10 декабря в рамках проекта Arctic Express, который приурочен к подготовке экспедиции на русский север, Челябинск посетил известный путешественник Влад Минин. О прелестях активного туризма, путешествиях по российскому бездорожью, проекте Arctic Express и о многом другом – в нашем интервью.
Экстремал, фотограф, журналист и член Русского географического общества – все это про Влада Минина. За его плечами не один рекорд – одиночная кругосветка на мотоцикле от Москвы до Кейптауна, попавшая в Книгу рекордов Гиннесса, автопробеги от Москвы до Камчатки и от Владивостока до Москвы, пересечение Аляски – до Берингова пролива в одиночку на снегоходе, путешествие на велосипеде от Аргентины до Аляски.
– Влад, расскажите о вашем новом проекте Arctic Express?
– Мы подготавливаем экспедицию на Русский север. Первую часть этих экспедиций мы планируем провести до заповедника плато Путорано и добраться до самого северного города Красноярского края – Диксона. У нас огромнейшая территория российского севера, которая со времен Советского союза осталась забытой. После ухода СССР там осталось много ржавой техники, топлива и прочего. Только сейчас начинается возрождение этого региона – много внимания уделяется его чистке, заселению и активной научной деятельности. В связи с этим мы запланировали ряд экспедиций. Наша цель сделать весь процесс экспедиции максимально прозрачным. Для этого мы выбрали четыре города – Красноярск, Омск, Челябинск и Уфа, в которых пройдут мероприятия под названием «Arctic Express. Прикоснись к легенде!».
– Почему было выбрано именно четыре города, а не шесть или, к примеру, десять?
– Я сказал, давайте проведем мероприятие во всех городах, мне ответили – давайте проведем хотя бы в четырех. Города были отобраны компанией Arctic Truсks на конкурсной основе. Со стратегической точки зрения отбор провели правильно.
– Вы уже знаете, как мероприятие будет проходить?
– У нас будет девять дизельных машин Arctic Truсks, включая, легендарный красный Toyota Hilux (тот самый автомобиль, который участвовал в экспедиции на Северный магнитный полюс совместно с телешоу TOP GEAR телеканала BBC, – Прим. автора). Вся инсталляция вместе с автомобилями будет передвигаться на специальном транспорте из города в город. Как только мы доберемся до конечной точки – Уфы, мы начнем подготовку к экспедиции. Моя основная задача сделать так, чтобы путь был понятен и все вокруг были вовлечены в этот процесс. Сама экспедиция займет около двух-трех месяцев.
Основная цель сейчас – ознакомить общественность с легендарной маркой Arctic Truсks, автомобили которой участвовали в сложнейших экспедициях. Arctic Truсks – знание о том, какую нужно сделать модификацию, чтобы автомобиль преодолел то или иное препятствие. Машина – мощное оружие, но нужно знать, как оно работает и на что способно. Пользоваться теми плюсами, которые у нее есть, и не просить большего.
– Для экспедиции на Русский север были выбраны машины Arctic Truсks, почему?
– Мы заботимся об экологии и не едем на Северный полюс на каких-то непонятных машинах. Для выполнения своих целей мы берем такие машины, которые могут не только добраться, но и нанести минимальный вред окружающей среде. Мы несем гигантскую ответственность за то, чтобы не нарушить экосистему.
– Внедорожники Arctic Truсks способны на многое. Как в рамках одного мероприятия вы собираетесь продемонстрировать их способности?
– В каждом городе мы построим Adventures Park, который будет полностью сделан из деревянных конструкций. Каждая из шести конструкций, которая наглядно продемонстрирует шесть важных параметров внедорожников Arctic Truсks, будет называться какой-то достопримечательностью России, которую, возможно, никто не знает. Именно поэтому перед каждым препятствием мы установим историческую справку. В итоге – за полчаса экипажи, состоящие из приглашенных вип-гостей, смогут попутешествовать по России.
В Челябинске событие запланировано на 1 февраля. По месту мы пока не определились, но точно знаем, что будет оно в черте города. Мы хотим создать атмосферу праздника и привезти собак и оленей. На мероприятие мы пригласим как элиту, так и жителей города, а также активные группы – спортивные клубы, клубы путешественников, тематические клубы. Возможно, после этого кто-то решится отправиться в путешествие.
«Arctic Truсks – это те машины, которые не нужно тестировать. Машина, которая заслужила называться легендой, работала в самых сложных и удаленных участках нашей планеты. Они впервые покорили Северный и Южный полюс, но им под силу не только снег. На Ближнем Востоке большое количество таких машин ездит по песчаным дюнам. У Arctic Truсks нет альтернатив», – говорит Влад Минин.
– Но чтобы путешествовать, нужны определенные способности, которые есть далеко не у каждого человека.
