В 2011 году продажи люксовых автомобилей в России обновили рекорд 2008 года, подняв планку до отметки 137 тысяч!
Интересно, что рынок люксовых автомобилей растет быстрее, чем рынок «народных». Бросается в глаза, что наиболее интенсивно доля ВИП-сегмента пухла в кризисные годы, косвенно подтверждая пословицу: «Кому война, а кому мать родна». Впрочем, есть и более прозаичная причина: кризис в первую очередь ударил по маркам, зависящим от кредитных покупателей, тогда как дорогие машины чаще покупают без займа денег.
Лидером продаж премиум-сегмента в 2011 году стал Mercedes-Benz, который установил новый рекорд для люксовых брендов – свыше 29 тысяч автомобилей! Таким образом, за последние пять лет продажи «Мерсов» в России выросли более чем в три раза.
В чем причина успехов? К примеру, в 2007 году львиная доля продаж Mercedes-Benz приходилась на самую дорогую модель, S-класс, тогда как более «массовые» автомобили E- и C-классов уступали конкурентам.
Последние годы «Мерседесу» удалось сбалансировать модельный ряд, чему особенно помог выход нового E-класса.
«Хорошие результаты по итогам года достигнуты за счет совокупности факторов, – поясняет директор по маркетингу компании «УралАвтоХаус» Артем Аншаков. – Очень стабильные продажи показывают новый E-класс и кроссовер GLK, удачно проведен рестайлинг С-класса, есть заманчивые версии внедорожников ML- и GL-классов Final Edition. Хорошим спросом пользуются автомобили «Особой серии», в которую включены все необходимые опции, но без излишеств, а цена практически всегда выгоднее, чем у конкурентов».
Причем S-класс по-прежнему остается самой популярной машиной представительского класса, просто за последние два года Mercedes-Benz удалось существенно нарастить продажи в других нишах. Методичный прогресс подтверждается и статистикой прошлых лет: если в 2006 году Mercedes довольствовался четвертой строчкой, уступая в том числе Volvo и Lexus, то в 2010 с выходом нового Е-класса переместился на вторую, а теперь и вовсе вышел в лидеры.
Лидер прошлых двух лет BMW не растерял прыти, в 2011 году уступив основному конкуренту совсем немного. Динамика BMW и в кризис, и после него отличалась хорошей стабильностью, причем наиболее заметны успехи марки к сегменте кроссоверов и гольф-классе. Так, BMW X5 и X6 – уверенные лидеры среди полноразмерных люксовых вседорожников, а в последние годы на помощь им пришли новые X3 и X1. Одна из самых популярных моделей BMW, как ни странно, – это «единичка», и выход новой версии усилит позиции марки, тем более цена изменилась некритично. Наконец, особый интерес прикован к новой BMW 3, продажи которой начнутся уже скоро.
Audi, как и BMW, меньше других пострадала в кризис, но в последние годы конкуренты росли более интенсивно. Костяк продаж Audi составляют модели на платформе Audi A4: собственно, сам A4, А5 и кроссовер Q5, что обеспечивает марке стабильность. Новый Audi A6 начал продаваться с середины года, поэтому, видимо, не успел радикально повлиять на статистику.
Любопытно, что если в период становления рынка немецкая тройка уступала лидирующие позиции в пользу конкурентов, то после кризиса регулярно занимает весь «подиум» российских продаж.
Российские продажи Volvo во время кризиса упали в три раза, что отчасти было связано с неопределенностью вокруг будущего шведской компании. Однако те, кто списали ее со счетов, явно поторопились: в отличие от соплеменника Saab, Volvo вернулась к позитивному тренду и в посткризисные годы российские продажи росли быстрее, чем рынок.
«Должен заметить, в Челябинске продажи Volvo в компании «Бовид» росли даже в период кризиса, поэтому лично мы не ощутили спада интереса, – комментирует генеральный директор дилерского центра Volvo компании «Бовид» Михаил Видгоф. – В основном продажи Volvo формируют автомобили повышенной проходимости, особенно XC90 – признанный лидер продаж, который сформировал хорошую репутацию благодаря надежности и выгодному соотношению цены и качества. Появление XC60 только укрепило позиции Volvo в этом сегменте, а в скором времени выйдет новое поколение флагмана XC90, что еще больше стимулирует продажи».
Японские конкуренты немецкой тройки – Lexus и Infiniti – одно время серьезно теснили конкурентов, однако сейчас продажи стабилизировались.
