Все новости
Все новости

На Nissan Murano – в пекло Аркаима

Поделиться

Шеф говорит: «Намечается мероприятие. Что-то вроде шабаша. Будет много религиозных фанатиков, солнцепоклонников и сатанистов. Может быть, кого-нибудь сожгут. Очень нужен фотоотчет. Поедешь?»

Встретить самую короткую ночь вблизи древнего города Аркаим в компании странно одетых людей, ищущих просветления? Аркаим, если хотите, самое знаменитое и неоднозначное место этих краев, так что я согласился раньше, чем успел все обдумать.

Поделиться

«Место силы» много лет притягивает оккультистов всех мастей. На снимках появляются светящиеся объекты. Излечиваются болезни. Пропадают бумажники и часы. И это, заметьте, в обычный день. А в период летнего солнцестояния...

К выбору автомобиля подошли основательно. До Аркаима примерно 450 километров по изнурительной жаре. Коль скоро организаторы обещали всероссийское сборище этак на 10 тысяч персон, брезжила перспектива ночевать в степи, так что лучше иметь толику дорожного просвета про запас. В общем, требовался вместительный и быстроходный кроссовер.

Планировали ехать человек семь, но пятеро нашли уважительный повод и соскочили, так что остались только я, моя супруга и бильд-редактор Алина.

Поделиться

Мы взяли палатку, огромную сумку с одеялами, запас провианта дня на три, двадцать пять литров воды, и когда я стащил весь скарб к Nissan Murano, закралось сомнение – войдет ли? Особенно волновал баул, вроде тех, в которых челночники таскают дешевые шмотки. На бумаге багажник Murano не поражал воображения – 402 литра по системе VDA (по багажную полку), да и уровень пола оказался высоковат по легковым меркам.

Однако выяснилось, что погрузочная площадь отсека очень большая – практически под европаллет, и скромный «бумажный» объем обусловлен, скорее, низким расположением полки, которую можно убрать вовсе – тогда войдет без малого 900 литров. Воспользовавшись отсутствием порога, я умял все вещи в отсек без особых ухищрений, отметив попутно наличие полноразмерной запаски – на колючих камнях Аркаима это важно. А вот электропривод крышки багажника не особенно оценил: во-первых, открывать «врукопашную» быстрее, во-вторых, если в момент закрытия под дверь попадает торчащий хлястик рюкзака, она автоматически распахивается – неровен час, впопыхах оставишь ее открытой.

Поделиться

У нашей поездки был привкус неоднозначности. Аркаим, как археологическое достижение, впоследствии утонул в массе псевдонаучных гипотез, которые приписывали его жителям прямо-таки невиданный уровень развития, другие называли город родиной Заратустры. Места облюбовали любители эзотерики, здесь открыли энергетический столб, местные сопки обнаружили чудодейственные свойства... В общем, мистический Аркаим восторжествовал над историческим.

Мы выехали в обед, чтобы прибыть на место ближе к закату. Город расположен в особой климатической зоне, где всегда немного жарче, чем «снаружи», а когда температура и так +30...

Дорога была преимущественно прямой и двухполосной. 249 «мурановских» сил первое время не особенно выдавали себя, автомобиль вез ровно, без эмоциональных подъемов, сглаживая острые углы работой вариатора. Едет и едет. В какой-то момент я даже усомнился, все ли лошади на месте, уж больно хладнокровным он казался. Но вот начались обгоны, Murano раскрылся, и в первую очередь благодаря как раз вариатору. Почти телепатическая чуткость: на резкий удар по педали коробка реагирует без типичной для гидромеханик паузы, с мотоциклетной яростью распуская двигатель до максимальных оборотов.

Поделиться

Вариатор постоянно ведет с тобой невербальный диалог: чуть приотпустил педаль, обороты тут же снизятся, прижал – он отреагирует повышением тона. Вообще Murano не достает пением на одной ноте, как иные автомобили с вариаторами. При езде вполсилы он играет оборотами, но если в середине обгона просишь добавки, двигатель снова отстреливает к красной зоне и упрямо противостоит нарастающему сопротивлению воздуха: обгонять – одно удовольствие. На круизных режимах стрелка засыпает где-то ниже 1500 об/мин, и Murano уходит в себя: ни шины, ни мотор, ни аэродинамика не выдают себя даже на весьма приличных скоростях.

А вот что шумит – так это климатическая установка. Температура снаружи подкрадывалась к 40 градусам Цельсия, и чтобы охладить темный «Мурано», климат-контроль устроил в салоне небольшой ураган – так и простыть недолго. Мы нашли простой рецепт: перекрыли передние дефлекторы, распределив потоки на стекло и в заднюю часть салона – ей адресованы отдельные воздуховоды. Температура в районе водительского места оказалась идеальной, но вот перегруженные задние дефлекторы всю дорогу шипели. Кстати, у климатической установки есть специальный режим, в котором холодный (или горячий) воздух дует назад поверх голов передних пассажиров.

