Многие отнеслись к идее этого теста с изрядным скепсисом. Мол, сравнивать машины можно лишь в рамках одного класса, и никак иначе: седаны – с седанами, минивэны – с минивэнами...
Но мы не согласились. Большинство покупателей исходят из имеющейся суммы и собственных требований, а уж какой класс выбрать – вопрос для обсуждений. И кто запретит любителю паркетников запасть на пикап?
По данным агентства «Автостат» средняя цена приобретаемой в России иномарки приблизилась к миллиону рублей. Значит, будем тестировать машины за миллион. Тем более выбор разных классов за эти деньги сумасшедший.
Сборную паркетников в нашем тесте представляют три кроссовера: компакт Skoda Yeti, среднеразмерный Toyota RAV4 и более крупный Peugeot 4007 (близкий родственник Mitsubishi Outlander XL).
Есть два седана D- и E-классов: Citroen C5 и Nissan Teana. Честь пикапов отстаивает лидер сегмента Mitsubishi L200, а на роль компактвэна выбран Volkswagen Touran. В идеале хотели привлечь минивэн Ford S-Max – большой, красивый, драйверский, – но не оказалось тестовой машины. Однако «Туран» хоть и компактнее, зато целый «Фольксваген».
Не спрашивайте, почему не было той или иной машины – «Кашкая», «Камри», «Гранд Витары»... Взять больше семи авто не позволяло здоровье, так что кастинг был неизбежен. Но мы постарались выбрать модели, которые хорошо отражают ценности своего класса.
Цена у всех конкурсантов одна – 1,1 миллиона рублей. Это чуть больше первоначальной задумки, но так сложилось. Главное, разбег между самой дорогой и самой дешевой машиной – 46 тысяч рублей (4%), что эквивалентно стоимости одной-двух второстепенных опций. Поэтому сравнение будет честным.
Прежде чем прочтете дальше, прикиньте – кого из «конкурсантов» выбрали бы вы заочно?
Подробный отчет по каждой машине вы увидите, кликнув в соответствующую ссылку под текстом, но сначала – межклассовое сравнение.
Классная битва
Мы посетили Миасс, проехали через «черную дыру» Карабаша, видели Кыштым, Касли и Екатеринбург, и под конец поездки выкристаллизовался один неожиданный вывод: а седаны-то отнюдь не потерялись на фоне любимых россиянами паркетников.
Седаны превзошли всех по уровню комфорта – это касается и удобства кресел, и виброкомфорта, и шумоизоляции. Отчасти это объяснялось лучшей комплектацией по сравнению с остальными классами: те деньги, что у кроссоверов просят за полный привод и лишние три сантиметра просвета, в случае с седанам позволяют установить, скажем, навороченные кресла с массажем, вентиляцией, множеством регулировок, в которых не едешь – отдыхаешь. А потому седаны хорошо подходят для дальних поездок.
На разбитом участке дороги в районе Кыштыма мы мчались на всех парах в Mitsubishi L200, надеясь оторваться от остальных, и с удивлением обнаружили, что нас догоняет Citroen C5 – его гидропневматическая подвеска справлялась со стиральной доской не хуже энергоемких пружин и рессор пикапа. А Nissan Teana порадовал хорошим сочетанием мощного мотора и неназойливого вариатора.
Преимущество седанов чувствуется еще сильнее на втором ряду. По месту для коленей и ступней они близки к соразмерным паркетникам, но вот сама посадка удобнее, кресла – мягче, а подлокотники шире. Volkswagen Touran, Peugeot 4007, Skoda Yeti и Mitsubishi L200 грешат плоскими, жестковатыми и слишком вертикальными спинками задних сидений (хотя у некоторых машин они регулируются, но недостаточно), поэтому устанешь быстрее. В этом смысле Toyota RAV4 – исключение: ее спинку можно откинуть сильнее, чем у остальных, а сами сиденья более гостеприимны.
Но мы далеки от того, чтобы признать победу седанов сухой. К примеру, заглянем в багажники: по размерам у седанов и паркетников они сопоставимы, однако грузить седаны менее удобно – мешает вытянутая форма и меньшие размеры проема (особенно чувствуется у «Теаны»). Сложив задний ряд сидений, паркетник можно превратить в фургон и возить крупногабариты – седаны же больше подходят для перевозки длинномеров. Впрочем, на базе некоторых седанов вроде Citroen C5 есть универсалы, которые решают проблему перевозки неформатного груза.
