Скрыться с места ДТП, в котором сбит человек, – такая реакция у каждого третьего российского водителя, попавшего в критическую ситуацию. В некоторых регионах избежать ответственности таким методом вовсе пытается каждый второй автомобилист. К данному выводу пришли в ГИБДД России, проанализировав статистику по авариям с пешеходами за 2012 год. Выходит, что после 30% наездов водители оставляли место ДТП, а заодно и травмированного человека. Даже ребенка бросить не гнушались. Подобный случай был осенью в Озерске, когда неустановленный водитель на иномарке белого цвета, поворачивая налево, сбил 11-летнюю школьницу и скрылся. Девочка попала в больницу с множественными переломами. В среднем по стране удалось разыскать нарушителей в трети подобных ситауций. И если судить по задержанным, то пьянство за рулем и отсутствие прав – далеко не основные мотивы их противозаконного поведения. И тех, и других среди пойманных автомобилистов оказалось чуть больше чем по 6%.
В Челябинской области в прошлом году удалось разыскать около 80% скрывшихся водителей. Так, после столкновения с пешеходом с места «убежали» 344 автомобилиста. Причем были и смертельные эпизоды: 26 человек погибли под колесами неизвестных. На конец года не удалось найти 65 из разыскиваемых личностей, в том числе и виновников гибели пяти человек.
В ведомстве подсчитали, что треть водителей, которые сбивали людей на пешеходном переходе, уже не раз попадали в поле зрения инспекторов. Показателен челябинский пример водителя маршрутного такси, который отправил в кому молодую девушку на регулируемом переходе улицы Дзержинского. На момент аварии за ним числилось более шести десятков нарушений, и почти все они были связаны со статьями по пешеходам. В целом из всех ДТП с пешими участниками движения около 29% случились именно на переходах, в основном нерегулируемых. И главной их причиной становится несоблюдение скоростного режима водителями. Этим объясняется и тот факт, что чаще всего людей сбивают на зебрах вне перекрестков – на перегонах, где автомобили набирают темп.
«Сейчас, если водитель сбивает пешехода даже на 60 км/час, у последнего практически не остается шансов на выживание, – говорит председатель движения «Союз пешеходов» Владимир Соколов. – Поэтому мы считаем, что в городах нужно установить лимит в 50 км/час, как во многих европейских странах. Меньше скорость – меньше тормозной путь автомобиля, а значит, водитель сможет остановить свое транспортное средство вовремя. Но даже если автомобилист все-таки сбивает человека, то последствия оказываются менее серьезными». Еще одна распространенная ситуация на российских дорогах – водитель сбивает пешехода при повороте на перекрестке. Так случается каждое седьмое ДТП на переходах. Например, в октябре в Челябинске иномарка наехала на девятилетнюю школьницу, которая шла по зебре на зеленый свет. Водителя и след простыл, а ребенок с различными травмами оказался в больнице.
В России из всех аварий с пешеходами на переходах только 3,4 % случились из-за того, что водитель ехал на красный свет. Еще меньше ДТП произошло по вине пьяных водителей (около 3%), бесправников и лишенцев (2,2%).
Что касается дорог, то самыми опасными для людей, как ни странно, оказались двухполосные и четырехполосные полотна.
В сумме на них происходит более 70% всех ДТП с пешеходами. Но это легко объясняется: на широких магистралях зебры просто ликвидируются, и основное место их концентрации остается на относительно небольших улицах. В Челябинске, например, массовая «охота» началась еще в 2011 году, когда уничтожались нерегулируемые переходы на дорогах, где в каждом направлении более двух полос. В прошлом году в городе убрали 59 пешеходных переходов – решение спорное, но в ГИБДД и управлении дорожного хозяйства его признают результативным. Наиболее опасной для пешеходов оказывается вторая полоса в каждом из направлений. Судя по всему, это связано с «перекрыванием» пешехода транспортом из соседних полос.
По данным ГИБДД, пешеходов чаще сбивают в светлое время суток (62,5% от всех ДТП с пешеходами), однако ночные происшествия чаще заканчиваются смертельным исходом. Опять же это связано с количеством людей на дорогах и условиями движения. Днем пешеходов гораздо больше, но при этом у водителя при хорошей видимости увеличиваются шансы вовремя заметить человека, избежать наезда или по крайней мере свести последствия к минимуму. В темное время пешеход чаще оказывается сюрпризом со всеми вытекающими последствиями. В ГИБДД Челябинской области подтвердили, что на Южном Урале наибольшее количество аварий с пешеходами в 2012 году зарегистрировано в вечернее в время – с 17:00 до 21:00, наименьшее – в 4-6 часов утра. Причем на период с 16:00 до 18:00 приходилось максимальное число аварий, где люди получали травмы, а после 20:00 ДТП нередко заканчивались летальным исходом.
Наконец, недостатки в транспортно-эксплуатационном состоянии улично-дорожной сети и элементов ее обустройства сопутствовали трети всех аварий с пешеходами в нашей стране. Отсутствие разметки, плохая видимость знаков и светофоров, а также недостаточное освещение (или его полное отсутствие) оказались роковыми упущениями в 31,7% аварий.
«По-прежнему свой «вклад» в аварийность вносит и недостаточное освещение улично-дорожной сети Челябинска, особенно на переходах. На многих участках освещение не соответствует ГОСТам, а порой и вовсе отсутствует. Проводилась комиссионная проверка 230 пешеходных переходов, и она показала, что 62 (27%) из них плохо освещены», – сообщил глава ГИБДД Челябинска Константин Островский по итогам 2012 года.
В целом за прошлый год из всех аварий с пострадавшими на территории Челябинской области, почти 35% были связаны с наездами на пешеходов. При этом за последние шесть лет количество таких ДТП сократилось на 26%: если в 2007 году произошло 2290 аварий, то к концу 2012 года эта цифра уменьшилась до 1694.
Фото: Инфографика с сайта Gibdd.ru