Ростовская ГИБДД начала использовать терминалы для оплаты штрафов банковскими картами. Теперь ответить за нарушения стало не труднее, чем оплатить покупку в магазине: достаточно лишь вставить карту, ввести пин-код, и деньги уйдут со счета. Водитель лишается «удовольствия» отстаивать очереди и вообще беспокоиться об оплате штрафа, как только положит пластик обратно в бумажник. Сами ростовские инспекторы утверждают, что получаемая сумма за оплату штрафов выросла в четыре раза.
Впрочем, пока что система только запущена и у нее есть несколько недостатков. Во-первых, не все посты ДПС оснащены соответствующим оборудованием, во-вторых, не все автолюбители имеют банковские карты, и, наконец, в-третьих, пока с ГИБДД работает только один банк, который назначает комиссию за перевод денег – два процента. Соответственно, сторублевый штраф обойдется в 102 рубля, тысячный – в 1020 рублей, и так далее.
Статистика города Ростова-на-Дону по оплате штрафов сегодня такая: за 12 месяцев 2012 года от водителей-нарушителей получен 181 миллион. В Челябинской области же, как мы писали в этом материале, сумма штрафов составляет 309,5 миллиона рублей за 2012 год. И основную проблему составляет недобор по оплате – более 86 миллионов рублей. Переход на оплату штрафов по банковским картам мог бы упростить задачу их сбора и уменьшить эту сумму.
Эксперты хорошо отнеслись к этой инициативе. Андрей Бочаров, пресс-секретарь банка ВТБ24 рассказал о принципе работы такой системы: «Деньги за штраф проходят через терминал и падают на некий временный счет в банке. Затем из ГИБДД приходят специальные реестры в банк, банковские сотрудники их сверяют и разносят по номерам протоколов, по конкретным людям. Затем эти реестры отправляются в казначейство, и там происходит закрытие задолженности по штрафам. И вся сложность заключается в обмене реестрами между ГИБДД и банком, в их сверке. Для инспекции это дополнительная нагрузка на сотрудников, на сервера, которые обрабатывают информацию. Важно само желание ГИБДД организовать этот процесс».
При этом банки заинтересованы в появлении такой системы. В пресс-службе ГИБДД тоже считают это интересной и удобной идеей, по крайней мере для водителей.
Алексей Бруй, председатель координационного совета «Свободы выбора» в Челябинской области, спокойно отнесся к инициативе ростовских инспекторов: «Тема сбора штрафов всегда очень грустная, особенно «копеечных», сторублевых. Их никто особо не оплачивает, а собирать их дороже, чем выписывать. С точки зрения собираемости штрафов это очень хорошая инициатива. С точки зрения водителя по большому счету ничего особенно не поменяется. Сейчас достаточно много систем оплаты – и через терминалы, и через банк. Банковская карта – это не что-то революционное, а просто один из способов погасить штраф».
Наличие банковской комиссии, по мнению Алексея Бруя, не станет удерживать от быстрой оплаты: «Это не определяющий фактор. Ну, что там два процента? Десять рублей с пятисот. Удобство и скорость важнее».
На Западе банковская карта есть практически у всех, и ее носят с собой везде наравне с документами и мобильным телефоном, поэтому там такая система оплаты штрафов не вызывает никаких вопросов. Но и в Челябинске сейчас появляется все больше людей, которые носят с собой карту постоянно, а значит система имела бы потребительский отклик. Возможно, инициатива Ростова-на-Дону дойдет и до нашего города, но с точностью сказать, когда именно это произойдет, пока никто не может.
При этом южане не собираются останавливаться, и в этот момент на сайте Ростовской ГИБДД проходит голосование, где они предлагают людям решить, стоит ли вводить дополнительно и оплату штрафов через сайт. Половина (50,7%) из более 11 тысяч проголосовавших считают, что обязательно такая система нужна. И только 109 человек (на момент написания статьи) – а это меньше процента, 0,9% – предпочтут прийти на оплату штрафов в инспекцию лично.
Мы предлагаем вам поучаствовать в нашем опросе, и указать, как вы относитесь к подобной идее.