С точки зрения практичности есть у нас два автомобиля-вундеркинда. Во-первых, Volkswagen Touran с багажником объемом почти 700 литров! У него удобная, близкая к кубической форма, а под полом – полноразмерная запаска и небольшой отсек для мелочевки. Если же сложить сиденья, объем вырастает до двух кубометров – это больше, чем войдет в пикап L200 по срез кузова.
Но L200 – тоже парень не промах, потому что в его кузов легко входит 1,5 куба при пятиместном салоне! А если установить кунг, то поместятся все три куба, а ведь при этом можно перевозить еще пять пассажиров. К тому же пикап идеален для грязных грузов, вроде шин или досок с торчащими гвоздями.
Но вернемся к паркетникам. Очевидный плюс – в них увереннее чувствуешь себя на плохих дорогах. На совершенно разбитом объезде по лесной дороге под Кыштымом наши седаны прошли следом за паркетниками, но водители последних напрягались гораздо меньше и меньше лавировали. Там, где паркетник идет ходом, седан рыщет носом в поисках «брода». Правда, как только профиль дороги становится ровнее, седаны набирают ход – их мягкие подвески обеспечивают высокую комфортную скорость даже на плохом покрытии.
Конечно, в грязи или снегу кроссоверы заработали бы еще несколько баллов, и пусть задние колеса у всех подключаются по требованию электромагнитной муфтой, иногда этого чуть-чуть хватает, чтобы не сесть. Прелесть паркетников – даже не в большей проходимости, а в том, что ездить на них по нашим непредсказуемым дорогам проще: меньше риск повредить бампер или завязнуть в жижистой луже. Соответственно, на критически плохих дорогах водитель меньше нервничает и меньше устает.
Volkswagen Touran – это промежуточный вариант между легковушкой и паркетником. У него монопривод, зато просвет – 165 мм, так что на плохих дорогах он вовсе неплох. «Туран» запомнился грамотной настройкой подвески, которая фильтрует мелкие колебания и позволяет ехать быстро даже там, где дорога отчаянно стремится вывести его подвеску из равновесия.
Ну а L200 – король не только плохих дорог, но и бездорожья. Его возможности превосходят паркетные настолько же, насколько его кузов превосходит багажники «кроссачей». Большие колеса и энергоемкая подвеска позволяют ехать по неважной дороге, не боясь пробоев. Приличный просвет, защита двигателя и коробки передач позволяют сворачивать с дороги и шустрить по полям, а настоящий полный привод с блокировками и понижайкой обеспечивают отличную тяговую проходимость. Более того, L200 оказался и самым интересным для водителя, ведь стоит свернуть на бездорожье, как испытываешь животный азарт и приступ исследовательского зуда. А проедет ли он во-о-он через тот бруствер? А слабо одолеть во-о-он тот брод?
Правда, на разбитых дорогах L200 оказался самым тряским, хотя порадовал хорошей курсовой устойчивостью даже на высоких скоростях.
А теперь управляемость. Как ни странно, доминирования седанов – суть легковушек – в этой номинации не чувствуется. Более того, с точки зрения понятности для водителя лидирует компактвэн Volkswagen Touran с его чистой настройкой всех органов управления, и маленький, но азартный Yeti. Да и Peugeot 4007 очень неплох – несмотря на габариты, мчится и по грунту, и по асфальту чуть ли не в раллийном стиле, демонстрируя на удивление хороший баланс шасси. Что касается седанов, то они потворствуют вальяжной езде без молодежного экстрима. Они хорошо держат прямую на высокой скорости, но в поворотах отжигать не хочется. Разумеется, если бы в тесте была Mazda 6 или Honda Accord, оценки могли быть совершенно другими. Но эти машины в принципе стоят особняком от мейнстримовых полноразмерных седанов, большая часть которых заточена на комфортную езду.