Поделиться

Дороги в том регионе пустынные, усыпляющие. Но чем ближе к цели – тем гуще становится трафик, и перед самым Аркаимом мы едем в колонне машин из самых разных уголков страны: вот гости из Ханты-Мансийска, а вот волгоградский Nissan. Учитывая, что вокруг малонаселенная «прерия» (даже кактус кто-то соорудил), картина выглядит сюрреалистично, напоминая сцену массовой эвакуации Техаса.

Миновав ожидаемую пробку на въезде, мы нашли приличное место на парковке. Удивило количество полиции и вооруженных плетками казаков: мне говорили, что мероприятие неофициальное, оккультное, и присутствие властей, скорее, обрадовало.

Поделиться

Полиция оказалась далеко не единственным признаком цивилизации. И зачем мы набрали столько провианта, да еще купили по дороге вязанку дров? Все это по разумным ценам продается здесь, в Аркаиме. И не только дрова: подножья «святых» холмов обросли всевозможными шашлычными и лавочками, где можно купить оловянных солдатиков, обереги, шерстяные носки, поющие чаши, утки-свистульки, кумыс и все, чего пожелает оккультная душа.

Мы говорим «Аркаим», но где он, этот Аркаим, древний город? Я не вижу развалин – и не увижу. Места раскопок находятся поодаль, большая часть их «рекультивирована» (восстановлен первоначальный ландшафт), и доступ туда возможен лишь в сопровождении экскурсовода.

А туристическая, общедоступная зона Аркаима утопает в мистицизме. Вон на вершинах сопок верующие ходят босиком по выложенным из камней спиралям, раскрыв ладони к солнцу (я тоже ходил в прошлые годы – бодрит).

Вероятно, когда-нибудь Аркаим изменит представление об истории цивилизации на континенте, но пока он переживает странный период. Учитывая важность открытия, власти пытались превратить его в своеобразный бренд, точку интереса для туристов. Но с позиции среднестатистического туриста у Аркаима есть две проблемы: отсутствие вблизи моря и пятизвездочных отелей, но главное – недостаток «вау-эффекта». Египетские пирамиды подавляют масштабом, Ниагарский водопад круто смотрится на фотографиях, а все, что вы увидите в Аркаиме, – это реконструкция небольшой части города-крепости, музей с бытовыми предметами, орудиями труда и макетами да холмистые, изможденные солнцем степи. Чтобы оценить увиденное, нужно понимать, в какое неожиданное время и в каком неожиданном месте (с точки зрения традиционной истории) все это возникло. Геометрический орнамент древнего горшка восхищает тем, что его создатели не знали «нашей» геометрии – Евклид жил на сотни лет позже аркаимцев и немного в стороне.

Поделиться

Наверное, поэтому Аркаим стал привлекать туристов не столько исторической подоплекой, сколько эзотерическим вторым я. Коммерция быстро взяла верх над здравым смыслом: подключение к космосу через симку «Билайн» и обретение смысла жизни экспресс-методом – чего еще изволите? Увиденный нами Аркаим до боли напоминает туристический мини-маркет любой курортной страны с изобилием переоцененных сувениров и набором экзотических услуг, которые у человека цивилизованного (может быть, в силу его непросветленности) вызывают озадаченность. Впрочем, на горе, обещающей богатство, наша Алина в самом деле нашла часы Gucci. Не исключено, что их подкладывают туда местные торговцы для удобрения легенды.

Поделиться

Зато все страхи о людях в странных одеждах и религиозных фанатиках не подтвердились. Люди по большей части приятные, обычные, а религиозные деятели и проповедники организовали кружки по интересам – не хочешь, не слушай.

На закате мы поднимаемся на Грачиную сопку, переименованную «новоаркаимцами» в гору Любви – здесь проходит некий обряд под густые вибрации поющих чаш; от вибраций этих на душе становится спокойно и мятежно одновременно. Многие медитируют, подставив лицо закату, который все больше наливается медью, пока в 22:30 солнце, обессилев, не скатывается за горизонт. Но еще полчаса самый длинный день в году борется за свои права, и в эти минуты нам немного грустно, ведь хотя лето еще не закончено, световой экстремум уже позади.

Поделиться

От навязчивых признаков туризма не скрыться и ночью: с гор запускают летающие фонари, как в каком-нибудь Таиланде (уж не их ли принимают за НЛО на фотографиях?), а в низине группа коммерсантов раскочегаривает вялый воздушный шар, который валится на бок и не желает взлетать. Мы поднимаемся на гору Шаманка, где 400 миллионов лет назад был вулкан. Нас влечет пение кришнаитов, пожалуй, самой организованной и многочисленной религиозной общности здесь. Мы слушаем однообразные по смыслу, но бесконечно разнообразные по исполнению «Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе...», несколько раз приятные молодые люди пытаются завлечь нас в свои ряды...

