Организацию и участие в уличных гонках могут приравнять к уголовному преступлению. Соответствующие поправки к Уголовному кодексу РФ могут быть внесены в Госдуму уже в ближайшее время. Автором инициативы выступает депутат Госдумы, лидер партии «Автомобильная Россия» Вячеслав Лысаков, который приравнивает стритрейсеров по степени опасности к пьяным водителям.
Главная причина столь жестких мер – трагические последствия уличных заездов.
Отдельной статистики по авариям с участием гонщиков в Госавтоинспекции России нет, но любители нелегальных заездов являются настоящей головной болью для большинства крупных городов. Столица Южного Урала не исключение.
В свое время особая ситуация складывалась с площадкой у ЮУрГУ, где традиционно каждую субботу проводились нелегальные гонки. В 2010 году Госавтоинспекция города решила эту проблему – по сей день возле университета круглосуточно дежурят экипажи ДПС. С тех пор челябинские стритрейсеры ушли с городских улиц – они организовывают заезды на выездах из города и за его пределами.
Как раз во время одной из таких несанкционированных гонок в Советском районе Челябинска погиб байкер. Смертельное ДТП случилось в ночь на 1 сентября 2012 года на Троицком тракте. Водитель автомобиля ВАЗ-2107 при выезде с прилегающей территории не пропустил мотоциклиста, ехавшего по главной дороге. От сильнейшего удара «семерка» и байк загорелись. По предварительным данным, 24-летний водитель мотоцикла от полученных травм скончался в машине скорой помощи, пассажир мотоцикла был госпитализирован в тяжелом состоянии.
Еще одна трагедия из-за любителей высоких скоростей стряслась 4 июля 2013 года на перекрестке улиц Доватора и Шаумяна. Соперничество на дороге привело к гибели 34-летней Ольги Вивчерук и ее трехлетней дочери Маши.
Напомним, попытки «прижать» нелегальные гонки были предприняты еще в 2011 году. Тогда общественный совет при УМВД России Приморского края предлагал Госдуме внести понятие стритрейсинга в правовые документы и ввести серьезную ответственность для нелегальных гонщиков.
Теперь в качестве наказания для стритрейсеров депутат Вячеслав Лысаков предлагает ввести крупный штраф в 100–200 тысяч рублей, а организаторам в качестве максимальной планки – принудительные работы или небольшой срок в колонии. Дата реализации данной инициативы пока неизвестна. Депутат пояснил, что пока это лишь идея, которая будет обсуждаться с коллегами уже в эту весеннюю сессию. Поскольку закон должен повысить безопасность на дорогах, политик рассчитывает на поддержку коллег и представителей ГИБДД.
«Мы стараемся пресекать уличные гонки, которые приходятся в основном на лето, – отмечает заместитель начальника ГИБДД Челябинска майор полиции Алексей Горшков. – Узнаем примерные места, где могут собираться любители гонок, и отправляем туда дополнительные экипажи. Стараемся оперативно реагировать на заявки о скоплении транспорта».
Пока в российском правительстве обсуждают, какой кнут действенней, в Америке проблему решают проще. Несколько лет назад полиция города Онтарио (штат Калифорния) запустила масштабную программу по борьбе со стритрейсерами. Помимо установки лежачих полицейских в излюбленных местах стритрейсеров стражи правопорядка решили отправлять машины уличных гонщиков, которые собраны из краденных запчастей, под гидравлический пресс.
В Германии гонщиков отлавливают и наказывают денежным штрафом. Правда, угнаться за нарушителями непросто. Чтобы облегчить полицейским задачу, власти приобрели спортивные Porsche. Только за один месяц они поймали более сотни гонщиков, которые самоуверенно думали, что ни один полицейский их не догонит.
А в Саудовской Аравии лихачество за рулем, которое влечет в случае ДТП гибель человека, рассматривается не как несчастный случай, а как сознательное убийство. Наказание суровое – смерть. По словам властей, они вынуждены принимать жесткие законы против стритрейсеров, поскольку в их стране часто случаются аварии из-за уличных гонщиков.
«Мы же не Саудовская Аравия, это там любят разбивать тачки на высокой скорости. У них куча денег! Штрафы там не спасут. У нас денег нет. Зато у нас очень много официальных соревнований по разным дисциплинам автомобильного спорта, которые проходят фактически каждые выходные. Участвуй! Гоняй сколько угодно, – говорит заместитель декана автотракторного факультета ЮУрГУ, руководитель Уральской лиги дрифта Сергей Анкудинов. – Зачем вводить уголовную ответственность, лучше постройте новые хорошие площадки, трассы и отдайте их народу! Хотя бы одну! Проблема мест! Поэтому и гоняют на улицах! «Трасса74» с грунтовым треком и небольшая асфальтовая прямая, которая не соответствует требованиям безопасности РАФ. Ни одной кольцевой асфальтовой трассы в регионе нет, и это беда! Как развивать автоспорт в таких условиях? Вот о чем нужно думать, о развитии, а не о запретах и наказаниях!»