По удобству в городе, разумеется, лидируют два самых компактных автомобиля: Volkswagen Touran и Skoda Yeti. Хорошо осязаемые габариты, приличный просвет, хорошая динамика делают езду в мегаполисе уверенной и расслабленной. Правда, большие паркетники и седаны отстают несильно: парктроники облегчают маневрирование задним ходом, у «Теаны» есть камера заднего вида, а при движении вперед длина и вовсе перестает быть проблемой. У кроссоверов есть особый плюс – высокая посадка, которая облегчает чувство габаритов и контроль дорожной ситуации, и многие ценят паркетники именно за это.
Mitsubishi L200 для городской тесноты не так удобен. Допустим, обзору через салонное зеркало мешает подголовник второго ряда (хотя наружные зеркала большие), а длина кузова и отсутствие парктроника заставляют быть бдительными при движении задним ходом. Комбинация 136-сильного дизеля и «автомата» обеспечивает достаточную динамику, но не более того, но зато посадка в L200 – сама высокая, и смотреть на других водителей сверху вниз, как ни крути, приятно.
По динамике разгона лидирует продукция концерна Volkswagen – Touran и Yeti, – чьи турбомоторы обеспечивают мощную, уверенную тягу в любом диапазоне. Очень хороша и Teana с ее мотором V6 и понятным водителю вариатором. Пикап L200 заметно уступает остальным участникам теста по динамике разгона (17,8 секунды до 100 км/час), зато радует равномерностью и предсказуемостью ускорений.
Резюмируя, получаем следующее. Если ваши маршруты пролегают преимущественно по асфальту, вы часто «дальнобоите» по федеральным трассам и во главу угла ставите комфорт, то наилучший выбор – большой седан. Причем именно седаны лидируют и по субъективному ощущению качества – цена в миллион с лишним рублей кажется для них вполне оправданной.
Паркетники можно рекомендовать тем, кто любит ездить активно и азартно: как ни странно, именно кроссоверы больше заводят с позиции горячего водителя. Разумеется, они лучше походят для поездок по лесу или в тяжелых погодных условиях, а еще являются наилучшим выбором людей расслабленных. Тех, кто предпочитает не глядя парковаться к бордюру и не хочет шарахаться от выпирающих колодезных люков.
Volkswagen Touran – это сочетание компактного кузова и огромного багажника, а значит, компактвэн придется по вкусу «владельцам» большой семьи и любителям дальних поездок. Кстати, баланс между комфортом и управляемостью именно у «Турана» ближе всего к золотой середине: машина в равной степени лояльна к пассажирам и интересна водителю.
Пикап, конечно, первостепенный выбор тех, кому надо что-то возить: товар для киоска или кирпичи для дачи. Но не только. Можно посмотреть на L200 с иного ракурса, ведь перед нами фактически один из самых доступных внедорожников. У него грамотная трансмиссия, которая позволяет использовать полный привод ежедневно, отличная проходимость и преимущества дизеля – тяговитость и относительная экономичность. Относительная, потому что все-таки речь идет о достаточно крупном и тяжелом автомобиле, снаряженная масса которого – почти две тонны, а полная – около трех!
Соответственно, пикап может стать альтернативой паркетнику в тех случаях, когда возможности «недоджипов» уже не достаточны. Например, вы часто ездите по уральской глубинке и обязаны быть в конечном пункте вне зависимости от погоды.
А каковы предпочтения россиян? По статистике прошлого года, каждый второй покупатель машин этих сегментов выбирал кроссовер, каждый третий – седан D- или E-класса. А пикапы и разнообразные вэны в меньшинстве – их выбирает лишь один покупатель из 16.
А теперь – подробные впечатления от каждого автомобиля.
Отчеты по моделям
Сравнение цен на близкие версии автомобилей
Автомобили предоставлены:
Nissan Teana – ГК «Автокомплекс «Регинас»
Volkswagen Touran – автоцентр «Гольфстрим»
Skoda Yeti – компания «Легион Моторс»
Peugeot 4007 – компания «Леонар Авто»
Mitsubishi L200 – компания «Митсубиши Центр Челябинск»
Citroen C5 – «Ситроен Центр Челябинск»
Toyota RAV4 – «Тойота Центр Челябинск»
Фото: Фото автора