Меньше всего отпускнику, отправляющемуся даже в небольшое путешествие в соседнюю область, хочется конфликтовать с законом – сотрудниками полиции, налоговиками, судебными приставами, таможенниками и прочими его многочисленными представителями. Буквально вчера челябинец Арсений Петров (имя изменено) попал на трассе Свердловской области в довольно комичную ситуацию, которая вполне могла обернуться полным срывом заранее запланированного отдыха.
На посту дорожно-постовой службы неподалеку от Сысерти Арсения остановили сотрудники полиции. И остановили, как признался сам молодой человек, за дело – он превысил скорость. Конфликтовать со стражами порядка Арсений не стал – сам нарушил, сам и понесет наказание в виде штрафа. Потому он терпеливо ждал, пока стражи закона «пробивали» его по базам данных ГИБДД и выписывали квиток на оплату штрафа. И тут происходит это:
– Да вы, товарищ, оказывается прав лишены, – поправляя форменную зимнюю шапку, говорит инспектор.
Сказать, что в этот момент Арсений опешил, значит не сказать ничего.
– Как? – вырывается у него.
– А вот так! В 2012 году на Камчатке, за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, – подытожил сотрудник полиции.
Как рассказал нам Арсений, на Камчатке он действительно был, но не в 2012 году, а в далеком детстве. Само собой, машину он тогда «водил» разве что игрушечную, да и детским алкоголизмом не страдал. Но почему же в базах ГИБДД он числится, как лишенник? Совпадает все – имя, отчество, фамилия и год рождения.
«Продержали меня там часа два – хорошо хоть на дороге стоять не пришлось в такой мороз, – вспоминает Арсений. – За это время сотрудники полиции куда только не позвонили, даже на Камчатку. В итоге выяснили все-таки, что лишен прав не я, а мой полный тезка».
Ситуация разрешилась: сотрудники полиции извинились перед молодым человеком, выписали ему квитанцию на оплату штрафа за превышение скорости и отпустили с миром.
К слову, похожая ситуация случилась в прошлом году в Москве. Но тогда последствия были куда более серьезными. В конце апреля 2013 года столичные полицейские остановили автомобиль для проверки документов. В удивлению водителя, он оказался лишенным прав за хмельную езду по решению суда. Причем сам он на заседании не был, правил не нарушал, да и просто для проверки документов его раньше не останавливали.
Как выяснилось, в январе все того же 2013 года сотрудники полиции остановили Hyundai Accent, у водителя которого наблюдался характерный, не допустимый за рулем алкогольный выхлоп. Документов у мужчины при себе не было, но он назвал свои данные, вплоть до адреса по прописке, и прошел медосвидетельствование, показавшее наличие в его организме алкоголя. Автоинспекторы, оставив в протоколе незаполненные строки, не стали заниматься установлением личности. Равно как и судья, вынесший заочно решение о лишении водительских прав. В результате без вины виноватому водителю пришлось восстанавливать свое доброе имя и добиваться возвращения ВУ.
Как пояснил нам челябинский правозащитник, автоюрист, представитель интернет-сообщества «Юридическая грамотность автомобилистов» и автор одноименной книги Юрий Панченко, в административном кодексе правонарушение либо есть, либо нет. Понятие «подозрение о совершении правонарушения» там отсутствует.
«Если у инспекторов есть сомнения, если они думают, что водитель совершил правонарушение, но при этом доказательств у них не достаточно, административный кодекс дает им два дня на сбор этих доказательств, – поясняет автоюрист. – И только собрав доказательную базу, они могут составить протокол о правонарушении. Если двух дней недостаточно, сотрудники полиции должны начать административное расследование. При этом задерживать водителя на время сбора доказательной базы сотрудники полиции не имеют права. То есть в данном конкретном случае инспектор, остановивший челябинца, якобы лишенного прав на Камчатке, должен был составить по данному факту рапорт, запросить два дня на выяснение обстоятельств и сбора доказательной базы, а водителю выписать повестку, обязывающую его явиться в назначенный день и час, и отпустить».
Причин, по которой «чистый» водитель может оказаться в опальном списке ГИБДД – масса. От банальной канцелярской ошибки, от которой ни один человек не застрахован, до профессиональной небрежности и халатности. Важно знать, как вести себя в подобной ситуации.
Фото: Фото Олега КАРГОПОЛОВА