В выходные в Кыштыме прошло ралли «Малахит-2013». За призы VI этапа Кубка России и III этапа Открытого чемпионата УрФО и ПФО по ралли на зимних уральских дорогах боролся 41 экипаж.
Несколько заявленных участников не приехали на административные проверки, еще двум экипажам помешали стартовать технические проблемы, возникшие в последний момент, зато стартовую ведомость пополнили Вадим Макаров и Дмитрий Куцаев, успевшие меньше чем за сутки отремонтировать автомобиль после ралли «Пено» и Матвей Безруков с Алексеем Алексеевым, которые впервые стартовали на полноприводной технике.
После ознакомления с трассой все участники отмечали отличную подготовку дорог и признавались, что с нетерпением ждут старта ралли.
«Ознакомление прошло хорошо, – делится впечатлениями Андрей Трухин. – Трасса понравилась, никогда не было такой ровной лесной части. Будем ждать гонки».
Как и было запланировано, торжественное открытие и первый специальный участок «Демидовский пруд» прошли в центре Кыштыма на глазах у сотен зрителей. Как всегда участники и их гоночные машины пользовались повышенным вниманием жителей города, особенно мальчишек 10-12 лет. Зрители первого СУ увидели полный раллийный «комплект»: прохождение машин безопасности, борьбу экипажей, вылет с трассы и даже сход. Не справился с управлением и «сел» на снежный бруствер экипаж Никиты Сапожникова и Елены Зориной, но, благодаря помощи зрителей, их автомобиль был возвращен на трассу, и они продолжили борьбу. Всего через несколько сотен метров от старта коробка передач ВАЗ-2108 подвела пермяков Данила Якушева и Артема Корзухина.
После ледяной глади городского пруда спортсменов ждали два более длинных и сложных спецучастка, которые давно стали визитной карточкой этой гонки – «Росграфит» и «УЗУМ» (совпадают с традиционными «Слюдорудник» и «Куватал»). Многие экипажи особенно любят эти кыштымские «допы»: в одну сторону они едут в сумерках, а после перерыва на поляне у деревни Куватал, во время которого всех желающих поят чаем из самовара, приходит время включать «люстры», потому что этот «доп» ночной.
По мере того, как участники вкатывались, скорости возрастали, а на улице темнело, учащались вылеты с трассы. Но это автоспорт, машины подготовлены соответствующим образом, поэтому даже перевороты через крышу обходятся без травм экипажа, а на следующее утро восстановленные за ночь автомобили продолжают гонку (это разрешает система супер-ралли, которая применяется на соревнованиях, продолжающихся несколько дней).
Самым быстрым экипажем по итогам дня становятся Дмитрий и Вадим Тагировы. Родившиеся в Кыштыме и начинающие здесь автоспортивную карьеру, братья знают эти дороги, как никто другой и, конечно, используют это преимущество. Быстрый результат показывают Максим Бородин и Олег Заварницын, их ВАЗ-2108 проходит трассу на две секунды быстрее других переднеприводных автомобилей, оставляя позади машины и более старшего класса 2000Н.
В субботу экипажи дважды преодолевают СУ «Вишневые горы», «Булдым», «Аракуль». Эти спецучастки очень разные и требуют от спортсменов разнообразного стиля пилотирования. «Вишневые горы» узкие, с обилием поворотов, с рыхлым и мягким покрытием, «Булдым» – ледовый «доп», нарезанный по озеру, «Аракуль» – скоростной, с отличным «держаком».