– Никто не знает, на что способен. Если вас завлечь в удаленный уголок земли, в вас могут открыться потрясающие возможности, о которых вы никогда в жизни не догадывались. Я вас уверяю. Однако для того чтобы двигаться вперед и верить в победу, нужна сила воли. За день до того, как я впервые отправился в кругосветное путешествие, я вытаскивал титановые штифты из ног. А ехать мне предстояло на мотоцикле. Все были уверены, что дальше Мавритании или Сенегала я не уеду. Я не знал, что смогу это сделать, но верил.
– Когда вы впервые отправились в путешествие?
– Путешествовать я начал больше десяти лет назад. Началось это с того, что захотел увидеть, что находится за горизонтом. Начал путешествовать на мотоциклах все дальше и дальше отъезжая от города. Сначала исследовал всю Московскую область, потом Золотое кольцо России и большое путешествие до Сочи и Абхазии. Потом начались большие дела. За десять лет я практически везде побывал, объездил больше 130 стран – проехал всю Латинскую Америку, Африку, Ближний Восток, всю Европу, Казахстан и Россию.
– За время путешествий сколько транспорта сменили?
– Несколько раз я путешествовал на кроссовых мотоциклах. Первый был BMW 1200 Adventure, затем был KTM и Yamaha, на которой я доехал до Абхазии и обратно. Был также спортбайк Yamaha, сейчас у меня кроссовый KTM XC. Также я отправлялся в Ski-Doo Expedition на снегоходах по Аляске. Что касается машин – Mini, BMW, Land Rover, Ford, Toyota.
– Не тяжело путешествовать на мотоцикле?
– На мотоцикле проще всего.
– Легких путей вы не ищете – за один пробег преодолеваете не одну тысячу километров. Вас кто-нибудь сопровождает?
– Нет. Так бюджетнее, проще и быстрее.
– Вам не страшно путешествовать в одиночку?
– Если ты мыслишь позитивно и прибываешь в хорошем расположении духа, то все вокруг хорошо при любых обстоятельствах! Если ты чем-то опечален и мыслишь негативно, то все вокруг становится плохим, при этом не важно на чем ты передвигаешься – мотоцикле, машине и летишь на самолете. Старайтесь быть позитивным, и все вокруг будет замечательно. Первые ночи пребывания в Африке запомнились ползающими вокруг меня скорпионами и змеями – для меня это был ужас. Но я перешел эту стадию – начал воспринимать это позитивно и просто растворился в природе. С тех пор в любом месте мира я чувствую себя как дома. Приблизительно тоже испытываю и сейчас. Я не знал в Челябинске ни одного человека. Специально снял мини-гостиницу, которая дает домашний уют. Познакомился со многими людьми и чувствую себя здесь хорошо. И у меня нет такого – о боже, куда я попал?
– К новой дорожной обстановке также легко и быстро адаптируетесь?
– Прежде чем заехать в другую страну, я изучаю ее религии, вероисповедание, традиции, подготавливаю разговорники той страны. Для того чтобы общаться с людьми, нужно знать хотя бы слов десять на родном для них языке. Знать их вероисповедание, чтобы не обидеть, уважать их ментальность. Знать достопримечательности и города, чтобы поддержать диалог. Естественно, перед каждой страной, куда я еду, у меня есть минимальная. На каждую новую страну я делаю профайл.
– То есть о спонтанности в путешествии речи не идет?
– Спонтанность всегда присутствует в путешествии, без нее невозможно выполнить сложную задачу. Но чтобы подстроится под ситуацию, нужно всегда мыслить творчески.
– Вот так с ходу сможете вспомнить ваш самый счастливый момент в путешествии?
– Один из самых счастливых моментов моей жизни – три недели в полном одиночестве в зимовнике в каньоне на Аляске. Там я пережидал черную пургу, из-за которой можно было умереть на улице за пять минут. В такие погодные условия движения никакого быть не может, и мне крупно повезло, что я нашел этот занесенный снегом домик, в котором были припасы и дрова. Когда пурга прекратилась, я заставил себя вернуться оттуда.
«Я хотел бы стать одним из тех, кто будет открывать новые регионы и интересные места, которые потом станут интересными для других. Я хочу привлечь людей к активному туризму», – признается Влад Минин.
– Как вы справляетесь с форс-мажорными ситуациями?
– Меня постоянно об этом спрашивают. У любого человека в такой ситуации есть только один выход – просто выйти из этих обстоятельств. Другого выхода нет! Если вы попали в форс-мажорную ситуацию – у вас нет готовых решений. Что такое форс-мажор? Это непредвиденные обстоятельства, которыми вы не можете управлять. Единственное, что вы можете предвидеть, что такие ситуации в принципе возможны. И для этого вам необходимы контакты. Поэтому перед тем как ехать в какую-то страну я нарабатываю контакты – знакомлюсь с людьми в Сети, ищу людей по журналистской или дипломатической линии. Поэтому каждый раз, когда я попадаю в новую страну, в которой со мной что-то происходит, у меня там есть два-три решения, которые могут мне помочь.
– Разлука с близким человеком часто тяжело переносится. Как ваша семья отпускает вас так надолго?
– А разве есть выбор? Это моя работа! Со мной супруга была дважды за полярным кругом, с ней мы также проехали всю Россию. Самое важное – это желание вернуться домой! В Майями в доме на море меня ждут жена и четверо детишек.
– Влад, вы постоянно находитесь в путешествиях. Где вы встретили свою жену?
– Шел по пляжу и встретил. (Смеется.) Все просто!
– Вы признаетесь в любви России, а жить предпочитаете в Америке. Как так получилось?
– Россия – это моя родина, и я люблю ее и уважаю, но хочу жить около моря и в тепле. Детям удобнее и комфортнее жить около моря. В Майями, кроме шлепок и шортов, вообще ничего не нужно. В целом в Америке жить гораздо проще, чем в России. Здесь слишком много тратишь времени на решение разных задач. В Америке все решается быстрее, проще и эффективней. Остается больше времени для личной жизни. Если здесь целью своей жизни можно ставить покупку квартиры, машины и полжизни это делать, то в Америке это можно сделать в один клик. Купить машину – нет проблем, купить квартиру – нет проблем. Так я пришел в Америке в Toyota центр и сказал, что мне нужна Toyota Tundra. Через час, не заплатив ни доллара, я уехал на этой машине. Мне дали беспроцентную рассрочку на пять лет – здесь таких условий нет. И подобных моментов очень много. Там жить проще, хотя не легче. Зарабатывать в Америке деньги гораздо сложнее. Здесь люди зарабатывают безумные деньги, там это сделать очень тяжело – нужно быть действительно выдающимся и уникальным.
– Нашим читателям всегда интересно? как складывается взаимоотношение водителей с полицейскими и между собой в других станах. Что вы можете рассказать про американских водителей?
– Все так же происходит, как и у вас. Более того, во всем мире одни и те же условия. Плюс и минус. Это как разные люди – одного на дороге вы встретили хорошего, другого просто нейтрального, третий будет плохой. Приблизительно такая конфигурация есть в каждой стране. В целом водители более законопослушные, но все меняется от штата к штату, в которых разные условия. В Америке водители едут медленнее, чем в России. Друг к другу относятся более уважительно. В США очень важно соблюдать дистанцию – если вы будете ехать слишком близко к другому водителю, скорее всего, он сразу позвонит в полицию. Вероятнее всего, водитель пожалуется, что вы его преследуете. Полиция вас обязательно остановит. В отношении с полицейскими совершенно другая схема. Водителям нельзя выходить из машины и уже тем более предлагать им взятки. Пока полицейский решает, что с вами делать, вы находитесь в машине.
– У многих путешественников есть свои талисманы, которые в экспедициях их сопровождают. У вас есть такой?
– Во многие путешествия я беру с собой маленькую куколку, которая сделана из веревочек. Мне подарила ее супруга со словами: «она будет тебе микроженой».
– Влад, поделитесь – как стать таким же успешным путешественником, как вы?
– Вы знаете, у Nike есть отличный слоган – Just do it! (Просто сделай это! – Прим. автора). Начните путешествовать прямо сейчас. Выйдите, поднимите руку и начните путешествовать! Я знаю людей, которые автостопом доехали до ЮАР. Главное – не бояться. Приблизительно так у меня и произошло. Понятно, что я еще с детства путешествовал на велосипедах и мотоциклах, но, когда со мной произошла серьезная авария (в 2004 году Влад попал в страшную аварию – мотоцикл, за рулем которого он сидел, переехал грузовик. Ему чудом удалось избежать ампутации ног. Спустя два года после длительной реабилитации он отправился в кругосветное путешествие на мотоцикле, – Прим. автора), я переоценил свои ценности и начал заниматься социальной деятельностью. Каждое мое путешествие это социальная работа, я всегда вовлекаю в работу большое количество людей, и вместе мы поднимаем какой-то важный вопрос. Моя миссия – быть полезным обществу.
Путешествовать можно по-разному! Можно просто поднять руку и уехать, а можно, как Федор Конюхов, плыть на лодке-ракете по Тихому океану. Знаете, он отважный человек, я бы никогда не пошел на такое. Нужно быть глубоко убежденным в том, что тебе это надо.
Благодарим компанию «Тойота Центр Челябинск Запад» за помощь в подготовке материала.
Фото: Фото из открытых источников и с сайта Аrcticexpress.ru