Кстати, далеко не всегда отставание обусловлено особенностями модельного ряда. К примеру, марка Infiniti имеет в России 11 дилеров (из них 5 – в Москве), у Lexus – 24, а BMW располагает 59-ю центрами. И в расчете на одного дилера больше всех продает Infiniti и Volvo!
Если народные марки имеют представительства во всех региональных центрах (иногда не по одному), то многие премиум-бренды все еще выстраивают дилерскую сеть. Так, в минувшем году в Челябинске открылся дилерский центр Jaguar: Южный Урал стал 15 регионом, где английский бренд представлен официально. Общероссийские продажи Jaguar, быть может, не ставят рекордов, но стоит учесть, что модельный ряд Jaguar узок (например, нет кроссоверов), а наиболее популярная и доступная модель – X-Type – отправлена на пенсию. Кроме того, Jaguar пользуется заметно меньшим спросом со стороны госструктур, в том числе из-за слишком яркого имиджа: немцы в этом смысле более традиционны. Сейчас львиную долю продаж (64%) делает седан бизнес-класса XF, на втором месте представительский XJ.
Land Rover пережил пару «застойных» лет (2009-2010), что отчасти было связано с отсутствием «взрывных» новинок. Однако учтем, что Land Rover выпускает только внедорожники и кроссоверы, и в соответствующем сегменте его позиции оставались сильными всегда.
Однако наконец «взрывная» модель появилась – Range Rover Evoque. К началу российских продаж 29 октября 2011 года компания получила более 2500 предзаказов, и за неполный квартал удалось продать 1123 автомобиля. Фактически Evoque претендует на звание лидера марки: для сравнения, хит продаж Land Rover Freelander за весь полный год реализовали в количестве 4391 автомобиль.
Помимо развития дилерской сети на продажи премиум-автомобилей влияют и квоты: порой именно они не позволяют в полной мере удовлетворить спрос на актуальную модель. Сейчас, в период ажиотажа, Range Rover Evoque, к примеру, мог бы продаваться куда более высокими темпами, если бы позволяли производственные мощности.
«2011 год стал для нашей компании очень успешным, – сообщил генеральный директор Jaguar Land Rover Россия Франк Виттеманн. – Сейчас наши усилия сконцентрированы на развитии модельного ряда, и ежегодные инвестиции составляют порядка 1,5 миллиардов фунтов стерлингов. Каждый год нас ждет два-три существенных обновления модельного ряда Jaguar Land Rover. Кроме того, мы планируем развитие дилерской сети: на данный момент Land Rover представлен 34 дилерами, Jaguar – 18 дилерами. В 2016 году дилерская сеть Jaguar Land Rover Россия должна охватить 79 центров по всей стране».
Продажи Porsche в основном формирует кроссовер Cayenne, и за последний год прирост продаж составил порядка 40%, что примерно соответствует росту рынка в целом. Наверное, марке хотелось бы продавать в России больше спорткаров, ведь именно 911, Cayman и Boxster являются предметом особой гордости для немцев. Однако климат и традиции российских покупателей год за годом склоняют чашу весов в пользу вседорожника.
Cadillac снизил продажи, но, как считают дилеры, это временное явление. «Даже у премиальных брендов количественные показатели формируют модели не самых дорогих сегментов, а Cadillac представлен автомобилями высших категорий, поэтому продажи могут казаться ниже, чем у других марок, – поясняет заместитель директора по продажам автоцентра «Джемир» Павел Рыжков. – К примеру, основным спросом сейчас пользуется Cadillac Escalade, полноразмерный внедорожник ценой около 3 млн рублей. Однако после выхода нового Cadillac SRX мы ожидаем оживление спроса – это стильный и современный конкурент таким автомобилям, как BMW X3, Audi Q3 и Mercedes-Benz GLK. Вообще есть определенная проблема с восприятием марки: все знают, что Cadillac – это престижный бренд, но считают, что он существует где-то далеко, в Америке. И если человек покупает машину за 2 млн, он в первую очередь думает о немецкой «тройке», может быть, еще о «Лексусе». На самом деле уже много лет Cadillac представлен в Челябинске, а с учетом комплектации и технических характеристик цены очень конкурентоспособные».
Для премиум-сегмента уровень продаж – критерий не первостепенный, и качественные показатели не менее важны, чем количественные. Тем не менее любому производителю важно опередить конкурентов в очной борьбе, ведь продажи во многом отражают актуальность марки и уровень доверия клиентов.
Продажи автомобилей премиум-класса в России
Фото: Фото производителей