«Настроение отличное, потому что мечтал проехать на этой гонке целых три года, и все мои ожидания по поводу нее оправдались, – говорит Дмитрий Тагиров. – Больше всего, конечно, понравились «Вишневые горы». Отличный спецучасток для того, чтобы реализовать весь свой потенциал. Может быть, для многих он непрост по покрытию, но по-другому не бывает – это зима, и это ралли. А зима означает, что возможна колея. Необязательно все спецучастки должны быть ровными, нужно развиваться и учиться ездить по любым дорогам. Конечно, здорово, что был лед, что был «Аракуль», тоже довольно требовательный к точности пилотирования. На этой гонке я настраивал подвеску на определенные условия. Вчера она была настроена на СУ «УЗУМ», и, как планировалось, мы отыграли на нем время. Сегодня настраивал на «Вишневые горы», чтобы создать отрыв там. Во всех диапазонах машина не может работать одинаково. С такими разными спецучастками есть возможность экспериментировать с настройками, поиграть в «шахматы» – какие-то допы отдать, а какие-то – забрать».
И снова не обходится без сходов: есть и вылеты с трассы, и непреодолимые в условиях гонки технические проблемы. А самыми быстрыми вновь оказываются Дмитрий и Вадим Тагировы, вторые, с пробитой передней стойкой Mitsibishi Lancer седьмой эволюции, Андрей Трухин и Анна Бушмелева. Третьи, столкнувшиеся еще в первый день с техническими проблемами, Алексей Останин и Андрей Арефьев.
Среди моноприводных экипажей лучшими вновь становятся челябинцы Дмитрий Балакирев и Ярослав Федоров, на финише Дмитрий говорит, что не вполне доволен собой, хотя результаты отличные: победа в классе 2000Н и второе место в классификации VI этапа Кубка России в абсолютном зачете. Завоевав третью победу в этом сезоне, Дмитрий и Ярослав лидируют в зачете 2000Н Кубка России.
«Мы не очень довольны собой, – говорит Дмитрий Балакирев. – Золотые колеса не помогли, новые перчатки – тоже. А вообще гонка хорошая, трасса необычная. К колее был не готов, поэтому повеселил зрителей на первом прохождении «Вишневых гор». Кривовато выпрыгнули с трамплина, поэтому поболтало после приземления. Частично это связано с техническими проблемами – у нас не работает усилитель».
Вечером проходит итоговая пресс-конференция, с журналистами общаются призеры гонки Дмитрий Тагиров, Андрей Трухин, Дмитрий Балакирев и заместитель руководителя гонки Галина Полунина. Завершается ралли «Малахит-2013» церемонией награждения призеров.
Результаты соревнований
Абсолютный зачет:
Дмитрий Тагиров / Вадим Тагиров, Екатеринбург/Кыштым, Subaru Impreza WRX STi;
Андрей Трухин / Анна Бушмелева, Екатеринбург/Москва, Mitsibishi Lancer Evo VII;
Алексей Останин / Андрей Арефьев, Ижевск, Subaru Impreza.
Зачет 4000Н:
Андрей Трухин / Анна Бушмелева, Екатеринбург/Москва, Mitsibishi Lancer Evo VII;
Алексей Останин / Андрей Арефьев, Ижевск, Subaru Impreza;
Игорь Смирнов / Дмитрий Петухов, Екатеринбург, Mitsubishi Lancer Evo VIII.
Зачет 2000Н:
Дмитрий Балакирев / Ярослав Федоров, Челябинск, Ford Fiesta R2;
Максим Аронов / Дмитрий Максимов, Копейск/Челябинск, Ford Fiesta;
Андрей Сапегин / Сергей Нищих, Первоуральск, ВАЗ-1193.
Зачет 1600Н:
Дмитрий Грамотеев / Наталья Минц, Екатеринбург, ВАЗ-21083;
Андрей Мансуров / Дмитрий Медведев, Пермь/Екатеринбург, ВАЗ-2108;
Максим Бородин / Олег Заварницын, Екатеринбург, ВАЗ-21093.
Зачет 1600-Урал:
Алексей Плаксин / Павел Комогаев, Челябинск, ВАЗ-21065;
Максим Брагин / Сергей Елизаров, Миасс, ВАЗ-2108;
Дмитрий Фофанов / Сергей Фофанов, Челябинск, ВАЗ-2108.
Фото: Фото Андрея ГОЛОВИНА