Челябинскому автовладельцу удалось отсудить у автодилера 1 млн 221 тысячу рублей за проблемную иномарку.
Сразу после покупки у автомобиля KIA Cerato стоимостью чуть больше 740 тысяч рублей проявились скрытые дефекты – замятины передних дверей. Поскольку на добровольную замену автомобиля дилер не соглашался, автовладелец обратился в суд.
15 ноября 2012 года Алексей приобрел в одном из челябинских автосалонов автомобиль KIA Cerato. В процессе эксплуатации на передних дверях автомобиля проявились вертикальные замятины, длина которых составляла 18 см на правой двери и 15 см на левой. Автовладелец незамедлительно направился в автосалон, но стоило автомобилю заехать в теплый цех, как замятины исчезли. Чтобы разобраться в непростой ситуации, понадобилась помощь экспертов.
«Первая экспертиза была проведена в декабре 2012 года на территории автосалона. На тот момент пробег автомобиля не превышал 280 километров, – рассказывает специалист по защите прав потребителей областной общественной организации «Советник» Вячеслав Курилин. – При визуальном исследовании было установлено, что на передних дверях замятины отсутствуют, но при отрицательной температуре на них проявляются вертикальные полосы».
В ходе дальнейшего осмотра автомобиля был проведен замер толщины лакокрасочного покрытия, который показал, что автомобиль имеет заводскую окраску и не подвергался ремонту и окраске. Эксперт сделал вывод, что линия раздела разнотона в окраске появляется при отрицательных температурах. С результатами данной экспертизы юристы областной общественной организации «Советник» обратились в суд, где позднее была проведена вторая экспертиза.
Судебная экспертиза проходила с 28 марта 2013 года по 22 апреля 2013 года. Эксперт также установил, что на передних дверях отсутствуют какие-либо замятины или повреждения лакокрасочного покрытия, а обнаруженные полосы являются визуальным оптическим эффектом и проявляются в виде искажений света на лакокрасочном покрытии при отрицательной температуре окружающей среды.
Для того, чтобы понять природу данного эффекта, эксперт разобрал правую дверь. Как оказалось, граница нанесения противошумного материала находится как раз в том месте, где проявляются полосы. Эксперт пришел к выводу, что данный визуальный эффект возникает из-за разницы тепловых расширений металла дверных панелей и противошумного материала дверей при отрицательных температурах. Данный недостаток является следствием конструкторских недоработок производителя.
«Визуальный эффект проявляется на многих автомобилях KIA Cerato, – отмечает Вячеслав Курилин. – Так как автомобили относятся к технически сложным товарам, то по ним можно требовать возврат денег или обмен только при наличии существенных недостатков. Данный эффект к таким недостаткам не относится, но в первые 15 дней, согласно закону о защите прав потребителей, возврат и обмен автомобиля возможен. Именно поэтому первые 15 дней – это период, когда нужно тщательно исследовать машину на наличие дефектов и недостатков».
По результатам экспертиз автосалон согласился с требованием Алексея о возврате уплаченной за товар суммы и 30 мая полностью перечислил покупателю деньги за машину, 10 тысяч за моральный вред и 20 тысяч за неустойку. Тем временем продавец, допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку в размере 1% цены товара. За время всех разбирательств пеня достигла суммы в 1 миллион 200 тысяч рублей.
«После обращения потребителя о расторжении договора купли-продажи деньги за товар должны быть возвращены в 10-дневный срок, – продолжает Вячеслав Курилин. – Через 10 дней начинает начисляется неустойка за нарушение сроков возврата уплаченной за товар денежной суммы».
В конечном счете 20 июня Курчатовский районный суд Челябинска дополнительно взыскал с дилера 300 тысяч рублей неустойки в пользу покупателя. Кроме того, автосалон уплатил штраф в размере 150 тысяч рублей.
Известно, что с подобной проблемой также сталкивались многие владельцы автомобилей Renault и Ford. Так, в 2006 году владельцы Renault Megan II и Renault Symbol 2005 года выпуска стали свидетелями нетипичной реакции металла автомобиля на резкий перепад температур. На крышах этих автомобилей проступали заметные невооруженному глазу вмятины прямоугольной формы. Волна обращений к дилерам с такой проблемой прокатилась по всей России вместе с понижением температур до -30 градусов.