Страховые должны оплачивать восстановительный ремонт автомобиля по ОСАГО полностью, без учета износа деталей. Такая мысль родилась у депутатов партии ЛДПР, которые считают, что страховщики возмещают лишь малую часть ущерба, не способную и наполовину компенсировать затраты на проведение ремонта. Соответствующий законопроект уже внесен в Госдуму.
Действующий пункт закона об ОСАГО, который депутаты хотят отменить, звучит так: «Размер расходов на материалы и запасные части определяется с учетом износа комплектующих изделий, подлежащих замене при восстановительном ремонте».
Проблема понижающего коэффициента, который так любят использовать страховщики при расчете страховых выплат, назрела давно. Попытки скорректировать эту часть страхового законодательства с предложением учитывать новое за старое предпринимались уже не раз, но пока безрезультатно. Все дело в возникающем противоречии – аварийный автомобиль нужно восстановить так, чтобы он не стал лучше и дороже.
«Если встать на сторону потерпевшей стороны, тех, кто попал в ДТП, то их можно понять. Почему они должны покупать запчасти по оригинальной стоимости, но при этом учитывать амортизационный износ за те денежные средства, которые должны оплачивать из своего кармана, – говорит директор юридической компании «АДОН» Александр Донцов. – В то же время можно понять и страховщиков, если они будут платить за запчасти без износа. Допустим, ударили ВАЗ-2106, которому 15 лет и его рыночная стоимость не превышает 50 тысяч рублей. А если посчитать сумму ущерба без износа, то получится 150-200 тысяч рублей. Проще новую купить. В данном случае коэффициент износа более чем обоснован и применим. Но я уверен, что этот закон не примут, потому что страховщики, как и во многих государствах, всегда лоббируют законы в ту сторону, которая им необходима».
«Если автомобиль является гарантийным, он должен проходить все станции ТО на протяжении трех-пяти лет, в зависимости от гарантий; у авто есть техосмотр, стоят пометки – для таких авто можно отменить коэффициент износа, – продолжает эксперт. – А для авто старшего года выпуска нужно применять понижающий коэффициент. Сейчас четких правил оценки ущерба не существует – как оценщик посчитает, так и будет. Каждый оценщик вправе использовать свою методику оценки ущерба».
В отличие от некоторых стран, где рынок б\у запчастей хорошо развит, в нашей стране рынок «бэушки» развит лишь на неофициальном уровне. Поэтому купить на авторазборе запчасть трех-четырехлетней давности и остаться в рамках бюджета, оплаченного страховой компанией, практически невозможно. Другое дело, что не всегда можно найти нужную запчасть.
«На челябинских авторазборах не все запчасти на подержанные иномарки можно найти, – говорит водитель Алексей Устьянцев. – К примеру, найти на вторичном рынке боковое зеркало заднего вида, стоимость которого в среднем шесть тысяч рублей, на автомобиль Honda HR-V я так и не смог. Пришлось покупать новое зеркало, стоимость которого автоматически увеличилась на две-три тысячи».
По мнению депутатов, в судебной практике проблема получила противоречивое толкование. Так, в 2003 году Верховный суд РФ признал соответствие сложившейся практики гражданскому законодательству, однако в 2007 году Президиум высшего арбитражного суда РФ принял решение о полной компенсации реальных расходов на восстановительный ремонт (без учета применения коэффициентов износа деталей, агрегатов и узлов). Высшим арбитражным судом РФ было констатировано, что в отличие от законодательства об ОСАГО Гражданский кодекс РФ провозглашает принцип полного возмещения вреда. Поэтому этот принцип подлежит применению судом, однако с исключением в каждом конкретном споре неосновательного значительного улучшения транспортного средства.
«Это старый спор на практике, – говорит председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. – Суды по разному принимали решения по этому поводу, но я всегда был на стороне автовладельцев и поддерживал подход, при котором собственник автомобиля мог получить максимальную сумму. Страховщики всегда считали, что это безосновательное обогащение для собственника. Когда вам нужно купить какой-то агрегат или деталь, вы не побежите покупать деталь с тем коэффициентом износа, которая есть. Если закон примут, это будет правильное решение. Пока все было отдано на откуп судебной практике и единообразия не было».
Страховые компании отмечают, что, если агрегат несколько лет эксплуатировался, в связи с износом он уже не стоит тех денег, за которые покупался. Именно поэтому компенсация убытков должна быть определена с учетом износа деталей.
Кроме того, страховщики напоминают, что сейчас тарифы и выплаты примерно выверены. Увеличение выплат неизбежно приведет к росту тарифов.