Российские автомобилисты стали чаще нарушать скоростной режим, попадать в ДТП из-за технической неисправности автомобилей и плохого состояния дорог, но реже учинять «пьяные» аварии. Обнародованная ГИБДД России статистика аварийности наглядно демонстрирует влияние новых штрафов на водителей.
Согласно официальным данным, с января по октябрь 2013 года на российских дорогах произошло 167 тысяч аварий с пострадавшими. Жертвами этих дорожно-транспортных происшествий стали чуть менее 22 тысяч человек, более 200 тысяч были травмированы. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года число дорожно-транспортных происшествий снизилось на 2,1%, число погибших – на 7,3%.
В ГИБДД отмечают, что с приходом 2013 года общая аварийность начала снижаться, хотя в 2011-2012 годах наблюдался неуклонный рост числа дорожно-транспортных происшествий. Как считают эксперты, это результат повсеместного применения видеокамер и повышения штрафов. Продолжает стабильно снижаться и число ДТП с участием нетрезвых водителей. По их вине за десять месяцев этого года случилось 11 тысяч аварий, в которых 16 тысяч человек были травмированы (сокращение на 2,2%) и 1 739 погибли (сокращение на 5,4%).
«С начала года в Челябинской области совершено 3770 ДТП, что на 8,3% меньше прошлогоднего показателя, – отмечает начальник пресс-службы УГИБДД Челябинской области Виктор Хайрулин. – Кроме того, люди стали меньше гибнуть на дорогах – в этом году в авариях погибли 523 человека, что на 5,1% меньше, чем в 2012 году. Нетрезвыми водителями в текущем году совершено 177 аварий, что на 9,2% меньше показателей прошлого года. В 2013 году в таких авариях погибли 16 человек, в прошлом – 33. Снижение на 51,5%. Профилактические мероприятия срабатывают эффективно, но будет хорошо, когда эти цифры будут равны нулю».
При этом количество ДТП из-за технического состояния машин и плохого состояния дорог стало больше. Так, за десять месяцев этого года количество аварий из-за дорожных ям увеличилось почти на 22%. В 43 тысячах таких дорожно-транспортных происшествий 55 тысяч человек получили различные травмы и около шести тысяч погибли. Правда, за аварии на разбитой трассе дорожников крайне редко привлекают к ответственности – доказать их вину в суде практически невозможно.
Самой аварийной среди регионов в текущем году по-прежнему остается Москва с отметкой в 9370 аварий, затем Московская область – 7583 аварий, замыкает тройку Санкт-Петербург – 6788 аварий. По числу погибших в автокатастрофах лидирует Подмосковье, где погибло 1254 человека.
Также растет и число ДТП, происшедших по вине неустановленных водителей, сбежавших с места происшествия. Количество таких аварий, участников которых так и не удалось разыскать, выросло на 20%. За этот год водители-беглецы учинили почти восемь тысяч серьезных аварий, в которых 7656 человек получили увечья и 522 погибли.
С введением новых штрафов число нарушителей скоростного режима увеличилось в несколько раз. Водители на 40% чаще стали превышать скорость от 20 до 40 км/ч – за это нарушение ПДД оштрафовано уже 21,6 млн автомобилистов. На 20% больше водителей стали превышать скорость на 40-60 км/ч, на 25% увеличилось число нарушителей скоростного режима на 60-80 км/час. Однако общее число нарушений ПДД снизилось, хотя еще в 2012 году прирост нарушений в области дорожного составил 12,8%. Согласно официальным данным ГИБДД, в прошлом году Правила дорожного движения нарушили 88% российских водителей. Всего за 2012 год было выписано 65 миллионов штрафов – 3,9 из них пришлись на пешеходов.
На фоне последних официальных данных ГИБДД, члены «Общероссийского народного фронта» (ОНФ) предлагают улучшить безопасность на дорогах денежными бонусами для законопослушных автомобилистов. Такой пункт намерен внести в Налоговый кодекс член центрального штаба ОНФ, единоросс Александр Васильев. Согласно его инициативе, дисциплинированным водителям будут возвращать налоговый вычет с налога на доходы физических лиц, который сейчас составляет 13%.
Вычет будет зависеть от суммы уплачиваемого налога на доходы физических лиц, который у нас удерживают. Предоставлять налоговый вычет планируется в следующем размере: порядка 15% от общей годовой суммы налогов за первый год без нарушений ПДД, за второй год – 20%, за третий – 25%».
«Подтвердить факт отсутствия нарушений ПДД будет возможно путем предоставления в налоговую инспекцию соответствующих справок из органов ГИБДД и страховых компаний, – отмечает Александр Васильев. – Помимо этого, в налоговую инспекцию будет необходимо предоставить копию паспорта транспортного средства, а для лиц, не имеющих в собственности автомобилей, копию трудового или иного гражданско-правового договора, подтверждающего факт осуществления гражданином в течение налогового периода функций водителя».
«Зачем вводить бонусы за то, что ты обязан выполнять? Соблюдение ПДД далеко не геройский поступок, – говорит челябинский автомобилист Степан Крюков. – Гораздо грамотней премировать водителей за безаварийное вождение, что и сейчас есть».
Парламентарий также подчеркнул, что новаторство не станет лазейкой для обеспеченных граждан, которые при помощи этого изменения в налоговом кодексе решат вернуть многомиллионные налоговые вычеты. Для предотвращения подобных ситуация Васильев предложил ввести верхнюю планку выплат в размере 50 тысяч рублей. В ближайшее время инициатор планирует заручится поддержкой граждан и экспертов.