5 ноября в силу вступила новая редакция закона «О безопасности дорожного движения», а это значит, что вскоре автошкольники будут получать водительские удостоверения по новым правилам.
Одно из главных нововведений – это категория «М» для скутеров и мопедов. Получить водительское удостоверение для управления данными видами транспорта смогут лица, достигшие 16-летнего возраста.
«Наконец-то, дождались. Осталось дождаться, когда закон начнут соблюдать, – пишет наш читатель под ником Драйвер. – Надоело видеть мопедчиков, плюющих на правила, едущих по тротуару, газону, по крайней левой, по три человека, на красный, по встречке, явно пятиклассников. О них же заботятся. Надо научить их не только правилам, но и как здоровье не оставить под колесами».
Уточняется также, что всем имеющим права любой другой категории сдавать экзамен на категорию «М» не придется, так как при наличии водительского удостоверения она уже будет считаться открытой.
Среди основных изменений в законе числится отмена самостоятельной подготовки к сдаче экзамена в ГИБДД – теперь до него будут допускаться только выпускники автошкол. Также ученикам придется заранее определиться с выбором трансмиссии будущего средства передвижения. Дело в том, что для машин с автоматом отныне введена специальная пометка. Проходишь обучение на авто с АКПП – значит пересесть на механику без повторной сдачи экзамена уже не получится.
«Если в будущем водители, сдававшие экзамены на автомобилях с автоматической коробкой передач, захотят пересесть на «механику», им необходимо будет сдать практический экзамен на транспортном средстве с механической коробкой передач», – поясняют в пресс-службе ГИБДД МВД России.
Что касается запрета на работу для водителей-мигрантов с иностранными правами, то с ним решено повременить. На подготовку и сдачу экзаменов в ГИБДД с последующей заменой удостоверения на российское дается еще полгода. А вот после 14 мая 2014 года нарушителей, скорее всего, уже будут лишать прав и штрафовать.
Также новая редакция закона «О безопасности дорожного движения», помимо существующих категорий «A», «B», «C», «D», «BE», «CE» и «DE» и новой «М», вводит сразу несколько подкатегорий: «А1» – легкие мотоциклы, «В1» – трициклы и квадрициклы, «С1» – небольшие грузовики, «D1» – небольшие автобусы, категории «С1Е» и «D1Е» – прицеп к категориям «С1» и «D1» массой свыше 750 кг. К тому же появятся специальные категории для водителей трамваев и троллейбусов – «Tm» и «Tb» соответственно.
Список категорий и подкатегорий с их подробным описанием.
«Информации о том, как должно проходить обучение по новым категориям и подкатегориям, Министерство образования еще не выдавало. Поэтому пока мы не знаем, как готовить людей, – говорит директор автошколы «АРТэС» Сергей Артемьев. – Как только соответствующие программы обучения будут разработаны, утверждены и обнародованы, придется переоформлять лицензию и получать разрешение на обучение по новым категория. А пока автошкола работает старом режиме – обучает водителей категории «B».
Как сообщают в пресс-службе ГИБДД МВД России, введение подкатегорий направлено на облегчение самого процесса обучения и получения водительских удостоверений. Подтвердить или опровергнуть данное высказывание можно будет только после того, как новый механизм будет запущен в работу и отлажен. Отметим, что, несмотря на то, что свежая редакция закона «О безопасности дорожного движения» вступила в силу, а списки категорий и подкатегорий утверждены, до сих пор отсутствуют соответствующие обучающие программы. Как в таком случае автошколам готовить водителей, а Госавтоинспекции принимать экзамен – не понятно.
По словам Сергея Артемьева, в связи с отсутствием утвержденных программ и требований к подготовке водителей по новым подкатегориям, рано говорить и об увеличении стоимости и длительности обучения: с одной стороны, если та или иная программа не увеличится по часам, то и предпосылок к повышению цены на нее нет, а с другой – еще не известны требования к материальной базе автошкол. Если потребуется ее серьезное обновление, то это может сказаться на конечной стоимости обучения. Но это, опять-таки, только предположение.
Свое отношение к введению новых правил получения водительских удостоверений высказал и заместитель председателя Челябинского областного отделения ВОА Николай Живец: «В общем и целом мы оцениваем данные изменения положительно, – говорит Николай Живец, – Хорошо, что требования к водителям становятся все более конкретизированными. Однако закон-то в силу вступил, а мы еще не готовы. Нет подзаконных актов, стандартов и программ подготовки водителей – все это находится в стадии разработки».
В Госавтоинспекции уверяют, что переход на новую систему будет постепенным и безболезненным. По сути, новые правила приводят российское законодательство в соответствие с международным. Обязательного обмена водительских прав для россиян в связи с вступлением в силу новых правил не будет – они действительны до окончания срока.