Все новости
Все новости

Любимое авто Бисмарка, Хирохито и Брежнева

Поделиться

Для популярной в России немецкой автомашины построили музей в Штутгарте. Здание администрации вмещает около 1500 экспонатов, из которых 160 – автомобили «мерседес» разных лет. Часть из них сто лет назад была сконструирована Карлом Бенцем и Готлибом Даймлером. Также посетители смогут увидеть автомобили, которые принадлежали в разное время известным личностям. Среди них «мерседес» Папы Римского Иоанна Павла II, а также машина, на которой ездила принцесса Диана.

Основой музейному собранию послужила выставка, открытая еще в 1911 году при заводе... в Унтертюркхейме. Сегодня в этом местечке, название которого переводится странно – Нижнее пристанище турок – расположено сердце концерна DaimlerChrysler. 1936 считается годом основания музея. В 1961 экспозиция окончательно формируется как музейная, и ее до празднования 100-летия первого автомобиля успевают посетить три миллиона человек! 

Заметим, что интерес к старинным автомобилям тогда еще не достиг сегодняшнего ажиотажа. Поклонники популярнейшей немецкой автомобильной марки Mercedes смогут изучить историю возникновения любимого автомобиля в новом девятиэтажном музее площадью 53 000 кв. м.

В новом музее Mercedes в Штутгарте первые экспонаты встречают восхищенных посетителей еще в подземном гараже. Футуристический панорамный лифт поднимает туристов на девятый этаж, откуда начинается экспозиция. Двигаясь сверху вниз, посетители осматривают автомобили – от ретро до современных болидов. Музей предоставляет аудиогиды, в том числе и на русском языке.

Год 2006. DaimlerChrysler отмечает 120-летие первого в мире запатентованного автомобиля Карла Бенца. По такому случаю заводской музей переехал в новое просторное здание, построенное неподалеку от прежнего. В двойной спирали музея выставлено 1500 экспонатов. И за каждым из них – своя история. Ведь именно здесь в 1886 году Карл Бенц и Готлиб Даймлер предложили людям слезть с лошади, на которую они сели пять тысяч лет назад.

«Они так никогда и не встретились!» – в тысячный раз удивляются гримасе судьбы здешние экскурсоводы, имея в виду отцов-основателей концерна. Первый творил в Мангейме, второй – в Бад Канштадте, на водах, и разделяло их всего три лаптя по карте, но... Ни разу не встречались, даже мельком! При том из всех возможных комбинаций именно основанные при участии Бенца и Даймлера компании в 1926 году слились в могущественный Daimler-Benz!

Первые колесные транспортные средства, построенные отцами, открывают экспозицию. 29 января 1886 года Карл Бенц получил патент за номером 37435 на свою трехколесную коляску на велосипедных колесах без рессор. И первым поехал на ней 3 июля, о чем вспоминал с неохотой – пришлось выкупить у местного колбасника весь товар, поскольку его лошадь напугалась хлопков работающего мотора и опрокинула повозку с колбасой.

Готлибу Даймлеру лучше отдать приоритет в изобретении мотоцикла – в 1885 году он вывел из мастерской свой Retwagen – чудо на деревянных колесах. Даймлер не ставил перед собой цели построить именно автомобиль. Кредо Даймлера – моторизация в трех сферах – на земле, в воздухе и на воде – будет позднее отражено в знаменитой трехлучевой эмблеме. Так, следующим предметом внимания стала лодка, которую инженер решил назвать «Мария» в честь свояченицы, помогавшей его любимой супруге воспитывать пятерых детей. В рекламных целях Даймлер преподнес этот первый в мире бензиновый катер самому Бисмарку.

Верхом совершенства казался консулу Эллинеку его Reisewagen, на котором он вместе с семьей ежегодно отправлялся из Ниццы принимать лечебные воды под Вену. Эллинек – это «мистер Мерседес». Консул Австро-Венгерской империи был помешан на автомобилях, но не мог под своим именем участвовать в гонках! Взяв псевдоним в честь дочери, он превратил его в успешную торговую марку Daimler Motoren Gesellschaft. 60 лошадиных сил консульского Mercedes Simplex в 1907 году значили примерно столько, сколько 550 лошадей современного Maybach.

Можно ли по автомобилям изучать историю? Что за вопрос!

Вот, например, бронированный Mercedes-Benz 770К (W07) японского императора Хирохито. Божественный микадо подавал водителю команды через специальное устройство типа судового телеграфа. Команды высвечивались на табло иероглифами: начать движение, ехать медленно, остановиться, повернуть направо, повернуть налево, возвращаться во дворец. Водитель боялся даже поднять глаза на сына Всевышнего на земле, в то время, как реальная власть императора в Японии 30-х годов была попрана военными. Хирохито призвал японцев прекратить сопротивление, пытаясь остановить захват страны американцами, а затем, по требованию оккупационной администрации, вынужден был отказаться и от своей божественности. 

Впрочем, Mercedes-Benz 770К (W07) с символом императорской власти – золотой хризантемой – ему оставили. На завод этот автомобиль (один из семи заказанных императором) вернулся в 1971 году как своеобразный жест признательности со стороны Хирохито. Рядом с ним на фоне японской бумажной стены экспонируется еще один Mercedes-Benz 770К, только с кузовом не пульман-лимузин, а кабриолет F. Эта машина императора, потерявшего свою власть значительно раньше, – германского кайзера Вильгельма II. Он тоже предпочитал личному общению с водителем бортовой телеграф. Интересно другое: и машина из Японии, и машина из Голландии, где в изгнании жил кайзер, имеют руль с правой стороны!

Помимо познавательной ценности, музейные экспонаты обладают и вполне ощутимой ценой. Страховая стоимость Mercedes-Benz 500K Special Roadster 1936 года может составлять до пяти миллионов евро. Из 25 таких автомобилей уцелело пять, причем два – в заводской коллекции. Про этот автомобиль писали, что «его линии призваны напомнить о былом величии кайзеровского флота». Данный экземпляр принадлежал аргентинскому оловянному королю Мигелю Абрю. В 1970-м завод разыскал его на свалке и восстановил. 

Конечно, автомобили Mercedes-Benz и политика во все времена были неразрывно связаны. Успешный бизнес компании в СССР во многом объясним благосклонностью к ней со стороны Брежнева. А вот что расположило генсека к компании… Говорят, что в его коллекции было несколько «мерседесов». Вряд ли хотя бы одному из них суждено вернуться в заводскую коллекцию, потому что на самого Леонида Ильича ни один из этих автомобилей записан не был. У нас даже «мерседесы» числились народными.

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter