Школьник из Верхнего Уфалея Сергей Чубарев придумал систему оповещения водителей о приближении к пешеходному переходу. Принцип ее работы основан на передаче сигнала от элементов дорожной конструкции в движущийся автомобиль. Дальность сигнала может корректироваться в условиях города и трассы для оптимального эффекта. Со своей разработкой «говорящих знаков» десятиклассник стал победителем полуфинала всероссийского конкурса.
«В городе, где я живу, мне очень часто приходилось видеть, как водители нарушают правила проезда пешеходного перехода. Проанализировав ситуацию и подняв статистические материалы, я увидел, что в нашем городе за последний год произошло более десяти случаев наезда на пешеходов в зоне перехода. В целом ситуация в стране еще более угрожающая, – поясняет ученик МБОУ СОШ №2 Верхнего Уфалея Сергей Чубарев в аннотации к своей работе. – Если в мегаполисах так или иначе приходится обустраивать пешеходные переходы, то в малых городах этому уделяется значительно меньше внимания, в основном из-за ограниченных финансовых возможностей муниципалитетов и менее интенсивного движения. Цель моей работы заключается в разработке простой и эффективной системы оповещения водителей о пешеходном переходе».
Принцип ее действия несложный: в дорожный знак встраивается сам излучатель, который днем работает от солнечной батареи, а ночью – от аккумулятора: «Излучатель может интегрироваться в саму площадь знака, а солнечная батарея, если использовать пленочный вариант, – включаться в основу знака или наклеиваться на его обратной стороне», – поясняет учитель технологии и научный руководитель старшеклассника Эдуард Красавин.
В автомобиле, в свою очередь, устанавливается приемник сигнала: «При желании производителя можно использовать электронные узлы автомобиля, в частности встраивать его в функции магнитолы, – продолжает преподаватель. – Естественно прибор можно установить отдельно на панели – мы именно так и поступили. Он работает от бортовой сети и абсолютно не загромождает пространство, ведь при использовании современных миниатюрных компонентов (например, как в сотовых телефонах) это устройство будет меньше спичечной головки».
Когда водитель приближается к зоне пешеходного перехода, приемник ловит сигнал от знака и предупреждает водителя загорающимся светодиодом и/или звуковым сопровождением.
По задумке авторов, для передачи сигнала можно использовать две схемы: либо радиоканал, либо инфракрасное излучение: «Мы проверяли обе, и, на мой взгляд, эффективнее именно радиоканал: он менее капризный, радиус действия оказывается больше. Единственное, если в городе расстояние между переходами небольшое, приемник будет постоянно пищать. Но дальность радиоканала можно уменьшить метров до 50. А на трассах мы пробовали передатчик, который работает на 100-150 метрах. Для загородных дорог это оптимальное расстояние, которого водителю хватит, чтобы затормозить даже при движении на скорости 90-100 км/час», – отмечает Эдуард Михайлович.
Как поясняет эксперт по дорожной безопасности Борис Стуков, для предотвращения ДТП на сухом асфальте при скорости 60 км/час (16,6 м/сек) водителю потребуется не менее трех секунд: секунда на соображение, полсекунды на срабатывание тормозов и полторы на тормозной путь. Таким образом, если препятствие возникает на расстоянии менее 50 метров, ДТП практически неизбежно. «Водитель, приближаясь к пешеходному переходу, должен увидеть человека за 40 метров и на 10 метров в глубину, но сейчас на многих дорогах нет необходимого треугольника обеспечения видимости, – отмечает эксперт. – При этом среднее время реакции водителя зависит именно от того, прогнозируемая ситуация или неожиданная и варьируется от 0,6 до 1,4 секунды. Это время является составной частью остановочного пути, и чем быстрее водитель среагирует на ситуацию, тем меньшее расстояние потребуется в итоге для полной остановки транспорта».
Еще одно достоинство, которое отмечают разработчики, – это покрытие всех слепых зон. Даже если водитель из-за рядом идущего транспорта не видит человека или знаки, он все равно будет в курсе, что находится на потенциально опасном участке.
Как заверяют разработчики, стоимость самих устройств копеечная, особенно если поставить производство на поток: «На оборудование одного пешеходного перехода и автомобиля мы потратили меньше тысячи рублей», – отметил Эдуард Красавин.
В планах научного тандема внедрить эту схему и для других знаков, чтобы система распознавала ограничение скоростных режимов.
Фото: Фото из открытых источников