В фаворе у челябинских автомобилистов заправки четырех компаний: Лукойл, «Газпром нефть», «Сибнефть» и «Башнефть». Остальные операторы растворились в общей массе. При этом владельцы иномарок предпочитают заправляться на АЗС «Газпромнефть» ( 63,6%), а половина водителей отечественных машин постоянно ездят на станции Лукойл. Причем на сетях двух последних компаний многие автомобилисты предпочитают заливать именно полный бак. В противовес водителям, которые посещают только проверенные точки, в Челябинске стало больше безразличных автомобилистов: с 1 до 6% выросло количество тех, кто готов заправиться на любой АЗС – лишь бы по пути.
К таким выводам пришла ИК «ОбъектИнформ», проводившая в апреле 2012 года опрос челябинских автовладельцев об их заправочных предпочтениях. «В исследовании приняли участие 400 жителей из 7 районов Челябинска в возрасте от 18 до 70 лет«, – уточняется в сообщении компании.
По данным исследования, машина есть у каждого второго челябинца, и в основной массе они заправляются 92 ли 95-м бензином. Дизтопливо, АИ-76 и АИ-98, газ – каждый из них имеет крошечную долю по 1-2% в структуре рынка. Как и по всей стране, АИ-92 – это самое востребованное горючее: в Челябинске 77% респондентов выбирают только его. Интересно, что владельцы иномарок также отдают предпочтение не 95-му бензину, а 92-му, несмотря на рекомендации производителей. Бытует мнение, что у нас в стране он лучше и безопаснее его старшего собрата. Да и при продаже машин дилеры довольно лояльно относятся к рекомендациям, утверждая, что ничего страшного, если зальете 92-й. Между тем более 17% водителей отечественных «ласточек» потчуют свои машины только 95-м. Как говорится, поступают строго по инструкции, в которой и для «классики», и для «Нивы» рекомендуется АИ-95.
Какое топливо используют челябинцы?*
На первом месте в заправочном рейтинге водителей по-прежнему остается сеть Лукойл – больше половины опрошенных водителей заправляются исключительно на этих станциях. Но, сравнивая с показателями прошлого года, их популярность, по подсчетам аналитиков, упала почти на треть – с 74 до 54 %.
В челябинском филиале компании »Лукойл-Уралнефтепродукт« опровергли данные о 20-процентном снижении спроса – ситуация стабильна: »Напротив, мы предполагаем увеличение спроса в перспективе. В регионе мы присутствуем уже много лет, хорошо себя зарекомендовали и держим крепкие позиции. Сейчас начались работы по реконструкции отдельных автозаправочных станций. Кроме того, мы предлагаем клиентам эксклюзивные продукты ЭКТО высокого качества, аналогов которым нет у конкурентов«, – сообщает челябинский представитель компании.
Рейтинг АЗС среди автомобилистов*
В плюсе оказались «Газпром нефть» и «Башнефть» занявшие в рейтинге второе и четвертое места соответственно: их популярность выросла в полтора раза и более. Эксперты связывают это со слиянием «Челнефти» и сети АЗС «Газпромнефть», что подтверждают и в пресс-службе компании – к ним перешли и корпоративные клиенты, и физлица. Между прочим «Челнефть» в прошлом году закрывала четверку самых популярных заправок в городе.
Не исключено, что часть автомобилистов, которые раньше заправлялись на «Челнефти», достались «Башнефти» – все-таки прирост АЗС «Газпромнефть» меньше, чем падение рейтинга «Челнефти».
»На данный момент у нас выпущено 100 тысяч пластиковых карт, по которым можно ориентироваться на число постоянных клиентов. Прирост в 6% – это обычные показатели роста, которые формируют новые автовладельцы и клиенты конкурирующих АЗС, – подтверждает исполнительный директор ООО «Регион» (АЗС «Башнефть») Ринат Габдурахманов.
По мнению экспертов, не только слияние компаний приводит новых клиентов на конкретную сеть АЗС. Этому способствует и ценовая политика конкурентов: «На мой взгляд, популярность «Лукойла» сдает позиции из-за цены, которая выше, чем на многих других заправках. Соответственно часть клиентов сортируется по другим АЗС, давая им некоторый прирост. Опять же из-за цены вырос класс водителей, которые не зацикливаются на какой-то одной фирме и готовы заправляться там, где им удобно. Ценник на большинстве заправок примерно одинаковый, топливо поступает с одних и тех же заводов – какая разница, где его покупать, если нет большого разрыва в цене?», – комментирует представитель челябинского филиала топливной компании на условиях анонимности.
400-500 рублей – это та сумма, которую оставляет на заправке среднестатистический челябинский водитель за одно посещение. По сравнению с прошлым годом, тенденция не изменилась. «Средний чек для нашей сети – 300-500 рублей в зависимости от расположения станции. Многие заправки сконцентрированы на выездах из города, где люди заливают сразу полный бак. В области, рядом с поселками, деревнями заправляют небольшие объемы – на 100-200 рублей», – подтверждает Ринат Габдурахманов.
Более крупные платежи (по 700-1000 рублей), согласно опросу, автомобилисты совершают на АЗС Лукойл и «Газпромнефть». Именно здесь большинство автолюбителей предпочитают заливать полные баки. И это своего рода показатель доверия клиентов: если водитель уверен в качестве топлива, он купит сразу большую порцию горючего, а не накапает пять литров, лишь бы дотянуть до какой-нибудь другой станции. У компании «Газпром нефть» есть еще одно объяснение, почему челябинские водители на их АЗС чаще заливают полные баки: «В марте 2012 года на нескольких автозаправочных станциях компании введена новая сервисная услуга – возможность оплачивать топливо после заправки автомобиля. Это позволяет сократить время на заправку одной машины и, как следствие, увеличить пропускную способность автозаправочных станций», – сообщают в пресс-службе компании. Учитывая ускоренные темпы заполнения бака, водители стараются сразу заливать бензин по горлышко.
Средние затраты водителя за одно посещение АЗС*
*Данные ИК «ОбъектИнформ»
А на каких заправках вы «кормите» свой автомобиль и что может изменить ваши предпочтения?
Фото: Инфографика ИК «ОбъктИнформ»