, Росстат пришел к выводу, что потребительские цены на бензин росли медленнее инфляции. За 12 месяцев топливо подорожало на 6,5%, в то время как инфляция составила 8,8%. И такой темп удалось держать благодаря зоркому надзору ФАС. Например, Челябинское УФАС при проведении стандартного мониторинга подтвердило, что в ноябре–декабре 2010 года ощутимо возросли цены на дизельное топливо. Например, на АЗС «Лукойл» в течение месяца его цена увеличилась на 14,5% (дизель «Экто»). Поэтому антимонопольная служба направила в адрес крупных компаний запрос по обоснованию повышения расценок.

По данным ФАС России, в 2008–2009 гг. рассмотрены две волны дел в отношении ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Лукойл», ОАО «Газпром нефть» и ОАО «ТНК-ВР Холдинг» о нарушениях антимонопольного законодательства на федеральном рынке нефтепродуктов. Суммарный штраф компаний составил 12 450 млн рублей. За 2010 год из них уплачено 5 млрд рублей: полностью с долгом рассчиталось только ОАО «ТНК – ВР Холдинг».

«Колебание розничных цен на топливо зависит от многих факторов. В первую очередь это оптовые расценки, – поясняет начальник отдела анализа товарных и финансовых рынков Челябинского УФАС Илья Суханов. – Например, на территории Челябинской области нефть не добывают и не перерабатывают, поэтому топливо к нам везут из Башкортостана, Пермского края и Омской области. Соответственно, наши областные цены зависят от цен на нефтепродукты в данных регионах, от оптовиков. Плюс ко всему есть такие факторы, как повышение тарифов РЖД, новые стандарты МЧС по пожарной безопасности. АЗС приходится модернизировать, переучивать персонал, иногда вовсе сносить старые заправки и отстраивать современные, чем сейчас и занимается Газпромнефть. Все эти затраты закладываются в конечную стоимость горючего. Стоит учитывать еще один момент – качество топлива. Например, цифра изменений по дизелю формируется и в результате исчезновения с рынка гостовского и появлению более качественного топлива европейских стандартов, соответственно, более дорогого. Кроме того, у зимнего ДТ другой состав, что тоже влияет на его ценник».

По словам директора Московской топливной ассоциации Григория Сергиенко, антимонопольная служба не давала прайсам расти в том режиме, в каком увеличивались цены на нефть на мировых биржах. Удивительно, но даже при плавном повышении стоимости на топливо в течение года маржа ретейлеров не становилась выше, но даже сокращалась по сравнению с кризисным периодом. Но показатели 2009 года – не эталон, поскольку тогда розничные цены не следовали за мировым удешевлением нефти. На 2011 год эксперт прогнозирует ускоренный рост цен, поскольку планы властей по повышению акцизов оставляют производителей в подвешенном состоянии.

Напоминаем, что с 1 января 2011 года в России повысились акцизы на топливо. Г-н Сергиенко озвучивает такие цифры: в 2010 налог на тонну составлял около четырех тысяч рублей, в 2011 ставка поднимается до 5,1–5,7 тысячи в зависимости от качества бензина: чем оно ниже, тем выше налог. При этом в 2012 году суммы станут еще больше: 6,8–7,7 тысячи, а в 2013 – до 9,5 тысяч. Такое стабильное повышение и имеет в виду эксперт, говоря о неопределенности топливных компаний.

На установку внутренних цен на нефть могут повлиять и экспортные пошлины. Директор по развитию бизнеса в СНГ агентства Argus Вячеслав Мищенко поясняет, что в текущем году могут унифицировать налоги на темные и светлые нефтепродукты, и тогда компании в приоритет поставят вывоз бензина и дизтоплива, а не мазута и прочих ГСМ. Таким образом может появиться дефицит продуктов на внутреннем рынке, который в итоге приведет к новому витку удорожания.

По информации главного специалиста по связям с общественностью компании «Лукойл-Уралнефтепродукт» Вячеслава Болотникова, по состоянию на 17 января цена в Челябинске на «Регуляр-92» (ГОСТ) была 23,05 рубля, на «Евро-92» («Евро-3») – 23,55, на «Экто-92» – 23,95 рубля.

Сейчас эти цены выше средних ноябрьских показателей почти на 1,2 рубля, а ведь осенью прошлого года произошел резкий скачок в стоимости – цены могли вырасти почти на рубль за сутки. Тогда же, в ноябре, челябинские предприниматели предрекали ситуацию, когда дизель станет дороже 92-го бензина: оптовые цены на солярку выросли сразу на четыре тысячи рублей. 17 января 2011 года дизель «Экто» стоит 25,95 рубля, что дороже «Экто-95»!

«Сегодня 50% производимого дизельного топлива идет на экспорт. Масштабный рост цен внутри страны связан с подорожанием продукта на мировом рынке, холодной погодой и высоким спросом в Европе, страдающей от аномальных холодов,– цитирует руководителя ИАЦ «Кортес» Павла Строкова издание «Коммерсантъ». – В итоге на внутреннем рынке, особенно в рознице, наблюдается дефицит зимнего дизтоплива, что приводит к росту цен. Сейчас прибыльность этого бизнеса такова, что ожидать 10-процентного подорожания вполне закономерно. По оценке наших экспертов, к маю средняя цена за литр топлива достигнет 28 рублей. Говорить о снижении цен не приходится, когда налоговая доля в ней – почти 60%».

В 2011 году, считают эксперты, рост стоимости топлива может догнать темпы инфляции, поскольку год начался с достаточно высокой прайсовой планки. Поэтому этот вопрос может стать одним из самых волнительных для автомобилистов.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления