Цены на бензин в России продолжают расти. По данным Росстата, к 11 января средняя стоимость АИ-92 по стране достигла 23,63 рубля, в Челябинске – 22,88 рубля. Это превышает декабрьские расценки в среднем на 17 копеек. АИ-95 перевалил за среднюю отметку в 25,5 рубля за литр, а цена на дизельное топливо – 24,10 рубля. Последняя растет наиболее заметно и активно: в некоторых регионах России она превышает стоимость 95-го бензина. Эксперты считают, что нынешние показатели – не предел, и к маю средняя розничная цена за литр топлива составит 28 рублей. И дело не только в мировых прайсах на нефть: ее стоимость приближается к отметке 100 долларов за баррель, но и в налоговой политике государства.
Анализируя итоги 2010 года, Росстат пришел к выводу, что потребительские цены на бензин росли медленнее инфляции. За 12 месяцев топливо подорожало на 6,5%, в то время как инфляция составила 8,8%. И такой темп удалось держать благодаря зоркому надзору ФАС. Например, Челябинское УФАС при проведении стандартного мониторинга подтвердило, что в ноябре–декабре 2010 года ощутимо возросли цены на дизельное топливо. Например, на АЗС «Лукойл» в течение месяца его цена увеличилась на 14,5% (дизель «Экто»). Поэтому антимонопольная служба направила в адрес крупных компаний запрос по обоснованию повышения расценок.
По данным ФАС России, в 2008–2009 гг. рассмотрены две волны дел в отношении ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Лукойл», ОАО «Газпром нефть» и ОАО «ТНК-ВР Холдинг» о нарушениях антимонопольного законодательства на федеральном рынке нефтепродуктов. Суммарный штраф компаний составил 12 450 млн рублей. За 2010 год из них уплачено 5 млрд рублей: полностью с долгом рассчиталось только ОАО «ТНК – ВР Холдинг».
«Колебание розничных цен на топливо зависит от многих факторов. В первую очередь это оптовые расценки, – поясняет начальник отдела анализа товарных и финансовых рынков Челябинского УФАС Илья Суханов. – Например, на территории Челябинской области нефть не добывают и не перерабатывают, поэтому топливо к нам везут из Башкортостана, Пермского края и Омской области. Соответственно, наши областные цены зависят от цен на нефтепродукты в данных регионах, от оптовиков. Плюс ко всему есть такие факторы, как повышение тарифов РЖД, новые стандарты МЧС по пожарной безопасности. АЗС приходится модернизировать, переучивать персонал, иногда вовсе сносить старые заправки и отстраивать современные, чем сейчас и занимается Газпромнефть. Все эти затраты закладываются в конечную стоимость горючего. Стоит учитывать еще один момент – качество топлива. Например, цифра изменений по дизелю формируется и в результате исчезновения с рынка гостовского и появлению более качественного топлива европейских стандартов, соответственно, более дорогого. Кроме того, у зимнего ДТ другой состав, что тоже влияет на его ценник».
По словам директора Московской топливной ассоциации Григория Сергиенко, антимонопольная служба не давала прайсам расти в том режиме, в каком увеличивались цены на нефть на мировых биржах. Удивительно, но даже при плавном повышении стоимости на топливо в течение года маржа ретейлеров не становилась выше, но даже сокращалась по сравнению с кризисным периодом. Но показатели 2009 года – не эталон, поскольку тогда розничные цены не следовали за мировым удешевлением нефти. На 2011 год эксперт прогнозирует ускоренный рост цен, поскольку планы властей по повышению акцизов оставляют производителей в подвешенном состоянии.
Напоминаем, что с 1 января 2011 года в России повысились акцизы на топливо. Г-н Сергиенко озвучивает такие цифры: в 2010 налог на тонну составлял около четырех тысяч рублей, в 2011 ставка поднимается до 5,1–5,7 тысячи в зависимости от качества бензина: чем оно ниже, тем выше налог. При этом в 2012 году суммы станут еще больше: 6,8–7,7 тысячи, а в 2013 – до 9,5 тысяч. Такое стабильное повышение и имеет в виду эксперт, говоря о неопределенности топливных компаний.
На установку внутренних цен на нефть могут повлиять и экспортные пошлины. Директор по развитию бизнеса в СНГ агентства Argus Вячеслав Мищенко поясняет, что в текущем году могут унифицировать налоги на темные и светлые нефтепродукты, и тогда компании в приоритет поставят вывоз бензина и дизтоплива, а не мазута и прочих ГСМ. Таким образом может появиться дефицит продуктов на внутреннем рынке, который в итоге приведет к новому витку удорожания.
По информации главного специалиста по связям с общественностью компании «Лукойл-Уралнефтепродукт» Вячеслава Болотникова, по состоянию на 17 января цена в Челябинске на «Регуляр-92» (ГОСТ) была 23,05 рубля, на «Евро-92» («Евро-3») – 23,55, на «Экто-92» – 23,95 рубля.
Сейчас эти цены выше средних ноябрьских показателей почти на 1,2 рубля, а ведь осенью прошлого года произошел резкий скачок в стоимости – цены могли вырасти почти на рубль за сутки. Тогда же, в ноябре, челябинские предприниматели предрекали ситуацию, когда дизель станет дороже 92-го бензина: оптовые цены на солярку выросли сразу на четыре тысячи рублей. 17 января 2011 года дизель «Экто» стоит 25,95 рубля, что дороже «Экто-95»!
«Сегодня 50% производимого дизельного топлива идет на экспорт. Масштабный рост цен внутри страны связан с подорожанием продукта на мировом рынке, холодной погодой и высоким спросом в Европе, страдающей от аномальных холодов,– цитирует руководителя ИАЦ «Кортес» Павла Строкова издание «Коммерсантъ». – В итоге на внутреннем рынке, особенно в рознице, наблюдается дефицит зимнего дизтоплива, что приводит к росту цен. Сейчас прибыльность этого бизнеса такова, что ожидать 10-процентного подорожания вполне закономерно. По оценке наших экспертов, к маю средняя цена за литр топлива достигнет 28 рублей. Говорить о снижении цен не приходится, когда налоговая доля в ней – почти 60%».
В 2011 году, считают эксперты, рост стоимости топлива может догнать темпы инфляции, поскольку год начался с достаточно высокой прайсовой планки. Поэтому этот вопрос может стать одним из самых волнительных для автомобилистов.