Есть навязшая в зубах формула: у нас много аварий, потому что «нет культуры у водителей». Далее обычно идет веское сравнение с развитыми странами, где культура у водителей есть.
Меня эта формула достала избитостью и некой бессмысленностью. Что это такое – культура на дорогах? И есть ли она на Западе?
Размытость формулировки делает «культуру на дороге» удобным щитом для пиар-коммуникаций ГИБДД с автомобилистами, когда любое неблагоприятное изменение статистики объясняется «отсутствием культуры». Тысячу раз слышал: «Так вы посмотрите, как у нас ездят?!» (в голос обычно подпускается пафос, не допускающий контраргументов).
Я ни в коем случае не хочу сказать, что водители (и пешеходы) не виноваты в авариях, нарушениях и нервозности на дороге. За каждым трупом стоит человеческий фактор. Но понятие «культуры на дороге» в общепринятом смысле подразумевает, что общество неким усилием воли может (и обязано) заставить себя быть культурным, отчего резко поползет вниз статистика аварийности и движение станет почти европейским. Я в это не верю.
Вернемся к сравнению с Западом. Я не так много ездил в цивилизованных странах, но, пожалуй, главное проявление их культуры на дороге в том, что мысленную фразу «Ну куда ты лезешь?!» там произносишь на пару порядков реже, чем в России.
Теперь копнем дальше: почему так происходит? Занимаются ли европейцы самовнушением, чтобы вытравить из себя бескультурие и заполнить душевные трюмы эликсиром культурности?
На мой взгляд, никакой абстрактной, волевой культуры на дороге в развитых странах нет. Там есть четкая разметка, дублированные светофоры и хорошо читаемые знаки. Там есть весьма жесткие и прогрессивные санкции за нарушение правил, и есть действенная система отлова нарушителей (с нашей точки зрения даже антигуманная – например, поголовные проверки на трезвость). Там драконовская система страхования бонус-малус, которая наказывает злостных нарушителей не хуже полиции. Наконец, в западных странах люди в целом менее нервозны, и я думаю, не от какой-то особой прекрасности души, а в силу большей стабильности и предсказуемости жизненного уклада, чего мы уже лет сто пятьдесят как лишены.
Другими словами, они там действительно «культурней», но это не причина, а следствие объективных обстоятельств. Да, в России тысячи людей ежегодно гибнут в лобовых столкновениях, каждое из которых спровоцировано чьей-то безалаберностью – назовем это бескультурием. Можно бороться с такими явлениями увещеванием водителей, но единственный радикальный способ справиться с проблемой – на перегруженных магистралях исключить выезд на встречную полосу конструктивно. Это дорого, но об этом и речь – западная «культурность» обходится государству в миллиарды евро. Эта «культура» – не что иное, как дорожная инфраструктура, штат высокооплачиваемых полицейских, учебные центры и так далее.
Если же речь о культуре в узком смысле, как умении выпустить кого-то со второстепенки, то, пожалуй, за последние годы львиная доля водителей освоила этот прием и привыкла к одобрительному миганию «аварийки», так что с этой «узкой культурой», думается, все более или менее идентично Западу.
А потому не называйте наших водителей бескультурными. Они такие, какими их делают объективные обстоятельства. Немец в России будет ездить по-русски.
Впрочем, ничто не мешает любому индивиду выделиться из стада и начать ездить чисто по-европейски, соблюдая рядность, пропуская пешеходов и останавливаясь точно у стоп-линии. Никакого секрета тут нет – достаточно просто захотеть. Но вот захотят ли повторить это еще 30 миллионов водителей?