Челябинске маршрутные такси вскоре могут быть отмечены знаками качества. 11 ноября на аппаратном совещании глава администрации Челябинска Сергей Давыдов поручил начальнику управления транспорта Олегу Козлову разработать условия конкурса среди организаций, в частном порядке осуществляющих перевозки пассажиров.
«Идея не новая, уже использовалась в других городах, в том числе, за рубежом, – отметил Сергей Давыдов. – Надеемся, этот опыт позволит нормализовать ситуацию на рынке маршрутных перевозок. Люди будут знать, какой транспорт безопасный. В первую очередь из конкурса выпадут ржавые кастрюли, которые пытаются сейчас перевозить пассажиров».
Предполагается, что в состав конкурсной комиссии войдут не только сотрудники администрации города, но и представители общественных организаций, которые защищают права потребителей, а также пассажиры и даже сами извозчики.
Итак, по каким же критериям будет определяться, достоин ли тот или иной частный микроавтобус носить наклейку с символом «Знак качества»? Во-первых, каждая маршрутка пройдет проверку на предмет участия в ДТП. И конечно же, от внимания членов комиссии не ускользнет техническое состояние транспортных средств, квалификация водителей и качество обслуживания.
«По итогам этого конкурса мы сможем определить конкретные маршруты и машины, соответствующие всем требования безопасности и предоставляющие качественные услуги по перевозке, – говорит Сергей Давыдов. – Такие автомобили в результате будут выделены особыми знаками, что даст понять пассажирам, что именно на этих машинах можно безопасно и качественно передвигаться, и я думаю, люди будут отдавать предпочтение именно им».
Пожалуй, нет в Челябинске человека, которого полностью устраивал бы общественный транспорт: автобуса не дождешься, а поездка на маршрутном такси нередко превращается в настоящую проверку на стрессоустойчивость. «Складывается впечатление, что нарушение правил дорожного движения у водителей маршруток – это норма. Может быть, у них даже есть ежемесячный план по количеству «залетов»« на дороге? – сетует челябинка Алина Караваева. – Другого объяснения такому количеству нарушений за одну поездку я найти не могу».
В конце прошлой недели, 8 ноября, в Ленинском районе Челябинска произошла очередная авария с участием маршрутки. Рано утром под покровом густого тумана на пересечении улице Новороссийской и Гагарина водитель пассажирского Ford Transit, не справившись с управлением, вылетел с дороги и впечатался в дерево.
«В результате происшествия шесть пассажиров маршрутного такси обратились за медицинской помощью в лечебные учреждения города, – рассказали в пресс-службе ГУ МВД России по Челябинской области. – Из них травмы получили две 45-летние женщины и семилетняя девочка».
Сам водитель, бросив покореженный о дерево Ford Transit, с места аварии скрылся. Как сообщили в ГИБДД города, в этот же день беглец был задержан. Им оказался 31-летний иностранный гражданин. В настоящий момент сотрудники полиции устанавливают все обстоятельства и причины произошедшей аварии.
Среди самых частых нарушении ПДД водителями маршрутных такси в Госавтоинспекции отмечают не соблюдение скоростного режима, не предоставление преимущества в движении пешеходам и транспорту, движущемуся по главной дороге, а одним из главных «хитов» до сих пор остается перевозка количества пассажиров, не соответствующего общей вместимости микроавтобуса.
Власти борются с частными извозчиками-нарушителями по мере своих сил. Регулярно ГИБДД совместно с сотрудниками Гостехнадзора и представителями федеральной миграционной службы проводят специальные мероприятия по общественному транспорту. Вот и в минувшие выходные в поле зрение сотрудников Госавтоинспекции попали 150 челябинских водителей маршруток и автобусов, нарушивших ПДД. Помимо профилактических мероприятий, ежедневно извозчики перед выходом на линию подвергаются проверке документации и технической исправности каждого автомобиля. А теперь вот и своеобразный ГОСТ вводить собираются. Только вот далеко не у всех предложение оклеивать маршрутки знаками качества вызывает одобрение.
«В утренний час пик, когда все торопятся на работу или учебу, думаешь в первую очередь не о том, есть ли на маршрутке знак качества, а о том, как бы впихнуться в салон, – говорит студент Евгений Романов. – Да, согласен, тут пассажиры и сами проявляют безответственность, ну а что делать? Вставать в 5 утра и приезжать в университет за несколько часов до начала пары как-то не хочется. В общем и целом мне кажется, что должного внимания наклейкам на маршрутках люди уделять не будут. А вот если действовать от противного – например, как-то пометить микроавтобусы, уже побывавшие в ДТП, то это может и сработать. Я бы лишний раз подумал, прежде чем садиться в такую маршрутку».
Еще один резонный вопрос касается возможности фальсификации знаков качества на частном пассажирском транспорте. Где гарантия, что извозчик по праву заслужил право называться безопасным и качественным, а не распечатал наклейку в ближайшей типографии? Хотя до тех пор, пока горожане не увидели макет будущих знаков качества, говорить об этом рано – быть может власти предусмотрят какую-то защиту от фальсификации наклеек.
А между тем водители маршрутных такси, прибывшие в Россию на заработки, в течение следующих шести месяцев будут усиленно сдавать экзамены на получение водительского удостоверения российского образца. Напомним, запрет на управление транспортными средствами с международными правами должен вступить в силу с 9 мая следующего года. Транспортным компаниям, выпустившим на линию иностранцев, не успевших или не сумевших до этого времени сдать экзамены, будет грозить штраф в размере 50 тысяч рублей. На сегодняшний день статистика «успеваемости» мигрантов оставляет желать лучшего – по данным пресс-службы ГУ МВД России по Челябинской области, сдать теорию с первого раза удается только 16 из 100 иностранных водителей.