Поделиться

Наверное, настоящих историков и археологов достает вся эта «вакханалия», с другой стороны, и сами аркаимцы, люди близкие к природе, выбрали это место, вероятно, не случайно. Здесь они поклонялись солнцу, как теперь их далекие потомки, и хотя мистический аспект сейчас ощутимо перевесил научный, есть от этого и польза: Аркаим все время на слуху. Да и не так много осталось мест без пляжей, куда люди едут сотнями, причем с определенным, чуть возвышенным настроем. А что коммерция хлещет через край – так она неизменный спутник людских скопищ. Вот бы еще эта коммерция позаботилась о туалетах, а то пара-тройка заведений на десятитысячный лагерь – этак можно и не дотерпеть.

Поделиться

Выезжаем рано утром, хотя большая часть тусовки остается на выходные. За последние несколько лет вокруг Аркаима появились нормальные дороги, и участки ершистого грунта сократились до минимума. На них подвеска Nissan Murano показала себя молодцом, и ее главный плюс – практически полное игнорирование мелочей: камешки, трещинки, стыки машина почти не замечает, а откликается лишь на зримые изъяны, да и то без мстительности. Один мужичок с бутылкой пива, разомлев от жары, спросил меня через открытое окно: «А что, едет так же жестко, как Infiniti FX?» Как по мне, и FX большую часть времени не выдает своей спортивной сути, а Murano в этом смысле еще деликатнее.

Несмотря на экзотическую для кроссовера внешность, Murano не оставил впечатление дерзкой машины. Он всегда собран, отзывчив, но как-то слишком уж воспитан, что чувствуется в светской отстраненности руля в околонулевой зоне, в шелестящем звуке «шестерки», в реакции на газ. Для целей изнурительного путешествия – а жара и бессонная ночь вымотали нас в конец – он подходит отлично, позволяя свести количество телодвижений до минимума: включил круиз да поддавай жару на обгонах.

Поделиться

Что касается интерьера, Murano на удивление скромно себя подает. Вроде бы, все тут на месте: и кожаный салон, и сиденья с электроприводом, и «мотоциклетные» приборы, и даже дисплей с клавиатурой в стиле Infiniti. Но в пору, когда салоны иных корейских хетчей выглядят чуть ли не премиум-классом, посеребренное убранство «мурановской» консоли не вызывает эйфории. Присидишься, «прищупаешься», и интерьер располагает к себе функциональностью, логичным расположением второстепенных кнопочек, подслащивая поездку звучанием аудиосистемы Bose, но вот ошарашивающей новизны, как в младшем брате Juke, здесь нет.

Может быть, не хватает какой-нибудь фишки: вон у X-Trail и даже Qashqai теперь доступна фирменная система кругового обзора, когда-то дебютировавшая на Infiniti, а для Murano пока – камера заднего вида с визуализацией траектории. Для практических целей ее достаточно за глаза, но любителю гаджетов круговой обзор, конечно, понравится больше.

Навигация Murano неплохо знает российскую глубинку и даже в отдаленных селеньях отображает некоторые улицы. Не так чтобы все село до дома, но как минимум основные магистрали – зачастую этого достаточно.

Из эргономических минусов – отсутствие полноразмерных карманов в дверях. Да и черной кожаной отделке в такую жару я предпочел бы ткань (или уж совсем классную, но дорогую систему вентиляции сидений). Кроме того, у автомобиля весьма широкие стойки, что требует осмотрительности в крутых поворотах.

Поделиться

На обратном пути мы заехали в лимонарий у села Агаповка – удивительный тропический оазис посреди уральской глуши. Здесь круглый год спеют южные фрукты и бесстрашно разгуливают диковинные птицы: будете в этих краях с детьми, посетите.

Пассажирке второго ряда «Мурано» понравился: будучи полноразмерным кроссовером (длина – 4,8 метра), он довольно просторен, задние сиденья имеют регулировку и персональные воздуховоды, плюс широкий подлокотник. В жаркую погоду можно было бы открыть люк, но шума от него больше, чем от климатической установки.

Вернулись мы, как и планировали, в обед, преодолев 450 километров за расчетные пять с небольшим часов ездового времени. Аркаим всегда оставляет выбеленное, жаркое послевкусие; через призму следующего дня его сувенирные лавки, загорелые отшельники и шествия кришнаитов представляются уже в каком-то полусказочном свете.

Поделиться

Местных исследователей Аркаима часто упрекают в «раздутии легенды», приписывании городу слишком уж центрового значения в мировой истории. Как бы то ни было, нам, россиянам, приятно осознавать себя не почкой на теле великих цивилизаций, а потомками весьма развитого и, что важно, самобытного народа, который не снимал кальку с иноземных культур.

Посмотрим, что дадут новые изыскания: Аркаим – это не залитый консервантом и одобренный всеми министерствами «колизей», а живой феномен, который год от года преподносит новые сюрпризы.

Поделиться

* В настоящее время дилеры предлагают специальную цену на автомобили 2012 и 2013 годов. Базовый Murano (2012) с учетом этого стоит от 1,430 млн рублей. За 1,500 млн рублей предлагается машина с электроприводом сидений, аудиосистемой Bose, семидюймовым сенсорным экраном, навигацией, камерой заднего вида (детально).

Фото: Фото Алины ЧЕРЕПАНОВОЙ и автора

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter