Система, по которой российские автомобилисты, угодившие в ДТП, могут самостоятельно оформить случай без инспекторов ГИБДД, действует с 2009 года. Однако до сих особой популярностью этот упрощенный способ не пользуется. И данные Российского союза автостраховщиков тому подтверждение – в 2013 году европротоколом воспользовались лишь 9% участников аварий. В 2012 году таких было и вовсе 8%. В ближайшее время и эти проценты могут сойти на нет – европротокол будет доступен только для водителей большегрузов и автобусов, чей транспорт оборудуется тахографами.
Такой мерой страховщики хотят обезопасить себя от мошенничества со стороны автомобилистов, потому и изобретают новые способы подтверждения страхового случая. По словам президента Российского союза страховщиков Павла Бунина, использование навигационных спутниковых технологий ГЛОНАСС и тахографов со средствами криптографической защиты информации обеспечит достоверность данных при регистрации ДТП. Страховщиков заботит именно некорректируемость данной информации. Как отмечают поставщики телематического оборудования, установка «черного ящика» вполне по карману владельцу любого автомобиля. Но пока это лишь слова.
Еще одно предложение: фиксация аварии для европротокола при помощи видеорегистраторов. Но гарантировать некорректируемость данных в этом случае весьма тяжело. Также было предложено использовать записи городских камер видеонаблюдения для ускоренного оформления ДТП без участия ГИБДД. Однако к этому предложению страховщики отнеслись без энтузиазма.
В настоящее время в Госдуме ко второму чтению готовятся поправки в закон об ОСАГО. В них обсуждается повышение лимита выплат ущербу с нынешних 25 тысяч рублей до 50 тысяч. Что касается столицы и Санкт-Петербурга – до полного покрытия ОСАГО, которое предусматривает выплаты по жизни и здоровью до 500 тысяч рублей, а по материальному ущербу – до 400 тысяч.
Сейчас оформить аварию без вызова ГИБДД вы можете, если соблюдены основные условия европротокола:
в ДТП вред причинен только имуществу, все участники целы и невредимы;
в аварии задействованы не более двух ТС;
у водителей есть ОСАГО;
обстоятельства ДТП, характер повреждений, виновность не вызывают споров у участников;
размер ущерба по примерной оценке не превышает 25 000 рублей.
«Приведу реальный пример. На светофоре в задний бампер моего не очень дорогого авто слегка въехала другая машина, – рассказывает автомобилист Кирилл Ветров. – Внешние повреждения минимальны, но после калькуляции замены фонаря, покраски и рихтовки выяснилось, что ущерб перевалил за 60 тысяч рублей. За чей счет восстанавливать, если воспользоваться европротоколом? Один раз можно обжечься, второй – нет».
Если все пункты соблюдены, то водители самостоятельно оформляют ДТП, а потом каждый их них направляется к своему страховщику. Но только последний пункт останавливает многих разбираться в аварии самостоятельно. Большинство автомобилистов считает, что даже при незначительных столкновениях повреждения получают несколько элементов и 25 тысяч, выделенных на ремонт, может не хватить. И как показывает практика, не зря – средняя выплата по ОСАГО в 2013 году достигла 30 тысяч рублей. Еще один момент – пострадавшие боятся идти к страховщикам без документа, заверенного в ГИБДД. Если в страховой компании откажут в выплате, то даже в суде без такой справки делать будет нечего. А отказывают в выплатах по европротоколу они часто, поскольку опасаются мошенничества со стороны автовладельцев.
«Как я могу быть уверен в честности второго участника аварии, – говорит челябинский водитель Сергей Уфимцев. – Мы нарисовали схемы, заполнили бланки. Я уехал, а он остался и вызвал ГИБДД. Выходит, я покинул место ДТП, и все данные на меня у оппонента есть. Оспорить протокол, составленный инспектором, будет просто нереально».