На российский рынок вторичных автомобилей готовится прийти крупная европейская компания AAA Auto Group. Она занимается продажей машин с пробегом в Чехии и Словакии, и эта попытка наладить бизнес в России уже вторая. По оценкам экспертов, с одной стороны, она привнесет в Россию цивилизованную схему перекупа авто и работы с клиентами. С другой, – не будет иметь большую популярность, поскольку чаще всего россияне покупают подержанные автомобили без посредников. То есть преимущества автосалонов в виде гарантий и дополнительных сервисов ценят меньше, чем возможность продать авто без лишних затрат и потерь.
На Западе схема покупки автомобиля с пробегом через автосалоны наиболее популярна. Как и у нас, чаще всего это открытые площадки. Если это крупная сеть или бизнес, которым семья занимается несколько поколений, то можно наткнуться и на солидный автосалон, который походит на некоторые дилерские центры в Челябинске. А обращаться к посредникам – это в традициях иностранцев при совершении любых крупных сделок. Поэтому конторы бьются за своих клиентов на уровне качества и дополнительных услуг.
AAA Auto Group – типичный для Европы продавец подержанных машин. По их данным, из всех предложений в автосалон попадают только 35% автомобилей – выкуп обязывает отказываться от автохлама и неликвида. Остальные не проходят предварительной проверки: механическая часть осматривается по 107 параметрам, машина пробивается по базам данных, чтобы исключить ее криминальное прошлое или залоговый статус. В результате 95% всего предложения – это собственность организации. Перед покупкой клиент может пройти тест-драйв, в течение семи дней после приобретения обменять авто на другое, и даже бензин, затраченный на поездку в автосалон или расходы на такси, оплачивает компания. Есть различные финансовые программы: кредиты, рассрочки, лизинг и прочее. В общем, покупка бэушного авто мало чем отличается от приобретения новой машины. Единственное, что салонные автомобили с пробегом дороже тех, которые покупают самостоятельно. Это типично и для России.
«В США, будучи студентами, на лето мы брали с рук Nissan 200 SX, узнали о нем через знакомых, – рассказывает челябинец Василий Егоров. – Проехались квартал, заплатили 500 долларов, нам отдали ПТС, и мы разошлись. Такая же машина в салоне стоила бы в два раза дороже – там их вылизывают, проверяют рабочее состояние, пробивают на угоны, в общем, состояние у них получше. Да и гарантии есть, что не нарвешься на полную развалюху. Те, кто берет машину для себя на долгое время, совершают сделки с автосалонами. Нам же на пару месяцев было без разницы».
В России даже на постоянное пользование большинство бэушных автомобилей находится через автообъявления. Разместить их можно бесплатно, а те, кому подходит предложение, сами вас найдут.
«На мой взгляд, лучше покупать через Интернет – так дешевле, и сам все проверишь, – считает редактор челябинского автосайта Avtovip.com Надежда Габбасова. – На рынке ничего хорошего не отыщешь, а через автомобильные компании – дороже. Судя по всем моим знакомым, Интернет – это самый быстрый способ продать или купить машину. Что касается безопасности, можно договориться с продавцом и загнать авто в сервис, проверить состояние. Не думаю, что это будет дороже, чем наценка перекупщика. В любом случае даже после наших компаний надо перепроверять».
Такая халявная площадка для продажи машины, как Интернет, уводит потенциальных клиентов у автокомпаний. Большинство из них предлагает и выкуп, и реализацию машин. «Если сроки продажи не горят и клиент готов ждать деньги, то в основном отдают на реализацию, – поясняют в автосалоне «Выбор-Авто». – Условие – на вашу цену компания накидывает дополнительные 3%. Если продать машину нужно срочно, клиенты идут на выкуп. Конечно, цена предлагается ниже ваших ожиданий, потому что люди, которые выкупают машину, тоже хотят заработать тысяч 20-30. При выкупе техническое состояние проверяется, когда машину отдают на реализацию – нет».
Некоторые площадки к трехпроцентной надбавке к вашему прайсу предлагают оплатить парковочное место, где машину будут «презентовать» покупателям. Это еще в среднем 100 рублей за сутки.
Опять же, в Интернете вы можете разместить объявление о любом авто, а компании многопрофильностью не отличаются: кто-то занимается только иномарками, кто-то – отечественными, кто-то не принимает праворульные машины и так далее. Но во всем электронном многообразии часто заводятся «вредители»: сюда может попасть информация и по откровенному неликвиду, и по машинам с криминальным прошлым, и по запчастям, на которые разобрали украденное авто. Но недоверие к компаниям, которые стремятся побыстрее продать машину без всяких обязательств, пока не позволяет увидеть положительную разницу между самостоятельной покупкой или через посредника. Приобретение машины на вторичном рынке у нас отличается от ситуации с новыми авто.
По данным сервиса «Автообъявления», аналогичные предложения в Челябинске оцениваются выше, чем в Европе. Например, Chevrolet Lacetti 2006 г. в. на механике обойдется в 365-413 тысяч рублей, девятилетняя «десятка» – в 130-150 тысяч, Renault Logan 2008 г. в. – в 297-350 тысяч.
Кстати, в Европе AAA Auto Group даже с учетом всех своих проверок продает машины по ценам, удивительным для российского рынка. Они ниже, чем предлагают челябинские автовладельцы напрямую, без перекупщиков. Например, Chevrolet Lacetti 2006 г. в. на механике автосалон отдает за 5300 евро, что по сегодняшнему курсу составляет 208 025 рублей. Причем, если вы пользуетесь финансовыми предложениями партнеров, сразу получаете скидку в 20 тысяч. «Десятку» 2002 г. в. здесь можно купить за 55 тысяч рублей, а Renault Logan 2008 г. в. – за 177 800 рублей.
«Насколько будет успешна деятельность компании на российском рынке, будет зависеть от ее политики. В первую очередь – какими машинами займется и на каких условиях будет их выкупать Если люди почувствуют выгоду и одновременно с ней получат гарантии по сделке, тогда бизнес пойдет, – считает специалист направления автомобилей с пробегом одного из челябинских дилерских центров Алексей. – Насколько я знаю, такие компании при выкупе сразу предлагают вариант из своего ассортимента. По сути это схема trade-in, по которой работают дилеры. То есть эта ниша занята. Людям удобно и продать, и купить машину в одном и том же месте. Новой компании важно иметь какое-то конкурентное преимущество. Хотя очевидно, что большинство будет покупать и продавать машины через известные сайты».