Облава на маршрутные такси началась внезапно. На улицу 60 лет Октября, что в Металлургическом районе, вырулили пять экипажей ГИБДД. Инспекторы принялись тормозить «маршрутов». Место для засады было выбрано идеально – на подъезде к конечной остановке. Здесь постоянно «пасутся» десятки автобусов. Маршрутки всегда пустые: либо едут на перекур, либо только выходят на линию. Полицейская проверка нарушить планы пассажиров не сможет.
Через несколько минут дирижеры с полосатыми палочками выстроили вдоль обочины целую колонну. Тут были и вполне приличные иномарки, и чуть живые желтопузые «газели», и ПАЗы.
– Я в рейс опоздаю! Денег не заработаю, вы за меня платить будете? Кто мне возместит? – возносил к небу руки немолодой водитель с сильным акцентом.
– Мужчина, потише, – успокаивал его инспектор, – вы ехали непристегнутым, сейчас оформим протокол, и будете свободны.
– Так пиши скорей, чего тянешь! – не унимался водитель. – Я учился в высшем милицейском техникуме в Караганде, а вы меня тут держите!
Автомобиль с митингующим водителем оказался исправен. Мужчина получил бумаги и уехал.
«В последнее время поступает очень много жалоб на то, в каком состоянии водители маршруток содержат свои авто, как они соблюдают правила и как ведут себя на дорогах, – сообщила ответственный секретарь общественного совета при ГУ МВД России по Челябинской области Юлия Болотина. – Почти каждый автобус имеет неисправности, водители плохо говорят по-русски и ведут себя агрессивно, нарушают скоростной режим, останавливаются вне остановок. Плюс между ними есть жесткая конкуренция, и они начинают обгонять друг друга, подрезать и загружают остановки. За примером далеко ходить не надо: взять площадку возле ЮУРГУ. Там порой по 15-20 маршруток толкаются и не могут разъехаться».
У проверяемых маршруток полезли «косяки». Там – грыжа на колесе, на той – разный протектор, на третьей – поворотники не работают. Но чемпионом по нарушениям оказался водитель из Екатеринбурга, который осуществлял перевозки в Челябинске.
«В Свердловской области недавно изменилась ситуация с маршрутками, – рассказали инспекторы, – там водителей посадили на оклад. Многие посчитали, что это невыгодно, и переехали к нам. Если автофирма официально выиграла конкурс и не нарушает законы, то может возить пассажиров даже на транспорте из другого региона. Этот экземпляр хоть в музей ставь. Автобус просто опасен для окружающих».
Прикрученный проволокой глушитель, стершиеся номера водителю ПАЗа еще можно было простить. Но когда инспекторы сели на водительское сиденье, то ахнули. Руль ходил ходуном и держался на изоленте. Резкое движение – и баранка останется у водителя в руках, а махина станет неуправляемой. Рычаг включения указателей поворота тоже был отломан и прикручен липкой лентой. Отсутствовала стрелка спидометра. Кроме того, у ПАЗа оказались неисправны тормоза. У водителя изъяли номера. Теперь инспекторы будут разбираться не только с шофером-иностранцем, но и фирмой, которая осуществляет перевозки.
«За последнее время резко выросло количество ДТП, виновниками которых стали водители общественного транспорта, – говорит заместитель начальника отдела технического надзора ГИБДД ГУ МВД России по Челябинской области Андрей Кузнецов. – По сравнению с прошлым годом в Челябинске этот показатель вырос в четыре раза. В 2013 в январе–феврале таких ДТП было всего два. В этом году – девять. Причем в этих авариях погиб один человек и пострадали девять. В прошлом году водители общественного транспорта Челябинска были оштрафованы 23 тысячи раз».
За несколько часов, что шел рейд, инспекторы нашли 50 нарушений. Маршрутки, которые каждый день выходят на линию и возят горожан, не были оборудованы аптечкой, огнетушителем и аварийными знаками, эвакуационные выходы из такси либо заблокированы, либо неисправны. На некоторых автобусах установлена разная резина. В итоге трем автобусам была запрещена эксплуатация, с них сняли номера. Штрафы получат не только водители, но автофирмы, которые осуществляют перевозки.
Маршрутные такси попадают в сводку ДТП регулярно. На прошлой неделе AutoChel.ru писал о том, как автобус подставился под встречку. В столкновении пострадали два человека.
Фото: Фото Олега КАРГАПОЛОВА, видео Михаила ТИМОФЕЕВА, монтаж Евгения МОЛЧАНОВА