Сегодня редкий водитель оставляет свой автомобиль в том виде, в котором его купил. И если одни занимаются тюнингом, добавляя на машины спортивные детали, то другие поступают проще, ограничиваясь виниловыми наклейками на стеклах или кузове авто.
Надпись на машине может быть остроумной или не очень. Она может служить посланием соседям по дороге, протестом против очередной стройки на окраине, агитацией за независимого кандидата или способом выражения жизненного кредо.
Помимо наклеек с изображением автоматов Калашникова и кота Саймона с миской, столь популярных сегодня в Челябинске, на дорогах города встречаются и забавные надписи. Так, один челябинец на спортивном купе с помощью наклейки «Женюсь, если догонишь!» искал спутницу жизни. Искал жену и некий житель города – на своем BMW он разместил объявление «Машина – самолет. Экипажу требуется стюардесса!».
Наклейка на автомобиле – это своего рода индикатор, показывающий, о чем думает автовладелец и что его беспокоит. К примеру, 11 августа более 60 участников автопробега за соблюдение ПДД после ДТП на перекрестке ул. Доватора и Шаумяна прокатились по городу с наклейками «Помним, скорбим... 4 июля 2013 год». Также в колонне были замечены и другие автомобили, на задних стеклах которых было написано «Не гони! Тебя ждут дома!», и при этом напечатан спидометр с разметкой, где заканчивается скорость жизни и начинается скорость смерти.
В любых протестных автопробегах, кстати, наклейки на стеклах становятся чуть ли не главным способом выражения народного мнения. То же касается и предвыборных гонок: но если в Челябинске плакаты за того или иного кандидата пока не в ходу, то в Москве стикеры уже успели стать полноценным каналом агитации наравне с традиционными методами.
Автоюрист Олеся Савельева рассказала несколько правил, которые следует соблюдать, если вы решили написать что-то на машине. Так, наклейки и рисунки на автомобиле не должны закрывать обзор с места водителя, скрывать или нарушать нормальную работу осветительных приборов, закрывать госномера автомобиля и размещаться на лобовом и передних боковых стеклах.
В законодательстве есть требования и к содержанию самих «посланий». Как и в любом другом случае, запрещается использовать экстремистские высказывания и символику, а также допускать матерные выражения.
Еще один вариант использования подобных «посланий» – это объявление о продаже машины или, например, реклама мероприятия. Так, Уральская лига дрифта не первый год оклеивает стекла машин наклейками с датой финального соревнования. «Мы хотим рассказать челябинцам, что наш город принимает финал чемпионата Урала по дрифту, и нужно ехать смотреть мастер-класс от двукратного вице-чемпиона России по дрифту Никиты Шикова, – говорит руководитель Уральской лиги дрифта Сергей Анкудинов. – Подобные наклейки в этом году делает и Красноярск на супердрифт-битву. Эффективная и почти бесплатная реклама».
Фото: Фото Марины АФОНИНОЙ